Служение

При Донском монастыре в Москве работает крупнейший социальный центр святителя Тихона. Центром руководит известный общественник из Карелии Александр Гезалов. Вместе разбираемся, как создать эффективный проект в системе церковного социального служения.

Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

«…Задача церковной социальной работы — не дублировать функции государства, ее главная цель — духовная: ее участники призваны научиться любви».

Из документа РПЦ 2011 года «О перспективах развития церковного социального служения»

Александр Гезалов стоял у истоков социального центра "Попечение" в Петрозаводске. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Александр Гезалов стоял у истоков социального центра «Попечение» в Петрозаводске. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Бомжи и нищие, алкоголики, наркоманы и уголовники, сироты и многодетные, пожилые и инвалиды. Эти люди — целевая аудитория церкви. На протяжении веков православная община помогает тем, до кого другим нет дела, и тем, кому не всегда может помочь государство. Из маленьких сельских приходов, епархиальных центров, крупных храмов и монастырей сложилась целая система взаимопомощи: человек — церковь — человек.

В основе системы главная христианская добродетель — любовь к ближнему. Люди в помощь незнакомцам приносят в храм продукты, одежду, деньги, отдают свое время в волонтерских проектах.

— Я иногда смотрю на человека. У него седьмая ходка в тюрьму. Он прошел большой жизненный путь, не совсем такой, какой бы хотелось. Но если он с восьмой ходки выйдет и спасет ребенка, который, например, выпадет из окна, то вся его жизнь прошла не зря. Миссия в том, чтобы в нем возродить что-то человеческое, чтобы он сам впоследствии смог что-то дать другим, — говорит директор центра святителя Тихона Александр Гезалов.

Социальный центр при Донском монастыре действует уже два года. Сегодня это одна из крупнейших организаций православного социального служения.

Социальный центр святителя Тихона в цифрах

В активе центра святителя Тихона — десятки проектов. «Социальная экспедиция» развозит по регионам России одежду и обувь для малообеспеченных и многодетных семей. Для сбора этой одежды и обуви в Донском монастыре есть специальный короб. В 2017 году было 25 таких выездов, в том числе в Петрозаводск, Калугу, Владимир, Жуковский, Бронницы. «Попечение» с помощью юристов и психологов помогает выпускникам детских домов, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. «Школа путешествий» организует походы и экскурсии для сирот и детей из многодетных семей и детей-сирот. «Давай поговорим» (доаборотное консультирование) помогает будущим матерям. «Попечение» работает с заключенными в колониях.

Есть бесплатные психологическая и юридическая служба, кинолекторий, свой футбольный, семейный, молодежный клубы, клуб пожилых людей. Для постояльцев хосписов организуют концерты и праздники. Слушатели «Школы общественного действия» для социальных волонтеров недавно работали в «Точке кипения» при Агентстве стратегических инициатив.

Новая идея руководителя социального центра — сестричество милосердия для работы в реанимации.

— Я лежал неделю в реанимации и понял, что нужно помогать людям, которые там находятся. Когда приехал в монастырь, обратился к нашим прихожанам, — рассказал Александр Гезалов. — Несколько человек уже вызвались и в ближайшее время начнут ходить к тяжелобольным.

Для любого проекта - коммерческого или нет - важно создать команду. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Для любого проекта — коммерческого или нет — важно создать команду. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

— Планы, системность, прозрачность, отчетность и умение создать атмосферу, — это главные принципы успешного социального проекта, говорит Александр Гезалов.

В социальном центре есть 15 постоянных волонтеров. Годовой бюджет благотворительных средств — около миллиона рублей. Ресурсы ограничены, и директор центра абсолютно трезво и рационально подходит к миссии центра. Активно сотрудничает со СМИ, распространяет контент в соцсетях. Для меценатов социальный центр учредил серебряную медаль святителя Тихона. Есть грамоты для добросовестных волонтеров. Чтобы система «человек — церковь — человек» работала, о ней должны знать.

Александр Гезалов. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Александр Гезалов. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Из разговора с Александром Гезаловым:

— Не бывает много добрых, бывает много незнающих. Те, кто узнают, тоже потом становятся добрыми. Нужно только дать им время. Желающие, которые хотят научиться, помочь, появляются со временем.

— Есть такое выражение: практик смотрит под ноги, а стратег смотрит за вон ту гору. Я стратег, поэтому знаю, когда начинаешь новый проект, нужно сразу понимать, что будет за той горой.

— Часто приходят люди, которым подвигов хочется, славы. Поэтому нужно как-то фильтровать. Горящие часто просто горят. А нужно, чтобы человек тлел, чтобы он надолго включался в процесс.

— Надо поддерживать тех, кто работает давно, и искать молодых. Еще одна проблема в том, что люди думают, что они все знают, все умеют. Казалось бы, бездомные, что там: раздал и все. Но здесь нужно уметь общаться, не обижать, договариваться, проявлять милосердие. Это целый комплекс, к нему нужно подготовиться.

— Мне кажется, очень важно, чтобы люди смиренно принимали помощь и смиренно отдавали то, что у них есть. Хотя многие хотят еще и еще.

— Важно создать социальный лифт для человека, в который он должен войти: устроится на работу, создать семью — и мы его больше не увидим. Но это не должен быть тот лифт, в который он будет постоянно заходить и выходить. Нужно правильно выстроить с ним работу, чтобы он социализировался, адаптировался, устроился.


Проект «Православная Карелия» выходит по благословению главы Карельской митрополии митрополита Петрозаводского и Карельского Константина


Автор проекта: Анастасия Залазаева
Редактор проекта: Мария Лукьянова


Проект «Православная Карелия» посвящен истории православия в Карелии. Традиции, культура и весь уклад жизни современной Карелии неотделимы от веры, в которой они формировались. Узнав, как жили православные на карельской земле, кем были здесь подвижники и святые, каким был быт православной веры в обычных семьях и каких высот эта вера достигала в кельях монахов-отшельников, мы лучше поймем себя и людей, находящихся рядом.