Петроглифы. Музеефикация

В Эрмитаже, в Зимнем дворце выставлена скала с карельскими петроглифами. Называется она «Крыша мира»: тут есть и лодки, и лоси-лебеди, и солнце с луной. Чтобы обеспечить главный музей страны наскальным творчеством, в 1935 году на берегу Онежского озера произвели направленный взрыв. Гранитные обломки отправили в Ленинград, и судьба некоторых из них до сих пор неизвестна. В этом выпуске проекта мы поговорим о музейных артефактах.

Фондохранилище Эрмитажа «Старая Деревня». Фото: Игорь Георгиевский

Фондохранилище Эрмитажа «Старая Деревня». Фото: Игорь Георгиевский

Решительная женщина, которую вы видите на фото, — художник Светлана Георгиевская. Она направляется в фондохранилище Эрмитажа, чтобы сделать эстампажи карельских скал с петроглифами. Под крышами российских музеев сегодня выставлены несколько камней с берегов Онежского озера, Светлана делала копии каждого.

— Перечислить все? — спрашивает она. — Большое полотно («Крыша мира») в Зимнем дворце. В «Старой деревне», в эрмитажных фондах — еще три камня (наверное, самые загадочные композиции Пери Носа III). И три фрагмента, выставленные в Национальном музее Карелии, лодки и космические объекты.

Онежские петроглифы. Большой взрыв

Онежские и беломорские петроглифы — памятник природный. Многие рисунки привязаны к скалам: их цвету, вкраплениям минералов, трещинам. Да и место для выбивки художники никогда не выбирали случайно. Вот только добираться на берег Онежского озера и Белого моря далеко и долго, даже сейчас (что уж говорить про век двадцатый).

Поэтому музейщики Эрмитажа долго не думали. Древнее искусство, решили они, тоже принадлежит народу.

Директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Михаил Гольденберг, директор Национального музея Карелии:

— То, что произошло в 1935  году, конечно, преступление, АНТИмузеефикация. И не надо сегодня защищать те времена. Да, взрывали церкви, уничтожали памятники, жгли иконы (у нас на площади Кирова костры из икон жгли под улюлюканье атеистов). Что теперь искать виноватых, их нет уже. Но не надо повторять!

Экспедиция Эрмитажа увидела эту скалу, «Крышу мира» (она была известна), и очень захотела иметь ее у себя в фондах. Годом спустя, как утверждает нынешний главный хранитель музея, «произвели изъятие фрагмента». А попросту говоря — взрыв. Ни один археолог не участвовал, ни с кем из ученых это даже не обсудили. Практически тайно.

Сколько при этом было уничтожено рисунков, никто не знает (есть информация о том, что при взрыве погибла уникальная сцена деторождения). Несколько фрагментов — по документам шесть — отправили в Ленинград, а один маленький камень с лодками, несущимися друг на друга, достался нашему краеведческому музею. Поделились.

И это, конечно, образчик того, как НЕ НАДО музеефицировать.

В Национальном музее Карелии сегодня три фрагмента скал с петроглифами. Один «эрмитажный», а еще два появились в экспозиции уже в XXI веке.

На берегу Онежского озера их обнаружила археологическая экспедиция под руководством Александра Жульникова. Много лет археологи обедали, используя вместо стола большой плоский камень — пока кто-то не провел рукой по невидной, внутренней стороне плиты.

Перевернули. И обнаружили целую «обсерваторию», небесные тела — такими, как их видели древние художники.

Онежские петроглифы. Фото: Игорь Георгиевский

Онежские петроглифы. Фото: Игорь Георгиевский

Камни, которые нашла экспедиция Жульникова, откололись от скалы сами, никто теперь не скажет, когда. Тяжелые: один (с лебедем) — 280 кг; второй («обсерватория») — 520. И очень хрупкие.

Находки передали в Пудожский музей, а позже перевезли в Петрозаводск, в музей Национальный.

— По закону об археологии ученые имеют право изучать находку три года (хоть дома хранить), — поясняет Михаил Гольденберг. — А потом обязаны сдать в государственный музей. Пудожский — муниципальный. И ближайший государственный музей с богатой коллекцией археологии — это были мы. В 2009 году эти два камня были транспортированы. Вот это была спецоперация!

С максимальными предосторожностями гранитные скалы с петроглифами доставили в Петрозаводск. В Национальном музее в это время как раз открывалась новая «петроглифическая» экспозиция, с инсталляцией, фотопанно во всю стену. Археологические находки заняли свое место.

В Национальном музее Карелии. Фото: Игорь Георгиевский

В Национальном музее Карелии. Фото: Игорь Георгиевский

— Мы ничего не взрывали! — говорит Михаил Леонидович. — Наши камни откололись сами. Кстати, карельские археологи знают еще несколько отделившихся фрагментов с рисунками, обломки скал лежат и под водой. Но ученые никому не говорят, где. Чтобы не возникло искушения.

Беломорские петроглифы. Компромисс

На острове Шойрукша, на реке Выг древние художники выбили около пятисот рисунков. Семь отпечатков то правой, то левой человеческой ступни ведут к изображению Беса, самой крупной фигуре. Высота — около метра, изображен в профиль. С огромной рукой, ногой, внушительным мужским достоинством.

Бесовы следки, главная фигура. Фото: Игорь Георгиевский

Бесовы следки, главная фигура. Фото: Игорь Георгиевский

Местные жители называли эту фигуру Чертом, а всю скалу — Чертовыми следками. Первооткрыватель Александр Линевский переименовал их в Бесовы следки, по ассоциации с Бесовым Носом, наиболее известной к тому времени группой онежских петроглифов. Далее советская наука сделала все, что могла: петроглифы исследовали и задокументировали. По счастью, сгоряча не «музеефицировали».

В конце 1960-х в Беломорский район пришли гидростроители. И скалу с Бесовыми следками накрыли «павильоном», для сохранности. У строителей Выгостровской ГЭС бетона было много, на науку не пожалели. Уродливое сооружение и тогда не украсило пейзаж, а позже, постепенно разрушаясь, и вовсе выглядело «ядерным» саркофагом времен советской эпохи.

В конце 1990-х «павильон» признали аварийным. Это решение приняла не слишком компетентная (с инженерной точки зрения) муниципальная комиссия. Позже, в 2005 году уже Карелпроект обследовал здание: «опасность обрушения» отсутствовала.

Но в 1999 году во избежание лишней головной боли беломорские власти приняли решение петроглифы засыпать опилками, а «музей» закрыть на замок. Замуровали демона.

Два десятилетия Бесовы следки были закрыты для публики, доступ к рисункам был только у археологов. Лишь в 2015 году началась реконструкция: стены снесли, и на старом фундаменте вокруг скалы с петроглифами выстроили новый, современный павильон. Для туристов его открыли летом 2021 года.

Сергей Щуковский, фото из личного архива

Сергей Щуковский, фото из личного архива

Сергей Щуковский, директор музея «Беломорские петроглифы»:

— В прошлом году в павильоне «Бесовы следки» побывали пятнадцать тысяч туристов. Надеюсь, в этом сезоне будет больше: мы открыли постоянную экспозицию, будем пополнять ее археологическими экспонатами. Продолжаем благоустройство Залавруги (петроглифический комплекс под открытым небом в двух километрах от Бесовых следков). В этом году будем строить визит-центр и мост через реку. Есть и экологическая тропа от нашего павильона к Залавруге, можно прогуляться пешком от деревни Выгостров. Приезжайте!


Петроглифы – проект «Республики» об уникальных памятниках наскального искусства Карелии. В прошлом году петроглифы Онежского озера и Белого моря внесены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.