Приходи и работай: почему промышленники конкурируют за место в карельском технопарке

Аналогов технопарка по камнеобработке «Южная промзона» нет во всей России. Здесь установлено дорогостоящее оборудование, которым может похвастаться не каждый регион. Резидентам предоставляют не только станки, но и сырье, заказы и многое другое. Продолжаем рассказывать о реальных делах национальных проектов в Карелии.

Технопарк «Южная промзона». Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Технопарк «Южная промзона». Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

О промышленном технопарке «Южная промзона» сегодня знает вся Россия. Это крупное производство, которое занимает почти 7 тысяч квадратных метров. Здесь выпускают разную продукцию, но основной упор делают на строительные материалы: бордюры, плиты мощения, полнопиленная брусчатка и слэбы.

В основном используют габбро-диабаз с Другорецкого месторождения, которое находится в 80 км от Петрозаводска. Говорят, что такой камень есть лишь в трех местах — в Австралии, на Украине и у нас. Недаром к резидентам технопарка проявляют большой интерес не только внутри страны, но и за рубежом: многие имеют контракты на экспорт.

Это один из успешных примеров государственно-частного партнерства. Здесь предприятия могут арендовать помещения и склады по льготным ценам, пользоваться производственной инфраструктурой и другими услугами на всех этапах работы. Всё для того, чтобы вывести бизнес из тени в легальное поле и обрабатывать карельский камень здесь же, в республике.

От идеи до предприятия

Идея создания технопарка появилась у карельских властей после поездки в Китай. Несколько лет назад Минэкономразвития отправляло туда делегацию, чтобы познакомить наших предпринимателей с зарубежным опытом. В Китае подобные предприятия по камнеобработке уже были и работали они в промышленных масштабах. Компания «Акцепт» учла этот опыт и, вернувшись в Россию, принялась за анализ рынка. В итоге в Карелии решили сделать свой аналог.

«Проект большой, и своих финансов для его реализации у нас не было. Мы изучили все возможные меры поддержки и поняли: технопарк можно возвести, воспользовавшись национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». По нему Минэкономразвития выделяет деньги на обеспечения льготного доступа к промплощадкам», — пояснил директор управляющей технопарком компании «Акцепт» Евгений Трифонов.

Евгений Трифонов. Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Евгений Трифонов. Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

 

В 2019 году компания «Акцепт» выиграла конкурс и приступила к реализации проекта. Государство выделило на технопарк около 405 млн рублей. По соглашению, не менее 20% средств должна была вложить сама компания, поэтому к полученной сумме добавили еще 130 миллионов.

Технопарк решили строить по технологии браунфилд (от англ. brownfield — возделанное поле): в этом случае предприятие создают не с чистого листа, а реконструируют старые производственные помещения. Подходящая площадка на тот момент уже была. В 2015 году компания выкупила территорию бывшего домостроительного комбината в Южной промзоне.

«Здания приходили в негодность, часть была в аховом состоянии. Могло получиться так, что задействовать эти площади на 100% не вышло бы. Мы рискнули. Сегодня это уже совсем другой объект: его общая стоимость превышает 600 млн рублей», — поясняет Евгений Трифонов.

Эффективность

Поскольку компания получила по нацпроекту субсидию от государства, предусмотрена отчетность по ключевым показателям эффективности. Так, по итогам года общий оборот средств резидентов должен составить не менее 120 млн рублей — этот показатель уже перевыполнен более чем в два раза. Та же история с объемом налоговых платежей: нужно было заплатить 3 млн, а вышло в пять раз больше.

Всего к 2024 году здесь должны быть оформлены 10 резидентов. В управляющей компании уверены, что этот показатель также превзойдет ожидания. Здесь трудоустроены 70 человек при 120 требуемых. «Мы однозначно увеличим и этот показатель: проект у нас длинный, работать нам долго», — считает гендиректор.

Экономить не стали

«Сюда может прийти любой предприниматель, и он получит всё: ты просто арендуешь оборудование и работаешь», — объясняет Евгений Трифонов.

Выиграв отбор на статус резидента, компания получает в свое распоряжение лот, где установлена нужная ему техника. Для этого на промплощадке сформировано 10 таких «рабочих мест». Но это не всё. Став резидентом, предприниматель сможет организовать полный цикл работы с камнем: распиловка, окантовка и полировка. Для этого в зоне коллективного доступа установлены еще семь станков. Арендовать их можно по льготной цене.

