«Роль лидера станет важнее, чем роль начальника»

Наталья Козловская – человек, который объединяет людей и идеи. Если мир будет рушиться, Наташа найдет ниточки, которые закономерно объединят людей в жизнестойкую систему. Её талант основан на природном даре и плодотворной интересной учебе, включающей международные практики.

Наталья Козловская: «Я всегда открыта миру и новым возможностям». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Наталья Козловская: «Я всегда открыта миру и новым возможностям». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

В студии «Сампо ТВ 360°» разговариваем с Натальей Козловской о том, на чем основана ее открытость миру, почему работа не является главным делом ее жизни, как воспитывать ребенка ответственным и уверенным в себе, чего нам не хватает в культуре и культуре в нас. Как быть счастливым – об этом тоже.

– 13 декабря после 13 лет работы вы ушли из Музея изобразительных искусств Карелии. Как прошел для вас следующий месяц?

– Я всегда была открыта миру, открыта новым возможностям. Когда приходит что-то интересное, я за то, чтобы это попробовать. Так, мне удалось поучиться в театральной школе – был большой проект по менеджменту и маркетингу в сфере театрального дела. Удалось съездить в Чудовский район Новгородской области, где я выступила экспертом и помогла коллегам оценить их культурные инициативы и выработать вектора развития. Удалось провести много интересных встреч с коллегами по поводу того, что можно делать дальше. Появились предложения из других городов.

Кроме того, я окончила курс в российской онлайн-школе «Нетология», обучалась гибким методам управления, философии Agile.  Сегодня уже не работает метод проектного управления, метод каскадного управления, когда мы все процессы делим поэтапно. Сегодня все очень гибко, динамично, горизонтально. И я интуитивно чувствовала, что давно работаю такими методами, но когда ты углубляешься в теоретическую базу и подкрепляешь практические навыки, то понимаешь, что ты на верном пути.

Жизнь не стоит на месте. Каждый божий день нам дарит новый шанс, и его нужно использовать и выбирать то, что тебе по душе.

Наталья Козловская: «Каждый божий день нам дарит новый шанс, и его нужно использовать и выбирать то, что тебе по душе». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Наталья Козловская: «Каждый божий день нам дарит новый шанс, и его нужно использовать и выбирать то, что тебе по душе». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

– Как вы вообще попали на работу в музей?

– Я по образованию экономист, окончила ПетрГУ по специальности менеджмент организаций, несколько лет работала в коммерческой сфере, но в какой-то момент ушла, уволилась в никуда, и решила, что буду работать либо в образовании, либо в культуре.

В музей я попала, конечно, случайно: приходите, есть место, попробуйте. Я пришла, была изначально экскурсоводом. Я могу много говорить, могу убеждать, мне не трудно говорить на публику. Я пришла и сказала: давайте я буду у вас говорить. А потом уже понеслось по накатанной, и в конечном счете я возглавила в Музее изобразительных искусств Карелии отдел развития, им руководила и больше занималась проектной деятельностью.

– Какие проекты были самыми интересными?

– Начинала, помню, с проекта «Одеяло на себя», когда мы с Мариной Коршаковой дали женщинам среднего возраста попробовать себя в лоскутном шитье. Это был маленький грантовый проект на 100 тысяч рублей, но научиться работать с такими деньгами – это тоже опыт. Потом понеслась целая серия проектов для разных категорий граждан. Но апогеем стал проект «Развитие культурных сервисов для китайских туристов». Многие ассоциируют его с экспозицией «Вселенная Калевалы», которая была создана с нуля, кроме того, мы полностью обновили входную зону музея, модернизировали зону продажи сувенирной продукции. Это был огромный проект на 400 тысяч евро, который я считаю одним из самых классных. Он дал музею очень мощную точку развития.

Наталья Козловская: «Перемены помещают человека в какую-то турбулентность». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Наталья Козловская: «Перемены помещают человека в какую-то турбулентность». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

– Испытали стресс после сокращения вашего отдела?

