Собор Александра Невского

В XIX веке у рабочих Александровского завода появилась своя церковь - величественная и торжественная, достойная своего завода, сердца промышленного края. Но испытания и слава были у храма впереди: в ХХ веке он чудом избежал гибели, превратившись в музей, а в ХХI столетии стал главным собором Карелии, символом возрождения православия. О соборе Александра Невского, центре духовной жизни Петрозаводска, в новом выпуске "100 символов Карелии".

Собор Александра Невского. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Собор Александра Невского. Фото: "Республика" / Леонид Николаев



Рождение: заводская церковь

История собора началась в XIX веке, когда двигателем жизни в городе был Александровский пушечный завод. Его в 1774 году основала Екатерина II, и до середины XIX века предприятие было крупнейшим в России производителем корабельной и крепостной артиллерии. В отдельные периоды там работали больше тысячи человек.

Мастеровые селились на правом берегу реки Лососинки: создавали семьи, растили детей, вели нехитрое хозяйство и, конечно, ходили в храм — в то время они были приписаны к Троицкой церкви на Зареке.

«Начальство завода бдительно следило, чтобы рабочие были людьми религиозными, ходили на службы, вовремя исповедовались, — рассказывает доктор исторических наук, профессор ПетрГУ Александр Пашков. — Но мастеровые вместе с членами семей — это уже несколько тысяч человек. Понятно, что маленькая и отдаленная Троицкая церковь (которая к тому же уже была очень ветхой) не вмещала всех прихожан».

 

 

В начале XIX века решили строить новую заводскую церковь. Деньги собирали, что называется, всем миром: поучаствовала и императорская казна, и благотворители, и сами рабочие. Последние выкраивали из жалования буквально по копейке.

Из книги «Александро-Невская церковь г. Петрозаводска: сборник документов и материалов»:

Предписание горного начальника Олонецких заводов А.В. Армстронга: «Препровождая при сем собранную от мастеровых подписку о вычете из получаемого ими ежемесячного награждения по две копейки с каждого рубля на строение церкви, […] предписываю вашему благородию при выдаче такового награждения удерживать оные деньги у всех тех артелей, которые изъявили на то свое согласие».

Проект здания будущего храма создал Александр Посников, архитектор департамента горных и соляных дел из Санкт-Петербурга.

«Были и другие проекты, один из них предложил знаменитый Монферран, который в то время как раз сооружал Исаакиевский собор, — рассказывает Надежда Басова, историк и главный архивист отдела использования и публикации документов Национального архива Карелии. — Но этот проект не прошел: посчитали, что для Петрозаводска такой храм будет слишком большим, дорогим и пышным — решили выбрать проект скромнее».

 

 

Строительные работы под руководством итальянца Карло Мадерни шли семь лет и обошлись в 134 334 рубля — сумму по тем временам весьма немаленькую. Иконы для храма писал петербургский художник Александр Чижов. Причем по пути из Петербурга в Петрозаводск они чуть не погибли: лодка, в которой их везли, опрокинулась, и ящик пропал. Потом, правда, чудесным образом нашелся.

Из книги «Александро-Невская церковь г. Петрозаводска: сборник документов и материалов»:

Из рапорта управляющего Олонецкими заводами Р.А. Армстронга: «…ящик сей с иконами найден… на одном из кижских островов, и иконы от десятидневного в воде пребывания нимало не пострадали».

В 1832 году храм освятили, начались регулярные богослужения.

«В целом церковь в то время играла важную роль: мастеровые там крестили детей, венчались, отпевали умерших, — отмечает Александр Пашков. — Причем церковь занималась не только обслуживанием религиозных потребностей: в 1888 году при ней возникла церковно-приходская школа для детей рабочих. Их там учили по программе начальной школы читать, писать, считать, кроме того, обязательно преподавался Закон Божий».

