Вопрос качества: как на самом деле ремонтируют дороги Петрозаводска

Ремонт дорог в карельской столице подвергся критике в репортаже федерального телеканала. В администрации города прокомментировали ситуацию и рассказали, что осталось за кадром.

Масштабный ремонт магистралей в Петрозаводске стартовал в начале июня. На выполнение работ в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» столице Карелии было выделено около 400 миллионов рублей. Контракт на ремонт 15 дорог, а также тротуаров на четырех центральных улицах, выиграла на аукционе петербургская компания «АБЗ-Дорстрой» (ранее эта организация в Петрозаводске никогда не работала). Городские власти тогда отмечали: это подрядчик со своей производственной базой, техникой, с хорошей репутацией и опытом работы в других регионах.

Ремонт дорог по проекту БКАД в Петрозаводске. Площадь Гагарина. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Ремонт дорог по проекту БКАД в Петрозаводске. Площадь Гагарина. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Тем не менее, учитывая далеко не всегда удачный опыт дорожного ремонта предыдущих лет, мэрия решила подстраховаться. Несмотря на то, что жесткий контроль работ со стороны специалистов администрации прописан в муниципальном контракте, городские власти заключили отдельные контракты с двумя независимыми экспертными организациями. Это петрозаводская «Карелстроймеханизация» и петербургская компания «Испытание. Диагностика. Контроль». Обе располагают аккредитованными лабораториями, позволяющими квалифицированно и достоверно оценить качество уложенного асфальта. Эксперты из северной столицы, добавим, участвовали в контроле при строительстве подходов и эксплуатационных зданий Крымского моста. Кроме того, качество дорожного ремонта в Петрозаводске контролируют и специалисты федерального учреждения «Упрдор «Кола».

Как только «АБЗ-Дорстрой» завершил укладку асфальтового покрытия на первых нескольких улицах, эксперты начали отбор проб. И это подтверждается предоставленными «Республике» администрацией города документами. В конце июня-начале июля специалисты взяли керны – образцы верхнего и выравнивающего слоев асфальтобетонного покрытия – на улице Красноармейской, Онежской набережной, площади Гагарина.

Ремонт дорог по БКАД в Петрозаводске. Площадь Гагарина. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Ремонт дорог по БКАД в Петрозаводске. Площадь Гагарина. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

— По результатам проведенных испытаний выяснилось, что в большинстве случаев толщина уложенного асфальта либо соответствует требованиям проектно-сметной документации, либо даже превышает их на несколько миллиметров. Например, на Онежской набережной толщина кернов верхнего слоя покрытия проезжей части составила 5,1 см при нормативе 5 см, выравнивающего слоя – 4,8 см при нормативе 3 см. На улице Красноармейской толщина верхнего слоя составила от 5 до 5, 3 см, выравнивающего — от 3 до 3,1 см. Сейчас подрядчик направил в наш адрес протоколы испытаний асфальтобетонного покрытия и некоторых готовых участков тротуаров. В частности — по улице Пушкинской и проспекту Карла Маркса. Исходя из полученных данных толщина покрытия соответствует условиям контракта, а по некоторым позициям существенно ее превышает, — рассказал начальник управления городского хозяйства и транспорта администрации Андрей Бекелев.

А вот на площади Гагарина выявились проблемы – часть взятых образцов не соответствовала требованиям ПСД, были и отклонения от нормативов по такому, в частности, параметру, как водонасыщение. Собственно, об этом представители горадминистрации сообщили местным СМИ еще две недели назад. Также были выявлены явные нарушения в работах по укладке тротуара на улице Шотмана. Тогда глава города Ирина Мирошник подчеркнула: пока подрядчик не устранит нарушения, приняты и оплачены работы не будут.

Подрядчик ремонтирует улицу Шотмана

Подрядчик ремонтирует улицу Шотмана. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Именно площадь Гагарина оказалась и в центре внимания съемочной группы проекта Аркадия Мамонтова «Дорожная карта». В эфир репортаж, посвященный реализации в стране нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», вышел на этих выходных. А съемки в столице Карелии проходили в середине июля – уже после того, как независимые эксперты исследовали образцы асфальтового покрытия (при этом ни один из дорожных объектов города на тот момент не был принят мэрией как выполненный).

