Петроглифы. Археология

Современная история петроглифов в Карелии полна страстей и конфликтов. Ученые на протяжении почти двух веков не только описывали, но и толковали наскальные изображения по-разному, до крика спорили на ученых советах. Что на каменном рисунке — расческа или лодка? Солнце или капкан? Версии — в новом выпуске нашего проекта.

Онежские петроглифы, отпечатки неолита. Фото: Игорь Георгиевский

История открытия и полевого изучения петроглифов Онежского озера длится с середины XIX века. Беломорские наскальные изображения введены в научный оборот около ста лет назад. Среди исследователей — путешественники, известные европейские и советские археологи, геологи, искусствоведы, этнографы и просто любители древностей из разных стран.

Среди ученых, изучавших карельские петроглифы, много монументальных фигур, легенд археологии. Искусство монументальное — и фигуры монументальные.

Официальное открытие. Онежские петроглифы

Константин Гревингк. 1819 - 1887. Из книги «Петроглифы Карелии»

Константин Гревингк. 1819 — 1887. Из книги «Петроглифы Карелии»

Петроглифы Онежского озера открыл ученый из Санкт-Петербурга, Константин Гревингк. В 1848 году он совершал «геогностическое путешествие» по Олонецкой губернии, в уездном Пудоже ему и рассказали о загадочных «резьбах».

— Гео — земля, гностика — изучение; Константин Демьянович был геологом и работал в минералогическом музее Санкт-Петербурга, — рассказывает археолог Надежда Лобанова. — Путешествовал по Олонецкой губернии где-то на лошадях, где-то по воде, на лодке. Доехал до Повенца и оттуда отправился в Пудожский край.

Стоял конец сентября, погода была прекрасная. Местные рассказали Гревингку о наскальных изображениях в нескольких километрах от Шалы, отвезли на место, поселили в деревне Бесов Нос.

Ученый был человеком впечатлительным, здешние места его поразили. Сделал первые зарисовки — от руки, на обычном листе бумаги. Изобразил два мыса, Бесов и Пери Нос-3, нанес фигуры, которые смог различить. Рисовальщик он был не ахти какой, разломы и трещины ему удались лучше, чем сами рисунки. Но ученый сразу понял, что эти выбивки — доисторические, каменный век. Геологи обычно археологов хорошо понимают.

Петроглифы на берегу Онежского озера. Фото: Игорь Георгиевский

Петроглифы на берегу Онежского озера. Фото: Игорь Георгиевский

Вернувшись в Петербург, Гревингк выступил на заседании Императорского географического общества, где доложил об «олонецких резьбах». О чем появилась краткая заметка в «Олонецких губернских ведомостях».

И тут собрался в дорогу на Бесов Нос учитель Петрозаводской мужской гимназии Петр Швед. Известно о нем мало: преподавал мальчикам статистику и математику. И, похоже, был выходцем из Пудожского края, о рисунках на онежском берегу знал давно. Потому что немедленно отложил логарифмическую линейку и отправился в родные края — сделать свои зарисовки наскальных изображений.

Надежда Лобанова, археолог. Фото: Игорь Георгиевский

Надежда Лобанова, археолог. Фото: Игорь Георгиевский

— Зарисовки у Шведа получились лучше, — говорит Надежда Лобанова. — Выполнял он их тоже от руки, но фигур вышло больше, детали точнее. Результаты работы учитель опубликовал в «Записках Русского географического императорского общества». Раньше считалось, что онежские петроглифы Гревингк и Швед открыли в 1848 году независимо друг от друга. Сегодня мы думаем, что местный учитель знал о них раньше, просто нигде об этом не писал.

Копии онежских петроглифов (Гревингка и Шведа), сделанные от руки, — первое свидетельство о памятниках. И откликов было много, даже Николай Чернышевский в «Отечественных записках» поместил информацию. Сразу пошли споры о том, к какому времени эти рисунки принадлежат. Большинство считали, что выбивки сделаны новгородским племенем, потому что не могли жившие здесь до новгородцев дикари (саамы, чудь, лопь) изображать зеркала и расчески. Не было у них ни зеркал, ни расчесок.