Заводская Александро-Невская церковь, г. Петрозаводск, 1900-е. Автор съемки не установлен. Фото: Национальный архив Карелии

Заводская Александро-Невская церковь, г. Петрозаводск, 1900-е. Автор съемки не установлен. Фото: Национальный архив Карелии

На пороге гибели: музей

Мирная жизнь прихода продолжалась до революции, когда изменилось всё. Власти начали активную борьбу с религией, стали изымать церковное имущество. Не избежал этой участи и Александро-Невский храм.

В конце 20-х годов в городе развернулась целая кампания по закрытию заводской церкви, чтобы приспособить ее здание под иные нужды. Верующие, конечно, сопротивлялись: писали письма, собирали подписи.

Из книги «Александро-Невская церковь г. Петрозаводска: сборник документов и материалов»:

Из письма горожанки в редакцию газеты «Красная Карелия»: «Церковь никому вреда не сделала и в будущем не принесет, так что поэтому надо раньше закрыть кабаки и пивнушки, […] где наши мужья пропивают нашу молодую жизнь и наше здоровье».

Но в 1929 году стало ясно, что борьба проиграна.

«Храм, по сути, закрыли ради закрытия: очень долго шли дискуссии, что делать с этим зданием и подо что его переоборудовать — под клуб или Дом культуры. В конце концов, там открылась экспозиция краеведческого музея», — рассказывает Надежда Басова.

И здесь Александро-Невской церкви повезло больше, чем другим, отмечает директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг: в Святодуховском кафедральном соборе, например, открыли столовую и обустроили парашютную вышку, а потом этот храм и вовсе взорвали.

«Краеведческий музей изначально находится в здании на Круглой площади, правда, занимал всего одну комнату, — рассказывает Михаил Леонидович. — А в 1928 году получил статус государственного, и стало ясно, что ему нужно место. Церковь переоборудовали, по инициативе Гюллинга передали музею, а директору Степану Макарьеву поручили создать первую экспозицию — антирелигиозную выставку к десятилетию Республики Карелия, которое отмечали в 1930 году».

 

 

Потихоньку музей обживался. Появились разные отделы, представляющие жизнь Карелии. К началу 90-х музейные фонды насчитывали около 200 тысяч единиц хранения. Здание для работы было не самым удобным, но сотрудники справлялись.

«Церковь и внутри, и снаружи была достаточно узнаваема, все и в советское время понимали, что это за здание, — говорит Михаил Гольденберг. — А потом началась перестройка, и в девяностые — кампания по возврату церковных ценностей. Возник вопрос: куда девать музей? Власти приняли очень мудрое решение: перевели его в то здание на Круглой площади, где он родился. Но это уже совсем другая история».

Вторая жизнь: главный храм

«Тот вакуум, который был в обществе после разочарования в советской власти, должен был заполниться, — говорит настоятель собора Александра Невского отец Иоанн (Тереняк). — Люди ждали чего-то, что сможет дать им смысл жизни, надежду. И когда религия стала возрождаться, пустоту стали заполнять вера и добрые дела».

В 1990 году у Карельской епархии после долгого перерыва появился собственный глава: патриарх Алексий II возвел в сан епископа архимандрита Мануила (Павлова). Год спустя Александро-Невский храм вернули церкви, а там решили: будет кафедральным, значит главным, собором республики. Оставалось только сделать ремонт.

И снова, как в начале XIX века, стали собирать деньги: помогали власти, коммерческие фирмы, простые прихожане. Исследовательские и проектные работы в 1993 году начали специалисты реставрационного предприятия «ЛАД».

Когда открывали музей, единое храмовое помещение разделили перекрытиями на три этажа, для удобства сбили все карнизы, выступавшие внутрь зала, капители колонн, сняли купола и колокола, снесли башенки-кампанилы. Всё это предстояло восстановить по иконографическим материалам.

Восстановление собора Александра Невского. Фото: из личного архива Владимира Копнина

Восстановление собора Александра Невского. Фото: из личного архива Владимира Копнина

«Работа шла очень непросто: еще не было проекта, а производственники уже приступили к реставрационным работам, — говорит главный архитектор проекта Владимир Копнин. — Обмеры еще только вычерчивали, а рабочие уже начали разбирать перекрытия, и нам приходилось предлагать конкретные производственные решения».