Оборудование — это главное преимущество проекта. Здесь стоят станки, которых нет ни на одном предприятии в республике, а некоторые из них — редкость и для России. Если сложить стоимость каждого, то в сумме выйдет около 250 миллионов рублей.

«Мы понимали, что мы берем, и нам не стыдно за то оборудование, которое здесь представлено. Это лучшее из того, что есть. Теперь наша задача — сделать всё, чтобы эта техника сохранилась максимально долго», — пояснил директор.

Технопарк «Южная промзона». Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Технопарк «Южная промзона». Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

 

На предоставлении оборудования помощь резидентам тоже не кончается. Управляющая компания «Акцепт» организовала здесь работу в режиме «одного окна», почти как в МФЦ. Предпринимателям готовы оказать бухгалтерскую, юридическую и консалтинговую помощь, а также предоставить транспортные услуги и решить вопросы с утилизацией отходов.

Промышленный парк стремится к тому, чтобы сокращать отходы производства, для этого установлено дорогостоящее оборудование. После полировки камня образуется шлам — это каменная пыль, вместе с водой она проходит через систему фильтров. На выходе получается пульпа — смесь твердых частиц и жидкости, которую можно рекультивировать.

Технопарк готов помочь предпринимателям даже с кадрами, их на рынке сейчас не хватает. Недавно четыре человека прошли обучение на базе учебного центра «Энергия», они освоили работу на распиловочном оборудовании. Специалисты прошли практику в самом технопарке и сдали тест на квалификацию: трое остались работать в Южной промзоне, один ушел в другую организацию.

«Наша задача — быть локомотивом и решать вопросы, которые стоят перед бизнесом. Мы работаем как единое целое. Так гораздо проще», — объясняет Трифонов.

Как попасть в резиденты

Чтобы стать резидентом, предприниматель должен заполнить заявку и предоставить производственный план. Среди требований — наличие рынка сбыта и поставщиков сырья.

«Раньше они продавали камень, а теперь решили уйти в производство. Мы даем толчок для развития: кто хочет, тот приходит и работает», — считает гендиректор.

Технопарк «Южная промзона». Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Технопарк «Южная промзона». Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

За год некоторые резиденты развились настолько, что стали самостоятельными — они выросли в производственном плане и решили отделиться. Кто-то обратился за помощью в Фонд содействия кредитованию МСП Карелии и приобрел уже свое оборудование. По этим и некоторым другим причинам резидентов в технопарке сейчас семь, а не десять.

На последнем конкурсе, который проходил в августе этого года, предоставлялись четыре лота. По словам руководства предприятия, была большая конкуренция. Свои историями поделились те, кто прошел этот отбор.

Марк Чеус, заместитель директора компании «Евраз Экспо»:

— Мы торговая компания: покупаем и продаем блоки, а также готовую продукцию из карельского гранита. Отправляем их по всей России и за рубеж. Своего производства у нас нет. Случалось так, что сторонним производителям не всегда было удобно делать для нас определенные заказы.

Мы решили эту проблему с помощью технопарка: заявились на конкурс и выиграли лот. В сентябре сделали пробный выпуск продукции, а теперь хотим расширять ассортимент. Штат у нас пока не полностью сформирован, пользуемся услугами управляющей компании. Планируем привлечь новых специалистов, уже приступили к собеседованиям.

Марк Чеус. Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Марк Чеус. Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

С точки зрения производственного потенциала таких примеров, как промышленный технопарк «Южная промзона», в России нет. Наши производители из-за финансовой ограниченности вынуждены обрабатывать свою продукцию на менее технологичном оборудовании.

Чтобы открыть свою площадку, нужно решить два вопроса: куда сбывать продукцию и на какие деньги открывать производство. Малый бизнес может сконцентрироваться только на чем-то одном. Примеров, когда предприниматель погнался за двумя зайцами и закончил хорошо, не так уж много. Здорово, что здесь предоставляется возможность для работы на готовом оборудовании. Мы можем сконцентрироваться на продажах и увеличении объемов. Это, в свою очередь, приведет к экономическому росту не только отдельно взятого предприятия, но и всей страны.