Петроглифы, те самые «зеркала» и «расчески». По поводу круга с петлей ученые до сих пор спорят, а вот про «расческу» современная наука точно знает - это лодка. Фото: Игорь Георгиевский

Петроглифы, те самые «зеркала» и «расчески». По поводу круга с петлей ученые до сих пор спорят, а вот про «расческу» современная наука точно знает — это лодка. Фото: Игорь Георгиевский

Исследователи записали и местные легенды о происхождении таинственных фигур и знаков. По сообщению Константина Гревингка, некогда обитали на этом берегу бес и бесиха, которые «удостоверили свое пребывание здесь в странных фигурах на скалах, а после прихода живого Христа и истинной веры злые духи хотели уйти, но обрушились вместе с блоком со скалы и утонули».

По данным Петра Шведа, «бес и бесиха нежные супруги, жили на берегу своим хозяйством. Бес вздумал перенести свой дом дальше и потащил мыс в озеро, но успел оторвать от скалы только один угол, который вместе с ним и упал в воду и утонул».

Петроглифы. Легенды Бесова Носа. Фото: Игорь Георгиевский

Петроглифы. Легенды Бесова Носа. Фото: Игорь Георгиевский

Иноагенты

В веке двадцатом о петроглифах Онежского озера начали писать в прессе. Местные краеведы и российские исследователи наперебой гадали о том, что означают удивительные рисунки на скалах. Газеты и журналы до Европы шли долго, но читателя своего нашли.

Халлстрем Густаф. 1880 - 1962. Из книги «Петроглифы Карелии»

Густаф Халлстрем. 1880 — 1962. Из книги «Петроглифы Карелии»

В 1910-ом году на Бесов Нос приехал шведский археолог, профессор Стокгольмского университета Густаф Халлстрем.

Надежда Лобанова:

— Первый профессиональный археолог на онежских петроглифах, европейский ученый с именем — в Скандинавии он вообще классик. Занимался наскальным искусством Швеции и Норвегии, публиковал вооот такие кирпичи! У меня есть двухтомник и большой альбом иллюстраций Халлстрема (когда в Центре петроглифов создадим библиотеку, передам туда эти книги).

Первая поездка состоялась в 1910 году. Собрали материалы, нашли много новых мысов с петроглифами. И спустя четыре года приехали снова: Халлстрем с коллегой и британский археолог из Кембриджа Майлз Беркит.

И вот работает эта международная команда в глухом карельском лесу, занимается чистой наукой. А тем временем наступает август: убит в Сараево эрцгерцог Фердинанд, Россия на стороне Антанты вступает в войну.

Пудожские местные власти взволновались — война на пороге, а на нашем берегу иностранцы с планшетами и картами! Не иначе, германские шпионы. И всю компанию забрали до выяснения личностей, неделю продержали. Вернули чертежи или нет — история умалчивает.

Археологи на онежских петроглифах. Фото: Игорь Георгиевский

Археологи на онежских петроглифах. Фото: Игорь Георгиевский

Официальное открытие. Беломорские петроглифы

Петроглифы Белого моря для публики открыл не ученый — студент. В 1926 году в Карелию на этнографическую практику приехал Александр Линевский.

Александр Линевский, археолог, писатель, этнограф. Фото из фондов Национального архива Карелии

Александр Линевский, археолог, писатель, этнограф. Фото из фондов Национального архива Карелии

Из воспоминаний Александра Линевского:

«В семи километрах от старинного села Сороки (ныне город Беломорск) находится селение Выгостров. В нем, судя по рассказам сорочан, не было ничего для меня интересного. «Хлеб жуют да селедочкой закусывают», — так говорили они о жителях Выгострова.

Однако мною почему-то овладело то неуемное беспокойство, которое хорошо знакомо участникам любой экспедиции: «А вдруг там найдется что-нибудь замечательное?» В августовскую жару, с тяжелым рюкзаком на спине, побрел я в деревню Выгостров. По дороге мне посчастливилось разговориться с жителем Выгострова Григорием Павловичем Матросовым.

На следующее утро он повез меня на лодке к островку, называемому «Бесовыми следками». Здесь на пологой скале были выбиты семь следов то правой, то левой человеческой ступни, которые вели к изображению «беса» — самой крупной фигуре на этой скале. «Бесовы следы» окружало множество силуэтов оленей, лосей, китов и других животных. Были выбиты здесь на первый взгляд малопонятные сцены быта и различных промыслов. Всего на этой скале насчитывалось до трехсот рисунков.