За семь лет собору вернули первоначальный вид — с двумя поправками. По проекту Посникова здание должно было иметь форму правильного креста с четырьмя портиками. Но по какой-то причине — то ли денег не хватило, то ли времени — в XIX веке восточный портик так и не построили.

В XX веке реставраторы довели проект до логического завершения и недостающий портик все-таки сделали. Об этом просили священнослужители, которым в будущем кафедральном соборе нужны были помещения под ризницу, пономарскую и кабинет епископа. Второе отличие обновленного собора — золоченые купола, первоначально они были зелеными.

«Здание собора Александра Невского представляет собой образец высокого классицизма, — говорит Владимир Копнин. — В XIX веке оно имело очень важное градостроительное значение, его было видно из многих точек города. Поэтому, вероятно, в советское время его и решили принизить, сбив архитектурные акценты, которые его выделяли. Во время постройки храм окружали одно- и двухэтажные дома, сомасштабные ему. А он композиционно и визуально был связан с главными площадями города — Круглой (сегодня — площадь Ленина) и Соборной  площадь Кирова), организовывал вокруг себя пространство заводской застройки района Зареки, доминируя на ее фоне».

 

 

Блеск храмовых куполов и сейчас виден из многих точек исторического центра: высотная застройка находится лишь с юга от собора, на противоположной стороне проспекта Александра Невского. Так что кафедральный собор остается яркой архитектурной доминантой Петрозаводска.

Собор Александра Невского. Фото: Илья Тимин

Собор Александра Невского. Фото: Илья Тимин

 

«В 1999 году работы были почти закончены, и в соборе совершили первую большую службу — пасхальную, которую возглавил владыка Мануил, — рассказывает отец Иоанн. — А как много прихожан было! На Пасху или Рождество всегда много людей, но именно эта служба вызвала небывалый ажиотаж: она была первой за 70 лет. Это было памятно и волнительно для многих».

В 2000 году собор отметил второй день рождения: 3 июня патриарх Алексий II вновь освятил его.

Протоиерей Иоанн: служение

С тех пор прошло 20 лет. Разоренный когда-то храм вновь наполнили святынями. Иконы художника Чижова пропали, так что для собора написали новые: образы Ксении Петербургской, Серафима Саровского, великомученика Георгия Победоносца, Матроны Московской и других святых.

«Когда собор восстановили, ко мне пришел директор Онежского тракторного завода и спросил: «Что мы можем сделать для храма как преемники Александровского завода?» — рассказывает настоятель собора протоиерей Иоанн. — Я предложил заказать икону Александра Невского. Рабочие собрали деньги, торжественно эту икону привезли, а я им сказал: «Помните, этот храм не мой, не епископа. Этот храм — всех нас, и ваш в том числе. И вы для него сделали великое дело».

 

 

Совершенно уникальна и находящаяся в одноименном приделе храма икона «Собор Карельских святых»: здесь  запечатлены фигуры 34 карельских подвижников, хотя в карельских землях их было гораздо больше: Олонецкий край много веков считался местом особенных молитвенных подвигов для монахов-отшельников, его даже называли Северной Фиваидой, по аналогии с египетской пустыней, где зародилось монашество. Кстати, образ «Собор Карельских святых» владыка Мануил заказал специально к открытию восстановленного собора Александра Невского в 2000 году, и, более того, 3 июня, день освящения храма, стал одним из главных православных праздников республики — Днем Карельских святых.

Одна из особо почитаемых святынь Собора —  образ Фаддея Петрозаводского — покровителя карельской столицы. И не только образ: возле храма стоит плита с могилы святого, когда-то находившейся в часовне на Соборной площади (сегодня — площадь Кирова). В ближайшее время  эту утраченную часовню планируют  восстанавливать: фундамент ее уже нашли, а после празднования Дня республики можно будет начинать строительные работы, говорят в управлении по охране объектов культурного наследия.