– Любые перемены помещают человека в какую-то турбулентность. Но сказать, что я видела себя в 60 лет выходящей на пенсию из музея – нет. Это было бы смешно и наивно. Сегодня такое время, когда мы должны учиться, переучиваться, менять профессии, менять сферы – это нормально. Наши дети вообще, наверное, будут иметь 5-7 профессий разных. В Музее был классный период, был получен шикарный опыт, появились новые контакты, знания, умения. Я горжусь результатами, которые мы достигли с командой. Мне не стыдно было уходить, потому что буквально в каждом зале музея и в онлайн-пространстве есть что-то, что мы сделали, и оно будет служить еще много лет. Нужно идти дальше – мир такой большой, открытый, в нем столько возможностей. Невозможно всю жизнь проработать в маленькой ячеечке, хотя я видела там большие возможности для развития. Мне казалось, что еще совсем не всё. Но государство, администрация, решили, что достаточно. Это нормально – я же просто наемный работник, это не бизнес, у меня нет здесь доли. Ты наемный, ты поработал, тебе сказали: все. Надо идти дальше и пробовать новое в других проектах и сферах.

– Есть такая сфера уже на примете?

– Я хочу оставаться в культуре, в образовании, в каких-то гуманитарных, возможно, экологических, кроссфункциональных проектах. Другой вопрос, что я не хочу уезжать из Петрозаводска. Я очень люблю этот город, он комфортный для жизни: близко к столицам, у нас прекрасное озеро, удобная инфраструктура, здесь классно жить семьей. Я не считаю, что ради работы нужно жертвовать внутренним комфортом. У меня есть очень заманчивые предложения из дальних регионов, где высокий кадровый голод, но есть огромные ресурсы. Можно было бы с 1 января уехать и начать там работу, но я не готова променять на работу все, чем я дорожу и от чего я кайфую.

Наталья Козловская: «Я не считаю, что ради работы нужно жертвовать внутренним комфортом.». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Наталья Козловская: «Я не считаю, что ради работы нужно жертвовать внутренним комфортом.». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

– Я думала, что вы, в первую очередь, – деловая женщина.

– Если мы представим пирамиду, то у меня в базисе – я и мое личное ощущение, восприятие, развитие, семья. И только, когда на двух нижних базисах все выстроено гармонично, прекрасно, мне хорошо, то только тогда наверху может быть мое профессиональное развитие, как апогей меня как целостной личности.

В какой-то момент жизни я была сильным «достигатором», нужно было это пережить, чтобы оценить другие моменты жизни. Сейчас, когда я попадаю в интересный проект с интересными людьми, я заряжаюсь, меня энергия переполняет. То есть, я не сливаю энергию, когда работаю, а я получаю энергию. Многих работа выматывает: мы упахались, умерли и лежим потом два дня в выходные. А я напиталась и выходные у меня могут быть динамичные. Я могу сходить на лыжах, сходить в театр, поехать с ребенком на турнир одним днем в другой город. Я в понедельник буду огурцом, потому что мне нравится смена деятельности, то, что я делаю и от чего кайфую. Если я что-то делаю, что мне не нравится (но я стараюсь уже так не жить), то это про слив энергии. А я за то, чтобы энергия прибывала.

– Интенсивность жизни – обычная ваша история?

– Мне кажется, что я достаточно грамотно научилась выстраивать баланс рабочего времени и отдыха, и зачастую отдых для меня – это смена деятельности. Эта интенсивность придает мне энергии и сил, и я застаиваюсь, если ничего не происходит.

Наталья Козловская. Пленка, мультиэкспозиция. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Наталья Козловская. Пленка, мультиэкспозиция. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

– Вы – хороший руководитель. Чем (или кем) бы вы хотели руководить сейчас?

– Моя миссия, наверное, все же не руководить, а вести. Я все время веду за собой людей – веду команды, веду процесс. Руководитель – это всего лишь должность. Умение вести, лидерские качества – это другое. Поэтому у меня совсем нет ожиданий по поводу должностей.

– Трудно придумывать идеи?

– Есть наука соционика, которая делит людей на разные типы. Мне посчастливилось родиться в таком типе, где моя базовая функция – генерация идей. Я по природе человек, который рождает идеи. Это мой талант и дар. Я росла в художественной среде, которая на меня влияла. В родительском доме даже в 1990-е, когда и еды-то толком не было, у нас всегда лежали на столах скатерти, всегда были полевые цветы в вазочках, картины висели на стенах. Это мир красоты, который меня окружал, сформировал чувство прекрасного, а управленческое образование мне очень структурировало мозг. Любую идею я теперь по-деловому могу воплотить.

Наталья Козловская: «В мир медиа я вошла под фамилией Козловская». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Наталья Козловская: «В мир медиа я вошла под фамилией Козловская». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

– Почему вы не афишируете, что ваши родители – известные в Карелии журналисты и фотографы Владимир и Ирина Ларионовы?

