Скалы и апрельская капель: Валаам вдохновил на сочинение музыки арфистку из Петербурга

Ольга Максимова - известная арфистка из Петербурга в один вечер сыграла два концерта для петрозаводчан. Первый концерт прошел в Русском зале Музея изобразительных искусств. Вместе с горожанами арфу слушали и шедевры классической живописи. А второй концерт Ольга дала в арт-пространстве "Синий коридор". Один зал всех желающих просто не вместил. Как арфистка попала в рок-группу и какую музыку исполняет сейчас - в новом выпуске проекта "Женская тема".

Ольга Максимова, арфистка из Петербурга. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

На арфе можно сыграть всё, а тем более на электроарфе, уверена Ольга Максимова. В репертуаре музыканта из Петербурга и классика, и композиции Стинга, и даже Nirvana. Всё это могли услышать петрозаводчане на концерте в Русском зале Музея изобразительных искусств Карелии.

Концерт Ольги Максимовой был запланирован на 23 марта, но после теракта в «Крокус сити холле» его отменили и перенесли на апрель. Зрителей из-за смены даты не стало меньше, наоборот. Зал музея не смог вместить всех желающих, поэтому второй концерт арфистка сыграла в арт-пространстве «Синий коридор».

«Через различные визуальные и звуковые эффекты я стараюсь осовременить ту музыку, которую играю. Мне бы хотелось, чтобы арфа стала интересна и молодому поколению, и моим ровесникам, и людям старшего возраста», — рассказала «Республике» Ольга Максимова.

Музыкант использует на концертах специальную технику, которая записывает звук в прямом эфире — онлайн, и потом она его использует в качестве фона, это позволяет играть более объемные, полноценные мелодии.

Ольга Максимова, арфистка из Петербурга. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

«Этот прием используют композиторы с того момента, как только изобрели ленточный магнитофон. Тут я совершенно не новатор, но я один из немногих музыкантов, которые играют на арфе с таким приемом. Просто меня один раз обвинили в том, что я играю под фонограмму, с тех пор я на каждом концерте рассказываю и показываю ту технику, которую я использую».

Карельское вдохновение

Этой весной Ольга вместе с семьей побывала на Валааме. Карельская природа так ее вдохновила, что к своему выступлению в Петрозаводске она сочинила две композиции: «Скалы» и «Весенняя капель». И исполнила их для слушателей.

«Я всей душой люблю Карелию. Эту природу, Петрозаводск. Это то, что в моем сердце навсегда. И после поездки на остров я сочинила несколько композиций. Я сначала подумала, что «Весенняя капель» уже совсем будет неактуальной, но оказалось, всё очень даже вовремя».

После первого концерта в музее ИЗО Ольга согласилась дать интервью «Республике». Зрители из зала попросили задать вопрос о ее сценических костюмах.

Ольга Максимова, арфистка из Петербурга. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

«Конкретно этот наряд от дизайнера Анны Федоровой. Она преподает сейчас в СПБГУ, она классный дизайнер. Мы сотрудничаем с ней уже несколько лет. Анна создает для меня образы. И вот этот костюм последняя наша работа.

У меня была только идея: наряд должен быть заметен издалека, светиться в ультрафиолете и быть воздушным и легким, с крупными деталями. А дальше уже она сама. У Анны есть свой фирменный стиль, который она вкладывает в свои коллекции, и мне очень нравится сотрудничать с ней. Я рада, что нашла ее, мы душевно очень близки».

Обэлектрили

В музыкальную школу Ольга поступила в 7 лет, начинала она играть на фортепиано. Но в 8 лет уже четко знала, что хочет играть именно на арфе.

«У меня был долгий путь обучения. Я окончила 11 классов специального музыкального лицея в Петербурге, должна была поступать в консерваторию. Но в один момент я струхнула. И поступила к тому же преподавателю, но в музыкальный колледж. В процессе обучения я стала сочинять музыку. И училище я окончила, исполнив произведения собственного сочинения. И тогда я решила, что учиться больше не буду».

Ольга начала выступать, делала музыкальную карьеру, сочиняла музыку. Через 5 лет она уже была довольно известной арфисткой в Петербурге.

Ольга Максимова, арфистка из Петербурга. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

«Но в какой-то момент я поняла, что мне чего-то не хватает. И я решила получать еще образование. Сначала поступила в университет имени Герцена, оттуда — в Петрозаводскую консерваторию имени Глазунова. Я очень рада, что училась именно здесь. Мой педагог Елизавета Александрова поддержала меня во всем: и как композитора, и как исполнителя. Петрозаводск мне стал очень близок. Мой дедушка — финн. Он, правда, никогда не жил в Финляндии — ингерманландец. И это, видимо, у меня в генах и в крови. Каждый раз, когда я приезжала сюда на сессии, это был какой-то праздник, настоящее приключение».

15 лет назад на смену классической арфе в музыкальной жизни нашей героини пришла электронная.

«Когда училась в училище, я сочиняла музыку, и мне очень хотелось играть на этом инструменте современную музыку. Я поняла, что арфистки этого не делают. Я стала искать, куда мне податься с этим желанием. И стала играть в рок-группе. Музыканты придумали разные технические приспособления и обэлектрили мою классическую арфу. Тогда речи об электроарфе еще и не шло. Это очень дорогой инструмент, и в России таких не было». Только спустя несколько лет Ольга смогла приобрести электроарфу.

«Я купила такую арфу и начала искать новый путь в творчестве и исполнять музыку разных жанров».

«Мой сын — панк»

Ольга Максимова — многодетная мама. Ее старший сын проходит сейчас срочную службу в армии. А младшей дочери 2 года. И это первые гастроли родителей, когда дочка осталась у бабушки. До этого момента они брали ее с собой, или Ольга ездила одна, а супруг оставался дома с детьми.

«Старший наш сын — панк. Возраст, наверное, такой. Он тоже сочиняет музыку. У него и по отцовской линии тоже есть музыканты. Ему было легко в этом направлении. Средняя дочь училась музыке, пела, сейчас пока не поет, ее не затянуло. Но мы не настаиваем, потому что музыкантом надо родиться. Меня никто и никогда не заставлял заниматься музыкой. Для меня это всегда было лично мое желание. Конечно, было тяжко, особенно в переходном возрасте, — сидеть часами заниматься, чтобы сдавать экзамены два раза в год. Тут либо любить и понимать, что у тебя к этому призвание, либо иметь какой-то стальной характер, либо бросать».

Ольга рассказала, что у нее уже довольно плотный гастрольный график. И муж не всегда может ее сопровождать, потому что работает.

«Довольно часто я езжу одна на концерты, потому что супругу надо работать. Музыкой одной сыт не будешь, а у нас большая семья. Мужу приходится работать на обычной работе, я ее называю нормальной», — с улыбкой уточняет арфистка.

Пусть всегда будет праздник!

Музыкант рассказала, что выбирает формат для концерта одной арфы — 1 час 15 мин. Она уверена, что это самое приемлемое время для прослушивания одного инструмента.

«У меня есть программы с разными музыкантами. Надеюсь, что и в Карелию привезем еще более обширный концерт, потому что арфу можно сочетать с любыми инструментами. Для меня каждый концерт — это, конечно, праздник. Праздник играть, праздник видеть своих зрителей. Я всегда вновь и вновь хочу возвращаться к своим слушателям. И заканчиваю свой карельский концерт композицией, которая называется «Праздник». Пусть в вашей душе всегда будет праздник!».

Ольга Максимова, арфистка из Петербурга. Фото: «Республика» / Сергей Юдин