 

 

«Сегодня храм живет той жизнью, которой жил до закрытия. Удалось восстановить то, что было прервано после революции, — говорит отец Иоанн. — Богослужения совершаются каждый день, крещения, венчания, отпевания. При храме есть воскресные школы — детская и взрослая, миссионерский отдел».

Сколько у храма прихожан, никто не считает. Да и как посчитать, говорит отец Иоанн: одни ходят на службы каждую неделю, другие — по великим праздникам, третьи заходят изредка — посидеть в тишине и подумать. Прихожане они? Прихожане, уверен настоятель собора.

Отец Иоанн стал священником около 40 лет назад: сначала служил в храме в Сортавале, потом был настоятелем Екатерининской церкви в Петрозаводске. Он был одним из священнослужителей, начинавших в Карелии дело социального служения.

«Ко мне как к священнику люди всегда приходили с проблемами, и я старался помочь: исправить семейные отношения, определиться с целью в жизни, спасти от излишнего винопития, — рассказывает отец Иоанн. — Но в советское время церковь не имела права заниматься социальной помощью. А в 90-х это изменилось, и владыка Мануил назначил меня руководителем отдела социального служения: мы стали помогать нуждающимся».

Наладить работу помогли иностранные партнеры: финские церкви православная и лютеранская, священнослужители из Дании. Причем помогли не только советом, но и деньгами.

«На эти средства мы покупали продукты и раздавали сотням людей, которые в тяжелые 90-е нуждались в помощи. Кормили на эти деньги детей в школах, и некоторые ребята, которые часто прогуливали уроки, специально приходили на занятия, чтобы как следует пообедать».

Отец Иоанн благословляет прихожанку. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Отец Иоанн благословляет прихожанку. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Став настоятелем Александро-Невского собора, отец Иоанн и здесь продолжил социальное служение. У храма есть гуманитарный склад, где собирают вещи для нуждающихся, людям помогают получить одежду для себя и детей, купить лекарства, инвалидные коляски.

«Разные люди приходят, разные… и молодые мамочки одинокие, и многодетные семьи, и пожилые люди. Бедности у нас меньше не становится, и это печально. Но что делать? Мы не должны впадать в панику и уныние: надо продолжать жить и надеяться на Бога».


Отец Иоанн (Тереняк). Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Отец Иоанн (Тереняк). Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Собор Александра Невского в Петрозаводске как символ Карелии представляет его настоятель, протоиерей Иоанн (Тереняк):

— Собор родился благодаря Александровскому заводу и до 1929 года оставался средоточием духовной жизни многих горожан. Прихожанами были и простые мастеровые, и руководство предприятия, для детей здесь открылась первая в Петрозаводске церковно-приходская школа.

Церковь построили по замечательному проекту архитектора Постникова, и многие говорили о том, как она красива, как удачно размещена. Все взоры невольно обращались на это здание — и таким оно остается в наши дни.

Когда Александро-Невский собор закрыли в советское время, было очень печально. Но и радостно, что его не разрушили, как многие другие храмы Петрозаводска: он сохранился как памятник архитектуры, как память о том, что в городе была замечательная духовная жизнь.

Сегодня собор носит статус кафедрального, сотни людей приходят сюда на Рождество, Пасху, праздник Петра и Февронии, многие другие праздники. Кроме того, храм остается миссионерским центром, где нуждающиеся могут получить помощь и духовную, и материальную. Вместе с городом собор Александра Невского преодолел многие невзгоды и сегодня продолжает жить».


При подготовке статьи использованы материалы из книги «Александро-Невская церковь г. Петрозаводска: сборник документов и материалов». Составитель: Надежда Басова.


Над проектом работали:
Мария Лукьянова, редактор проекта
Анастасия Крыжановская, журналист, автор текста
Леонид Николаев, фотограф
Илья Тимин, фотограф
Любовь Козлова
, фотограф
Павел Степура, вёрстка
Елена Кузнецова, консультант проекта

Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!