– Да, я сознательно это делаю. В тот момент, когда я пришла работать в культуру, у меня была родительская фамилия. И все говорила: а, это дочка вот этих, понятно, пристроили. Меня это бесило в хорошем смысле. Я понимала, что я – самостоятельная личность, я сама могу, умею, хочу. Почему меня должны воспринимать только как дочку талантливых родителей? Я безумно благодарна им за то, что они в меня вложили, но я хотела быть самостоятельной единицей. И буквально через год работы в музее я вышла замуж и поменяла фамилию. Тогда не такая была активность соцсетей, поэтому я вошла в мир медиа под фамилией Козловская.

– Дома есть фотографии на стенах?

– У меня дома много картин. В родительском доме все стены были завешены картинами известных карельских художников. В моей коллекции работы Аркадия Ивановича Морозова, Альберта Четверикова, Виктории Зориной. Когда я прихожу в пространство с пустыми стенами в квартире, мне как будто чего-то не хватает. А многие и стремятся к этой пустоте.

Наталья Козловская. Пленка, мультиэкспозиция-2. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Наталья Козловская. Пленка, мультиэкспозиция-2. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

– И книжные полки теперь редкость, многие перешли на электронные книги.

– Когда мы переезжали в новую квартиру, у меня главное требование было к дизайнеру, что мне нужна книжная зона. В центральной комнате у нас сделана ниша для библиотеки. Конечно, она не такая большая, как у родителей… Мне важно, чтобы я могла взять с полки книгу и почитать. Понятно, что перечитывать ты уже не будешь – сейчас такое время, что невозможно три раза перечитать «Войну и мир», как делали наши родители. Я всегда из всех командировок-стажировок пру чемоданы книг. Был момент, когда я летела из Лондона, там ограничение по весу. И у меня там футболки-носки-трусы и 25 книг на английском языке. Я понимала, что в России их просто нигде купить не смогу.

– Я слышала, что вы постоянно украшаете свой подъезд. Так?

– Когда мы переехали в новый дом, у меня была маленькая Маша, я там что-то нарисовала, принесла ветки еловые и поставила на окно. Народ заинтересовался, и потихоньку все соседи стали вовлекаться. Мы меняем декор подъезда несколько раз в сезон, но самое яркое украшение приходится на Новый год. Несколько лет подряд я даже становилась победителем городского конкурса по украшению интерьеров жилых домой. Странно, но в этом году мэрия почему-то отменила этот конкурс. Раньше я сама все придумывала и делала, а сейчас в это дело финансово вкладываются мои соседи, а все дети помогают оформлять. Мы делаем большие композиции, вырезаем фигуры, проводим подсветку. Жители подъезда и их гости кайфуют от того, что мы создаем такую сказку своими руками. Летом мы все сажаем цветы. Я выращиваю рассаду с марта – бархатцы, ноготки. Потом мы все это высаживаем во дворе, поливаем, и у нас до октября огромные цветочные шапки вдоль всего дома. Это все в наших силах! Мы можем каждый день создавать красоту сами с минимальной затратой ресурсов.

Наталья Козловская: «Можно каждый день создавать красоту, тратя на это минимальные ресурсы». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Наталья Козловская: «Можно каждый день создавать красоту, тратя на это минимальные ресурсы». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

– Как будет развиваться мировая культура, как вам кажется?

– Культура, как и любая другая сфера, развивается в тех трендах, в которых развивается мир в целом. Например, цифровизация уже вошла во все нацпроекты. Но если в национальном парке Паанаярви до сих пор нет телефонной связи и интернета, о цифровизации можно не говорить. Маркетинг российской культуры отстал лет на 15 в среднем. Культура сейчас где-то в 2005 году находится. Есть театры, куда нельзя купить билеты онлайн – это боль.

