IT для пешеходов: как нейросеть может обезопасить наши дороги

Алексей Макаров, IT-специалист из Петрозаводска, показывает, как с помощью искусственного интеллекта можно сделать безопаснее дорожное движение.

Алексей Макаров, IT-специалист из Петрозаводска. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Искусственный интеллект все чаще привлекают для решения бытовых вопросов. В Петрозаводске специалисты хотят с помощью нейросети решить проблему опасных пешеходных переходов.

Как контролировать трафик

Программное обеспечение для контроля дорожного трафика разработал  Алексей Макаров, IT-специалист и житель жилого комплекса «Каскад». Алексей работает в компании «Инфокрафт», занимающейся созданием программного обеспечения для предприятий ЖКХ и СНТ. В области IT он трудится уже более двадцати лет, но изучать искусственный интеллект начал всего год назад. При этом Алексей уже является призером регионального чемпионата всероссийского конкурса «Цифровой прорыв», посвященного разработкам в области ИИ.

Сын Алексея учится в школе, располагающейся поблизости от “Каскада”. Чтобы дойти до школы, ему необходимо перейти пешеходный переход на улице Попова. В утренние часы на этом участке дороги, как правило, очень высокий трафик движения. Переход нерегулируемый — оснащен только мигающим желтым светофором. Часто пешеходы вынуждены идти наперерез движущимся автомобилям. Кроме того, иногда автовладельцы паркуются здесь на обочине, не отступая пяти метров от «зебры» — и закрывают обзор. Многие жильцы ЖК переживают, что их детям приходится переходить дорогу в таком месте. Алексей тоже, поэтому каждое утро провожает сына в школу.

Школьник перебегает через пешеходный переход. Фото: «Республика» / Анастасия Михайлова

В соответствии с требованиями ГОСТа, для того чтобы на дорожном участке установили светофор, необходима определенная интенсивность движения: не менее 600 машин и 150 пешеходов непрерывно в течение 8 часов. В законе также зафиксировано, что основанием для установки светофорной сигнализации могут стать три происшествия за год, которые могли быть предотвращены с помощью светофора.

На переходе улицы Попова серьезных инцидентов с участием пешеходов, к счастью, пока не было. Однако загруженность этого участка, особенно утром, очень большая. Жители ЖК «Каскад» обратились в мэрию с просьбой установить здесь светофор, но пока безрезультатно.

Нейросеть спешит на помощь

Алексей создал программу, которая изучила видео с камер наблюдения, подсчитала и зафиксировала, сколько автомобилей не пропустили переходящих дорогу людей на улице Попова. Результаты оформил в графики, наглядно доказывающие необходимость установки светофора — в соответствии с ГОСТом.

 

Искусственный интеллект обрабатывает видеозапись, выделяет каждую машину и каждого переходящего дорогу человека и формирует статистику. Как видно из графиков, случаев «непропуска» за 11 часов съемки было 286 — в среднем 26 нарушений в час (!).

«Точность даже этой простейшей программы — 90-95%. Даже если от графиков урезать по 10%, всё равно получится нужное количество машин и пешеходов для установки светофора», — говорит Алексей.

Как работает искусственный интеллект?

Принцип работы довольно простой, говорит специалист.

Алексей Макаров, IT-специалист из Петрозаводска. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

«Искусственный интеллект — это программы, которые могут сами обучаться. Изначально программа ничего не умеет. Разработчик ставит задачу — найти  людей на пешеходном переходе. Программе показывается множество кадров, на которых отмечены люди. По этим данным она учится. Система запоминает, как выглядит человек, и когда получает другие, нужные разработчику данные, уже самостоятельно выделяет людей, остается только их посчитать», — объясняет Алексей.

Искусственный интеллект считает машины и пешеходов. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Говоря о внедрении искусственного интеллекта в повседневную жизнь, Алексей отмечает, что его возможно применять даже в тех областях, где люди и не подозревают, что он может использоваться: например, на тех же пешеходных переходах. Везде, где требуется много монотонного труда, искусственный интеллект способен заменить человека. Научить нейросеть можно чему угодно.

Что дальше?

Если власти Петрозаводска удовлетворят жалобу жильцов «Каскада», то, возможно, технологию удастся задействовать где-то еще. Таких опасных пешеходных переходов в Петрозаводске много. К примеру, рассказывает Алексей, рядом с 1-м лицеем на улице Сыктывкарской. Здесь каждый день переходят дорогу много взрослых и школьников. Светофора не хватает.

Разработанная Алексеем Макаровым программа способна работать и на камерах видеонаблюдения. Однако для этого ее нужно усовершенствовать. Такая технология будет отслеживать не только сам факт нахождения человека на проезжей части. Система будет анализировать, не изменила ли проезжающая машина скорость ходьбы пешехода и не заставила ли его поменять траекторию движения. В таком случае это будет считаться нарушением ПДД.

В любом случае, если светофор на ул. Попова установят, это будет уникальный для Карелии опыт взаимодействия горожан, власти и нейросети.

Переход у 1-го лицея. Такой поток машин был в районе 16:00. Фото: «Республика» / Анастасия Михайлова