Я, как увидел, так растерялся. Знал, что есть такие петроглифы. Сразу понял, что это для меня нечто большее. Так и оказалось — на всю жизнь».

Григорий Матросов, тот самый старовер, посоветовал студенту купить обои. Линевский обводил петроглиф химическим карандашом, затем накладывал сверху мокрую бумагу — на листе оставался отпечаток. Рисунки он повез в Ленинград.

Из воспоминаний Александра Линевского:

«У нас была традиция — студенты показывают все, что нашли. Мои эти чертежи заняли целую стену. Всеобщее внимание. Из Москвы приехал профессор Городцов, он интересовал­ся этим. Обнял меня, поцеловал и говорит: «Молодец».

Прорисовка скалы Бесовы следки, 1938 год. Автор: Владислав Равдоникас, археолог

Прорисовка скалы Бесовы следки, 1938 год. Автор: Владислав Равдоникас, археолог

После окрытия Бесовых Следков Александр Линевский переезжает в Карелию. Изучает петроглифы, защищает кандидатскую диссертацию. Александр Михайлович придерживается «житейской» точки зрения: рисунки на скалах Карелии — это описание жизни и быта неолитического человека. Охота и рыбалка, лыжи и лодка. Именно Линевский становится автором гипотезы о «капканах» на онежских скалах (помните «зеркала»?).

— У Линевского была такая теория круглогодичности, топографический принцип — дескать, на петроглифах изображена жизнь человека по сезонам, — говорит Надежда Лобанова. — И если на беломорских он подтверждение этой теории находил, то про онежские в основном фантазировал. Но диссертацию его читать очень интересно.

Владислав Равдоникас. 1894 - 1976. Из книги «Петроглифы Карелии»

Владислав Равдоникас. 1894 — 1976. Из книги «Петроглифы Карелии»

В первой половине двадцатого века в археологии Карелии две главные фигуры, Владислав Равдоникас и Александр Линевский.

Линевский полагает, что петроглифы — это картинки с натуры. И пишет «Листы каменной книги», повесть о мальчике Льоке. Эту книгу читает каждый карельский школьник, переоценить ее научную популярность невозможно.

Равдоникас — автор двух научных книг «Наскальные изображения Онежского озера» и «Наскальные изображения Белого моря», их считают образцами подобных исследований. Именно Равдоникасу принадлежит популярная до сих пор гипотеза о космических культах (солярно-лунарных) у древних жителей Карелии. Тотемизм, поклонение солнцу, развитое представление о космосе.

Бесов Нос. Фото: Игорь Георгиевский

Бесов Нос. Фото: Игорь Георгиевский

Бобр

Константин Лаушкин, этнограф из Санкт-Петербурга, выбирает для работы с карельскими петроглифами еще одно направление.

Он развивает идеи Равдоникаса о солярно-лунарных культах в наскальном искусстве Онежского озера и предлагает свое толкование петроглифов — на основе мифологии северных народов (саамов). Статьи Лаушкина в научных сборниках читают как детективы.

Лаушкин полагает, что ключом к расшифровке онежских петроглифов являются солярные и лунарные знаки. А скала — грандиозный храм главного божества, Солнца.

Константин Лаушкин. 1922-1994. Из книги «Петроглифы Карелии»

Константин Лаушкин. 1922 — 1994. Из книги «Петроглифы Карелии»

На Бесовом Носу. Фото: Игорь Георгиевский

На Бесовом Носу. Фото: Игорь Георгиевский

Надежда Лобанова:

— На скалах Онежского озера есть одна композиция, которую Линевский, скажем, считал сценой охоты. Человек с собакой охотится на лося. А Лаушкин увидел в собаке лягушку и решил, что тут у нас саамский миф: лягушка украла солнце. Важенка оленя или лося у саамов действительно является символом солнца. И вот злая лягушка его крадет, но храбрый охотник за ней гонится, убивает, а шкуру сжигает в топке. И снова сияет солнце! А художник  в петроглифах отражает борьбу светлого и темного начал.

А потом на петроглифы приехал зоолог Петр Данилов и прямо заявил, что никакая это не лягушка и не собака, а бобр. Просто бобр. Вот такая история.


Петроглифы – проект «Республики» об уникальных памятниках наскального искусства Карелии. В прошлом году петроглифы Онежского озера и Белого моря внесены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.