ФЦП в дорогах и мостах: как изменится жизнь карельских автомобилистов

В рамках федеральной целевой программы «Развитие Карелии до 2020 года» в республике ремонтируют дороги и строят новые мосты. Какие направления на юге и западе региона скоро приведут в нормативное состояние, «Республике» рассказал начальник Управтодора Карелии Виктор Россыпнов.

В республике уже несколько лет реализуется федеральная целевая программа «Развитие Карелии до 2020 года». Она касается многих направлений, в том числе улучшения дорожной сети. Как именно ФЦП уже изменила и как еще изменит региональные дороги, «Республике» рассказал начальник Управтодора Карелии Виктор Россыпнов.

Виктор Россыпнов. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Завершенные проекты

Ремонт и строительство дорог в рамках ФЦП «Развитие Карелии до 2020 года» начались уже несколько лет назад. Из самых крупных завершенных объектов – строительство нового Гоголевского моста и реконструкция участка дороги Кочкома – госграница с 35-го по 44-й километр. Оба объекта сдали в эксплуатацию в 2017 году. Участок трассы на госграницу обошелся почти в 750 миллионов рублей, Гоголевский путепровод – чуть дороже. Изначально строительство оценивалось в 1 миллиард рублей, однако в процессе производства работ подрядчику удалось сэкономить более 100 миллионов за счет оптимизации затрат.

Отметим, что Управление автодорог Карелии отвечает только за дороги регионального значения, за дорожную сеть Петрозаводска отвечает администрация города. Исключение – реконструкция Гоголевского путепровода. Власти Петрозаводска передали его на время проведения торгов и работ региональному Управтодору. Ожидается ли еще в рамках ФЦП подобная передача городских объектов управлению, пока неизвестно.

Новые дороги

В рамках ФЦП в 2018 году началась реконструкция трассы Олонец – Питкяранта с 96-го по 103-й километр. Подрядчик спрямляет существующую дорогу и приводит ее в нормативное состояние. В ноябре этого года объект должны сдать в эксплуатацию. Стоимость работ – почти 770 миллионов.

Движение по новому Гоголевскому мосту открылось 15 декабря 2017 года. Фото: "Республика"/Николай Смирнов

Движение по новому Гоголевскому мосту открылось 15 декабря 2017 года. Фото: «Республика» / Николай Смирнов

– Продолжаются работы, начавшиеся в 2018 году, на дороге Великая Губа – поселок Больничный. Цена по результатам торгов – 460 миллионов рублей. Участок – 6,5 километра, начинается на 106-м километре автодороги Великая Губа – Медвежьегорск и выходит на трассу Великая Губа – Оятевщина. По сути дела, новый участок соединяет региональную дорогу  Медвежьегорск – Великая Губа и планируемую к завершению строительства дорогу, которая идет к самой близкой к Кижам материковой точке,  – рассказал начальник Управтодора Карелии.

Этот объект – первая часть проекта по транспортной доступности острова Кижи.

– Как уже объявлялось, главой региона достигнуто предварительное соглашение с Минтрансом России о том, что будет завершен ремонт дороги на Оятевщину.

На строительство дороги до Оятевщины потребуется более одного миллиарда рублей. Такие цифры предоставил Минтранс Карелии в феврале этого года. Средства республиканские власти пытаются получить у федерального центра.

Новые мосты

В 2018 году прошли торги на реконструкцию четырех мостов: обновленные мосты появятся в Муезерском районе уже в 2019 году, в Беломорском районе – в 2020 году. Существующие деревянные мосты признаны аварийными, поэтому будут демонтированы, после чего подрядчик возведет новые железобетонные мосты.

В рамках исполнения ФЦП в 2019 году проведут торги на реконструкцию еще трех мостов, расположенных на дороге Суоярви – Медвежьегорск (через Поросозеро). Изначальная стоимость – 31, 77 и 59 миллионов рублей, а окончательная (вместе с подрядчиками) определится после аукционов, которые пройдут в течение ближайшего месяца.

На дорогах регионального значения в Карелии сейчас около 500 мостов. 59 из них – аварийные. ФЦП «Развитие Карелии до 2020 года» формировалась еще в 2012 году. В ее рамках предполагалось заменить 8 аварийных деревянных мостов в регионе на железобетонные, финансирование работ происходит по наличию проектов, прошедших госэкспертизу.

– Еще один мост, который мы планируем отторговать в рамках ФЦП, сейчас проходит экспертизу. Проектная документация на него подготовлена. Этот мост находится в Калевальском районе, – рассказал Виктор Россыпнов.

Начальник Управтодора Карелии отмечает, что по каждому объекту в торгах участвует разное количество компаний: где-то шесть-семь, где-то – один-два. Ситуация, когда участников нет вовсе, происходит крайне редко.

Ремонт моста через протоку на автодороге Кестеньга-Зашеек. Фото: Управтодор Карелии

Ремонт моста через протоку на автодороге Кестеньга — Зашеек. Фото: Управтодор Карелии

Как пояснил Россыпнов, теоретически есть возможность включить дополнительные объекты в ФЦП, однако на практике есть сложности.

– Изменением ФЦП занимается Минэкономразвития. Так, в прошлом году в программу был включен объект Олонец – Питкяранта. То есть теоретически такая возможность есть, однако на практике это требует значительных согласований на федеральном уровне.

Виктор Россыпнов. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Виктор Россыпнов. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Состояние мостов, как добавил начальник Управтодора Карелии, пожалуй, самая большая проблема региональной дорожной сети. Наибольшую обеспокоенность вызывает состояние двух мостов, расположенных около поселка Надвоицы.

– В плохом состоянии находятся два моста у Надвоиц: один находится на подъезде к поселку от «Колы», а другой – на дороге от поселка в сторону Сегежи. Оба моста аварийные. Мы сейчас будем вводить ограничения движения, предусматривать средства ограничения движения на обоих мостах, а также корректировать проект, поскольку предыдущий проект не учитывал несущую способность подводной части опор. Сейчас нам приходится расширять данный проект и заново проходить экспертизу, – рассказал Виктор Россыпнов.

В 2019 году в Карелии отремонтируют более 10 мостов.

Контроль качества

Работу подрядчиков в районах республики контролируют эксперты. Еще год назад один специалист мог курировать работу в двух, трех и более районах, что негативно сказывалось на качестве приемки. Теперь такого нет. В большинстве районов сейчас работает принцип: один район – один эксперт.

Ранее Минтранс Карелии сообщал, что с 2018 по 2020 год республике выделили 2,4 млрд рублей. В числе объектов – реконструкция улицы Куйбышева от проспекта Ленина до набережной Варкауса в Петрозаводске.

Подробный обзор дорог и мостов, которые уже завершили в рамках подготовки к 2020 году, смотрите в нашей рубрике «Проекты столетия«.