Наш автор проходит все занятия Школы приемных родителей. Это тяжело, но очень полезно для любых родителей — нынешних и потенциальных. Встреча седьмая.
27 февраля, субботаС седьмого занятия темы начинаются благодатные. Сегодня их две: «Безопасное воспитание и права ребёнка» и «Состояние здоровья приёмных детей», и с ними мы вырвались за пределы психолого-педагогического семантического поля. Первая тема — скорее юридическая, вторая — медицинская.
Права не всегда неразрывно связаны с обязанностями, и мы о них часто забываем. Скажем, у младенца — множество прав уже с рождения и нет никаких обязанностей. У него уже есть право на имя, семью, любовь взрослых, уютное жилище, еду, гигиену, охрану здоровья, рост, развитие общение и многое-многое другое. А в ответ младенец будет время от времени улыбаться беззубой улыбкой — и этого будет более чем достаточно для окружающих. Если, конечно, его окружают здоровые благополучные взрослые люди…
Голодный ребенок должен быть накормлен! Под этим подписался Януш Корчак
На первой Декларации прав ребёнка, одобренной и утвержденной Пятой Ассамблеей Лиги Наций в Женеве в 1924 году, среди прочих стояла подпись Януша Корчака. Тогда в декларации было всего пять принципов:
- Ребёнку должны быть предоставлены средства, необходимые для его нормального развития, как физического, так и духовного.
- Голодный ребёнок должен быть накормлен; больному ребёнку должна быть оказана помощь; ошибающийся ребёнок должен быть поправлен; а сирота и бездомный ребёнок должны получить приют и поддержку в трудную минуту.
- Ребёнок должен получать помощь в тяжёлое время испытаний в первую очередь.
- Ребёнок должен расти в атмосфере любви и быть защищенным от всех форм эксплуатации.
- Ребёнок должен воспитываться в сознании, что его лучшие качества должны служить на пользу другим людям.
Сейчас основной международный акт о правах ребёнка — Конвенция о правах ребёнка в 54 статьях, принятая в Нью-Йорке 20 ноября 1989 года. У нас действует Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, а главным российским актом о правах ребёнка является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
Права ребенка в современной России
Так, с 3 лет ребёнок имеет право на детский сад, с шести с половиной — на школу. В 10 лет у ребёнка появляется сразу множество прав, защищающих его интересы, в том числе право на выбор, с кем из родителей жить, если они разъезжаются. У десятилетнего уже надо спрашивать согласия в случае почти любых семейных перестановок, переездов и перемен. С 14 лет ребёнок уже может быть принят на несложную и нетяжёлую работу по собственному паспорту. В 16 лет права возрастают до управления скутером, возможности обучения автовождению и даже вступления в брак в особых случаях. А в 18 лет детство заканчивается…
Главное право ребёнка в любом возрасте — право на защиту. От злоязыкой соседки по подъезду, страшной собаки, директора школы или повестки из военкомата. Естественно, гарантами сохранения интересов и свобод несовершеннолетнего выступают родители, всегда действующие на стороне ребёнка. Для детей, оставшихся без попечения родителей, их функцию перед всеми физическими лицами, а также государственными, правоохранительными, местными и прочими органами исполняют опекуны, усыновители или попечители, которые являются законными представителями несовершеннолетнего.
Третий фактор, или Движение на месте
Тема здоровья ребёнка из госучереждения оказалась для кандидатов в приёмные родители и усыновители одной из самых важных. Это понятно. Не у многих российских семей есть финансовые, психологические и душевные ресурсы, чтобы поднять на ноги даже своего собственного больного ребёнка. И хотя страхов и опасений насчёт приёмных детей — масса, многие из них оказались связаны с мифами. Самое страшное для потенциальных родителей — возможное отставание в умственном развитии и генетические заболевания.
На здоровье ребёнка влияют три группы факторов: биологические (как протекал дородовой период и родовая деятельность, особенности послеродового периода, грудное или искусственное вскармливание, генетический анамнез ребёнка), социальные (условия жизни, еда) и психологические (климат в семье, взаимоотношения между членами семьи, характерные особенности матери, желанный ли ребёнок). Как правило, наибольшее внимание уделяют первому фактору, иногда второму, но часто забывают о третьем.
По статистике, процент детей с перинатальными заболеваниями и задержками внутриутробного развития среди младенцев, рождённых в семьях, детей-отказников и детей из домов ребёнка примерно одинаков! Но с момента рождения на свет их пути начинают сильно разниться.
Ребёнок, засыпающий у груди матери, к году набирает вес, крепнет, догоняет сверстников. С ним занимаются, разговаривают, общаются, делают массаж, бережно купают, много гуляют. У такого ребёнка есть свой взрослый — не важно, биологический или приёмный. Ребёнок в семье бодр, весел, интересуется всем на свете, активно познаёт мир, много двигается. В то же время за время пребывания в Доме ребёнка у детей в два раза увеличивается заболеваемость, появляется отставание в интеллектуальном и эмоциональном развитии, а отклонение в физическом развитии встречается в 2,2 раза чаще: деткам из учреждений свойственен низкий рост, дефицит массы тела и их сочетание. Им просто не для кого расти и развиваться! Такие дети обычно вялые, апатичные, замкнутые и пассивные, познавательный интерес у них почти отсутствует. Если они и двигаются, то не куда-то, а на месте — в одном и том же ритмическом повторе: дети из учреждения часто раскачиваются, тем самым успокаивая себя.
Когда (если) ребёнок из учреждения попадает в семью, то, как правило, за этим следует резкий интеллектуальный скачок. Однако эмоционально-волевая сфера у ребёнка часто западает, и, чтобы распознать эмоции ребёнка, приёмным родителям необходимо развивать свой эмоциональный интеллект, уметь чувствовать «за себя и за того парня». Дети из учреждений в семье выравниваются, начинают расти, говорить, развиваться. Большая часть сопутствующих диагнозов снимается, уходит. Чем раньше ребёнок оказывается в семье, тем более быстрой и успешной будет компенсация. Дети, попадающие в благополучные семьи, по уровню интеллектуального развития оказываются близки к своим приёмным, а не кровным родителям!
Фильм «Все преодолимо»
https://eb.utuoy/BTOL-5sdc4Y
Напомним, на прошлой встрече в Школе приемных родителей речь шла о психологической адаптации ребёнка в семье и нашей возможности принять ребёнка.