Федеральные журналисты, тем не менее, совместно со специалистом «Росдортехнологии» взяли свои пробы. Результаты этой еще одной экспертизы только подтвердили то, что уже было известно мэрии – претензии к качеству асфальта обоснованы.

— Безусловно, это право журналистов и экспертов «Росдортехнологии» — организации, которая сегодня контролирует выполнение работ в рамках нацпроекта по всей стране – провести собственную проверку. Ее результаты подкрепляют позицию городской администрации. За некачественно выполненные работы город не заплатил ни одного бюджетного рубля, и мы не примем и не оплатим эти работы, пока подрядчик не устранит все нарушения, — поясняет заместитель главы города Юлия Мизинкова.

Она отметила, что мэрия будет добиваться, чтобы подрядчик за свой счет полностью заменил асфальтобетонное покрытие на всем участке, где выявлены проблемы. И здесь резко критический характер репортажа может как раз помочь. Дело в том, что, в принципе, по действующим ГОСТам допускается приемка работ в том случае, если отклонения выявлены не более, чем в определенном проценте взятых проб.

Сейчас, особенно учитывая, что на ремонт петрозаводских дорог выделены столь большие средства, мэрия намерена не допустить даже незначительных отклонений от качества, добавляет Юлия Мизинкова. Именно на это нацелен двойной контроль специалистов горадминистрации, с одной стороны, и независимых экспертов с другой.

Юлия Мизинкова. Фото: "Республика" / Любовь Козлова

Юлия Мизинкова. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

То есть у городской администрации в случае возникновения спора с ремонтирующей в этом году дороги подрядной организацией будут дополнительные веские аргументы. Но Юлия Мизинкова надеется, что до острых противоречий не дойдет. По ее словам, «АБЗ-Дорстрой» идет навстречу и прислушивается к специалистам горадминистрации, если они указывают на недостатки на том или ином этапе работ.

— Ожидаем, что подрядчик устранит выявленные нарушения на проезжей части в районе площади Гагарина. Что касается тротуаров, то они подрядчиком пока что вообще не предъявлялись к приемке. Безусловно, качество асфальтового покрытия на пешеходной части также будет тщательно исследовано, — говорит Юлия Мизинкова.

Эксперты будут учитывать все аспекты. Например, на тротуарах и на проезжей части применяются два совершенно разных типа асфальтобетонных смесей. Для асфальтирования городских дорог в этом году в Петрозаводске применяют ЩМА – щебеночно-мастичный асфальт. Его используют при строительстве федеральных автотрасс. В составе – повышенное содержание щебня крупной фракции. При укладке смесь образует структурный каркас из щебня, распределяющий нагрузку по конструкции. Это делает покрытие прочнее, более износоустойчивым, придает шероховатость, увеличивая сцепление с шинами автомобилей и уменьшая тормозной путь. Этот тип асфальтового покрытия также более водонепроницаем, что немаловажно с учетом карельских погодных условий.

На настоящий момент независимые эксперты взяли 36 проб асфальта на различных улицах города. Предстоит отбор и исследование еще не менее 140 образцов.

 

Добавим, что для Карелии и Петрозаводска 2019-й – это первый год участия в нацпроекте «Безопасные и качественные дороги». Впереди еще как минимум пять лет, на протяжении которых столица республики рассчитывает получить из федерального бюджета достаточно серьезные средства и кардинально улучшить состояние городских дорог. И потому уже сейчас, в первый год реализации нацпроекта, надо максимально четко отладить систему контроля за качеством работ.

Как сообщил глава Карелии Артур Парфенчиков, уже дано поручение Министерству транспорта, Управлению автодорог Карелии самым серьезным образом включиться в процесс контроля. Руководитель региона подчеркнул, что и правительство Карелии, и администрация Петрозаводска заинтересованы в одном: чтобы ни один бюджетный рубль не пропал даром и чтобы результаты масштабного ремонта дорог радовали жителей и гостей столицы. Поэтому вся необходимая помощь мэрии в контроле на всех стадиях производства работ будет оказана.