Другой тренд – устойчивое развитие. Это не только про экологию и раздельный сбор мусора, но про все, что связано с потреблением ресурсов так, чтобы осталось и следующим поколениям.   Почитайте про 17 целей ООН, которые лежат в основе устойчивого развития. Там и про разрешение бедности и социального неравенства, и про чистоту воды…

Потом мы можем говорить про тренд, который захватил весь мир. Это процесс миграции. Если отрасли не работают с этим трендом, они заведомо отстают. Несколько лет назад я была на стажировке во Франции. Там мы изучали, как Франция адаптирует мигрантов после «арабской весны» через культурные практики. Это был очень интересный кейс, как госсистема не справлялась, а некоммерческий сектор подхватил и начал применять разные методы. И речь не только про трудовых мигрантов. Например, хороший юрист или врач был вынужден уехать в другую страну. У него нет языка, и ему предлагают идти на стройку. А культурные практики говорят: давай попробуем в какие-то проекты тебя интегрировать. Тренд на миграцию в топе, но никто не хочет с ним заморачиваться.

Наталья Козловская: «Культура развивается в том же направлении, что и весь мир». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Наталья Козловская: «Культура развивается в том же направлении, что и весь мир». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Надо смотреть глобально: куда мир движется, туда и все остальные отрасли так или иначе будут пристраиваться – мы же не в вакууме живем, а в общей повестке, и культура в том числе. У культуры даже больше ресурсов, она может гибко говорить о социально-важных темах, может через художественные практики, арт-практики говорить о насущных вещах. Культура может быстрее подхватывать тенденцию, быстрее с ней работать и выдавать интересные решения.

Часто мы запираем себя в коробочку, действуем по какой-то схеме, а все эти схемы в новом мире уже не работают. Мир стал турбулентным, комплексным. Недавно Фондом Потанина проводилось большое исследование про компетенции будущего. Чему нужно обучать культурный сектор, чтобы всем хорошо жилось? Они меня спрашивали, какие должности завтра будут самыми востребованными? Я говорю: должности – это про вчера. Мы говорим про роли. Роль лидера будет намного выше, чем должность начальника. Только кроссфукнкциональные команды, у которых гибкие элементы, нет иерархии, есть много компетенций одновременно. Только такой гибридный гибкий формат может выдавать быстро продукт на рынок. Как бы кто не спорил, но культурные продукты и услуги, которые мы для клиента выводим на рынок, есть. И вокруг у нас есть конкуренты в виде торговых центров, баров и так далее. Если мы продолжаем работать в иерархии, когда бумажка пошла наверх – пять дней туда и пять обратно, – мы опоздали. Нужен лидер, который берет ответственность, быстро принимает решения, знает, кого куда поставить, кого как замотивировать, знает, как сгладить углы, тогда будет результат для рынка быстрым, эффективным. Даже в сложных иерархических структурах можно пробовать внедрять такие команды. За этим будущее. Иерархия в перспективе умрет вообще.

Наталья Козловская: «В новом мире старые схемы уже не работают». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Наталья Козловская: «В новом мире старые схемы уже не работают». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

– Что можно сделать, чтобы в театры и музеи ходило больше людей?

– Весь вопрос в продукте. Если у вас суперпродукт, то за ним будет стоять очередь. Недавно Строгановский музей в Петербурге объявил бесплатный вход. Люди стояли три часа на морозе. Что там нового повесили? Ничего. Это вопрос доступности и вопрос качества продукта. Любой театр, музей, если у него есть классный продукт, будет востребован. Здесь вопрос к менеджменту: есть у музея или театра классный продукт или мы считаем, что если мы картины развесили, они 300 лет висят, то люди сами захотят пойти? У людей есть выбор!

Еще недавно маркетологи говорили, что мы всех сегментируем по полу, возрасту. Получается, если я – женщина 38 лет с высшим образованием, то по этому критерию, на их взгляд, я должна ходить в театр? Да вы что! Я пойду в театр, только если мне интересно. Нет никакой сегментации посетителя, кроме его интереса. И возникает вопрос к этим учреждениям: а вы интересны своей аудитории? Вы делаете для них продукт или вы делаете для галочки, для государства, для госзадания, для себя? Или вы работаете как бизнес? Я всегда топлю за то, чтобы смотреть, как работает бизнес. Бизнес работает только для клиента, все персонализировано: предложения, акции. Почему ваша маникюрша вам трижды напоминает смс-кой, что вы к ней записаны, а театр ни разу? Реально много людей забывают, что два месяца назад они купили билет. А если у них случается такой казус, они потом долго не приходят. Почему маникюрный бизнес готов вкладываться в маркетинг, оповещения, работу с клиентом, сопровождение, а театральный или музейный не готов? Это вопрос про то, как мы работаем с клиентом. Мы с вами все суперпрофессиональные потребители. Мы все, лежа на диване в 12 часов ночи, покупаем что-то в интернет-магазинах. Почему я в 12 ночи не могу купить билет в карельский театр, а должна посреди дня, в часы работы кассы, приехать, а мне еще скажут, что билетов нет?

