В республике уже несколько лет реализуется федеральная целевая программа «Развитие Карелии до 2020 года». Она касается многих направлений, в том числе улучшения дорожной сети. Как именно ФЦП уже изменила и как еще изменит региональные дороги, «Республике» рассказал начальник Управтодора Карелии Виктор Россыпнов.

Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев
Завершенные проекты
Ремонт и строительство дорог в рамках ФЦП «Развитие Карелии до 2020 года» начались уже несколько лет назад. Из самых крупных завершенных объектов – строительство нового Гоголевского моста и реконструкция участка дороги Кочкома – госграница с 35-го по 44-й километр. Оба объекта сдали в эксплуатацию в 2017 году. Участок трассы на госграницу обошелся почти в 750 миллионов рублей, Гоголевский путепровод – чуть дороже. Изначально строительство оценивалось в 1 миллиард рублей, однако в процессе производства работ подрядчику удалось сэкономить более 100 миллионов за счет оптимизации затрат.
Новые дороги
В рамках ФЦП в 2018 году началась реконструкция трассы Олонец – Питкяранта с 96-го по 103-й километр. Подрядчик спрямляет существующую дорогу и приводит ее в нормативное состояние. В ноябре этого года объект должны сдать в эксплуатацию. Стоимость работ – почти 770 миллионов.

Движение по новому Гоголевскому мосту открылось 15 декабря 2017 года. Фото: «Республика» / Николай Смирнов
– Продолжаются работы, начавшиеся в 2018 году, на дороге Великая Губа – поселок Больничный. Цена по результатам торгов – 460 миллионов рублей. Участок – 6,5 километра, начинается на 106-м километре автодороги Великая Губа – Медвежьегорск и выходит на трассу Великая Губа – Оятевщина. По сути дела, новый участок соединяет региональную дорогу Медвежьегорск – Великая Губа и планируемую к завершению строительства дорогу, которая идет к самой близкой к Кижам материковой точке, – рассказал начальник Управтодора Карелии.
Этот объект – первая часть проекта по транспортной доступности острова Кижи.
– Как уже объявлялось, главой региона достигнуто предварительное соглашение с Минтрансом России о том, что будет завершен ремонт дороги на Оятевщину.
Новые мосты
В 2018 году прошли торги на реконструкцию четырех мостов: обновленные мосты появятся в Муезерском районе уже в 2019 году, в Беломорском районе – в 2020 году. Существующие деревянные мосты признаны аварийными, поэтому будут демонтированы, после чего подрядчик возведет новые железобетонные мосты.
В рамках исполнения ФЦП в 2019 году проведут торги на реконструкцию еще трех мостов, расположенных на дороге Суоярви – Медвежьегорск (через Поросозеро). Изначальная стоимость – 31, 77 и 59 миллионов рублей, а окончательная (вместе с подрядчиками) определится после аукционов, которые пройдут в течение ближайшего месяца.
– Еще один мост, который мы планируем отторговать в рамках ФЦП, сейчас проходит экспертизу. Проектная документация на него подготовлена. Этот мост находится в Калевальском районе, – рассказал Виктор Россыпнов.
Начальник Управтодора Карелии отмечает, что по каждому объекту в торгах участвует разное количество компаний: где-то шесть-семь, где-то – один-два. Ситуация, когда участников нет вовсе, происходит крайне редко.

Ремонт моста через протоку на автодороге Кестеньга — Зашеек. Фото: Управтодор Карелии
Как пояснил Россыпнов, теоретически есть возможность включить дополнительные объекты в ФЦП, однако на практике есть сложности.
– Изменением ФЦП занимается Минэкономразвития. Так, в прошлом году в программу был включен объект Олонец – Питкяранта. То есть теоретически такая возможность есть, однако на практике это требует значительных согласований на федеральном уровне.

Виктор Россыпнов. Фото: «Республика» / Леонид Николаев
Состояние мостов, как добавил начальник Управтодора Карелии, пожалуй, самая большая проблема региональной дорожной сети. Наибольшую обеспокоенность вызывает состояние двух мостов, расположенных около поселка Надвоицы.
– В плохом состоянии находятся два моста у Надвоиц: один находится на подъезде к поселку от «Колы», а другой – на дороге от поселка в сторону Сегежи. Оба моста аварийные. Мы сейчас будем вводить ограничения движения, предусматривать средства ограничения движения на обоих мостах, а также корректировать проект, поскольку предыдущий проект не учитывал несущую способность подводной части опор. Сейчас нам приходится расширять данный проект и заново проходить экспертизу, – рассказал Виктор Россыпнов.
В 2019 году в Карелии отремонтируют более 10 мостов.
Контроль качества
Работу подрядчиков в районах республики контролируют эксперты. Еще год назад один специалист мог курировать работу в двух, трех и более районах, что негативно сказывалось на качестве приемки. Теперь такого нет. В большинстве районов сейчас работает принцип: один район – один эксперт.
Ранее Минтранс Карелии сообщал, что с 2018 по 2020 год республике выделили 2,4 млрд рублей. В числе объектов – реконструкция улицы Куйбышева от проспекта Ленина до набережной Варкауса в Петрозаводске.
Подробный обзор дорог и мостов, которые уже завершили в рамках подготовки к 2020 году, смотрите в нашей рубрике «Проекты столетия«.