Павел Бронзов, директор «ГПК — Северо-Запад»:

— В 90-е годы, когда люди начинали заниматься камнем, им приходилось продавать свои квартиры, брать кредит — это огромный риск. Управляющая компания дает наш хорошую возможность для старта: здесь стоит оборудование, которое нам дают в аренду, и самое главное, что его обслуживают. Мы можем просто приходить и работать.

Люди, которые выходят на рынок и не понимают, что делать, обязательно должны обращаться к таким организациям. Если есть поддержка и уверенность в том, что оборудование будет целым, то и общее настроение будет хорошим.

Павел Бронзов. Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Павел Бронзов. Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

В Карелии у всех компаний камень одинаковый — амфиболит, габбро-диабаз, гранит. Главное — его правильно подготовить и выгодно продать. Мы не так давно на рынке, но цели у нас амбициозные: охватить Северо-Запад, Россию и Белоруссию. Будем выходить и на Прибалтику, поскольку там наш камень очень любят. Если мы его правильно выведем на экспорт, то всё будет хорошо.

Сейчас в моей компании три человека. Мы ищем маркетолога, который будет нас продвигать. В дальнейшем хотим создать как можно больше рабочих мест.

Денис Петров, директор компании «Торговый дом «Стоун РК»:

— Мы уже занимались обработкой камня, полировали заготовки, делали камины и облицовку для них, а также выполняли другие работы. В какой-то момент захотели расширить производство: открыть отдельную организацию, которая бы специализировалась на ритуальной продукции из карельского габбро-диабаза и гранита.

Для запуска собственного производства пришлось бы вложить много денег, но нам повезло. Мы увидели информацию о том, что в технопарк набирают резидентов. Подали заявку и через месяц выиграли конкурс.

Денис Петров. Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Денис Петров. Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

Сегодня наш производственный процесс таков: заказываем сырье, здесь распиливаем его на полуфабрикаты (окантованное изделие без полировки), полируем в собственном цехе и отправляем заказчику.

Я планирую докупать оборудование на собственное производство, но уходить отсюда смысла не вижу. При дальнейших конкурсах я смогу подать заявку и на другие лоты.

Планы на будущее

Сейчас якорным резидентом выступает сама управляющая компания: она производит и продает камень, а также делится заказами с остальными.

«Можешь продавать продукцию сам? Продавай. Хочешь, чтобы мы продавали? Вопросов нет. Для этого разработана тарифная сетка», — пояснил Трифонов.

Тем не менее в будущем «Акцепт» планирует отказаться от роли якорного резидента, поскольку заниматься производством и управлением одновременно не так легко. На эту роль привлекут другое крупное предприятие: его обеспечат услугами, а также помогут с поставкой сырья и продажами.

Технопарк «Южная промзона». Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Технопарк «Южная промзона». Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

 

Технопарк может стать еще больше. Управляющая компания может реконструировать и другие помещения, площадь которых превышает 5 тысяч квадратных метров.

«Если в регионе ещё будет действовать подобный механизм, то мы возьмемся за второй этап реконструкции. Это произойдет, когда мы поймем, что на производстве все уже отлажено и есть потребность в дальнейшем развитии», — пояснил директор.

Вскоре здесь планируют установить еще два лота для резидентов, а также запустить производство вентилируемых фасадов из карельских гранитов — это сантиметровая плитка, которая крепится к каркасу здания. Ее используют как альтернативу искусственным материалам и керамике.

«Здесь можно работать самостоятельно и получать продукцию, не завися ни от кого. Мы обеспечили площадку всем возможным: газ, электричество, раздевалки, душевые. Условия одни из лучших в городе. Осталось определиться со столовой. Сейчас мы ищем арендатора на эти площади. Если не найдем, то сами решим этот вопрос», — уверен Трифонов.

Технопарк «Южная промзона». Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Технопарк «Южная промзона». Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

В спецпроекте «Реальные дела» мы рассказываем о том, как работают национальные проекты в Карелии и что они значат для местных жителей. Мы готовим большие интервью с кураторами нацпроектов по четырем направлениям: здравоохранение, образование, инфраструктура и бизнес. Мы попросим каждого куратора назвать пять реальных дел нацпроектов, которые действительно изменили жизнь в регионе, сделали ее лучше, комфортнее и безопаснее.

Куратор национальных проектов экономического блока Дмитрий Родионов считает одним из самых важных результатов работы создание технопарка «Южная промзона».