Наталья Козловская: «Почему ваша маникюрша вам трижды напоминает смс-кой, что вы к ней записаны, а театр ни разу?» Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Наталья Козловская: «Почему ваша маникюрша вам трижды напоминает смс-кой, что вы к ней записаны, а театр ни разу?» Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Как вы воспитываете свою дочку?

– Ребенку важно привить только две вещи: свободу выбора и чувство ответственности. Надевай любую одежду. Ты пришла в театр в резиновых сапогах? Это твоя ответственность. Если ты пришла нечесаная, ты этого сама хотела. А потом ты сделала выводы: если тебе понравилось – в следующий раз пришла так же. Если нет – поменяла.

Ты можешь не делать никакие уроки. Можешь не пойти на тренировку, но все последствия разруливаешь сама. У меня ребенок сейчас в третьем классе. Я ни разу в жизни не делала с ней уроки. Даже не видела их никогда. Я не знаю, что там в тетрадках. Но она – отличница и даже получает стипендию за хорошую учебу.

– Это вам повезло.

– Это просто системная свобода выбора. Каждый раз ты показываешь, что если есть где-то косяк, то тебе придется самому за это отвечать. Это было с детства. Навык умения выбирать – это навык XXI века, крутой, потому что у нас сейчас такой выбор всего, что чаще всего люди не знают, чего хотят. Все хотят заработать миллион, а на что с ним будете делать? Не знаем. Если ты не знаешь, на что тебе нужны ресурсы, ты никогда их не получишь. Ребенок, у которого всегда была свобода выбора, потом очень хорошо может отличать, что ему надо, а чего не надо. Маленькие дети прекрасно понимают, плохо им или хорошо, потому что у нас есть внутренний барометр. А потом на нас много чего наслаивают, каких-то «надо», каких-то соответствий чьим-то ожиданиям, и в итоге человек вообще перестает слышать себя, он вообще не знает, что ему хорошо, а что плохо. Как будто он живет не в своей жизни, а в каких-то ролях бесконечных. Если мы сможем нашим детям привить здоровые чувство выбора и чувство ответственности, мне кажется, они будут более счастливые, чем мы. Быстрее выберутся из ролей и ярлыков, которые нам с детства привязывают. Зачем, например, быть отличником?

Наталья Козловская: «Счастье внутри нас». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Наталья Козловская: «Счастье внутри нас». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Недавно я читала книгу «Путь джедая». Автор советует: освойте, пожалуйста, принцип осознанного «рукожопия». Это значит, что в ситуации, когда можно сделать на «4», делайте на «4». Тогда вы освободите часть ресурса на другие дела. Не нужно быть отличником. А моя мама, когда я училась в советской школе, где всех муштровали, говорила: «Наташа, что такое «тройка» в контексте жизни?» Суперфраза. Я всю жизнь ее несу. Помню, как я рыдала в университете из-за того, что получила «4» за диплом. Этот диплом за 29 лет ни разу никто не читал, он никому не нужен. Зачем я над ним плакала? Нужен был опыт, чтобы понять, что «тройка» в контексте жизни ничего не значит. Ни по какому предмету и ни по какой жизненной ситуации.

– Что нужно для счастья?

– Счастье внутри нас. Это детская позиция – требовать счастья извне. Полюбите меня, поставьте мне «пять», дайте мне премию, звание, еще что-то там, тогда я сам себя оценю и полюблю. Это позиция ребенка недолюбленного. Счастье внутри нас. Я сейчас шла к вам и проходила мимо Детско-юношеского центра. На одном из окон был написан девиз: дышите счастьем, оно здесь, в воздухе, каждый день. Никто нам не мешает поднять глаза к небу и надышаться этим счастьем от неба. Оно бесплатно. 24 на 7. 365 дней в году.


«Персона» — мультимедийный авторский проект журналиста Анны Гриневич и фотографа Михаила Никитина. Это возможность поговорить с человеком об идеях, которые могли бы изменить жизнь, о миропорядке и ощущениях от него. Возможно, эти разговоры помогут и нам что-то прояснить в картине мира. Все портреты героев снимаются на пленку, являясь не иллюстрацией к тексту, а самостоятельной частью истории.