Анита Дункерс. Женские образы в эпосе «Калевала»

Основная сюжетная линия «Калевалы» – это подвиги богатырей. А подвиги, конечно, совершают ради женщин. В своей лекции Анита Дункерс расскажет, какими представляли себе героинь эпоса художники. Женские истории в иллюстрациях – в новом выпуске проекта «На лекции».

Герои «Калевалы» путешествуют, преодолевают препятствия, сватаются, созидают материальные блага. Вполне понятно, почему главные действующие лица эпоса – мужчины. Однако женским образам Лённрот уделял не меньше внимания. Художники-иллюстраторы любили изображать Айно, Марьятту, колдунью Лоухи и ее дочерей.

Анита Дункерс: «В «Калевале» есть женские персонажи, которые создают мироздание и меняют этот мир». Фото: ИА "Республика" / Леонид Николаев

Анита Дункерс: «В «Калевале» есть женские персонажи, которые создают мироздание и меняют этот мир». Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев


Телеверсия лекции Аниты Дункерс, записанная в студии «Сампо ТВ 360°»


Старуха Лоухи

Георгий Стронк «Хозяйка севера Лоухи». Фото: из фондов Музея ИЗО РК

Георгий Стронк. «Хозяйка севера Лоухи». Фото: из фондов Музея ИЗО РК

Старуха Лоухи заставляет героев «Калевалы» действовать: совершать подвиги, выковать мельницу Сампо. Она может заколдовать или сама обратиться, например, в птицу. Образ хозяйки Похъелы – большое движущее начало в эпосе. Ее всегда изображают страшной злобной старухой, с ужасающим взглядом, пронизывающим насквозь. Но все-таки правильные черты лица старухи хранят следы былой красоты. Возможно, в молодости Лоухи была красивой женщиной. Когда художники изображают героиню такой страшной, то, скорее всего, это отражение ее внутренней сути.

Тамара Юфа «Старуха Лоухи и дочь». Фото: ИА «Республика» / Лилия Кончакова

Тамара Юфа «Старуха Лоухи и дочь». Фото: ИА «Республика» / Лилия Кончакова

Тамара Юфа изобразила мать и дочь. У обеих героинь злобное выражение лица. Обе колдуньи. Конечно, дочь унаследовала характер своей матери.


Невеста Похъелы

 

Невесту Похъелы все изображали по-разному. У Тамары Юфа она северная красавица с ледяным взглядом. Героиня Маргариты Юфа сидит на радуге и тянет цветную нить из солнца и луны, трав и цветов. Она словно вплетена в прекрасный мир, в котором так себя прекрасно ощущает. У Мюда Мечева дева Похъелы – обычная крестьянка. Валентин Курдов создает обобщенный образ девушки, не конкретизируя черты. Алиса Порет изображает на щеках невесты крупные слезы, так как та покидает родной дом навсегда. К дочери Лоухи сватаются Илмаринен и Вяйнямёйнен, и у нее были все возможности, чтобы стать счастливой. Она выбрала себе жениха по сердцу, не то что другие, кому приходилось выходить замуж против воли.


Айно

Тамара Юфа, "Айно в лесу". Фото из фондов музея ИЗО РК

Тамара Юфа. «Айно в лесу». Фото из фондов Музея ИЗО РК

В «Калевале» нет счастливых женщин. У невесты Похъелы сложилось все трагически. Злобный характер погубил ее. Хотя героиня сама выбрала себе жениха. В отличие от Айно, которую мать и брат отдают в жены Вяйнямёйнену. Но она погибает до нежеланной свадьбы.

 

В «Калевале» целая галерея материнских образов. Художники часто обращались к сюжетным линиям этих героинь. Парой антиподов в эпосе представлены матери Айно и Лемминкяйнена. Первая своей любовью и заботой подталкивает к гибели дочь. Вторая вопреки законам бытия воскрешает сына из мертвых.


Мать Лемминкяйнена

Аксель Галлен-Каллела «Мать Лемминкяйнена». Фото: ИА «Республика» / Лилия Кончакова

Аксель Галлен-Каллела. «Мать Лемминкяйнена». Фото: ИА «Республика» / Лилия Кончакова

Финский художник Аксель Галлен-Каллела в период работы над образом матери Лемминкяйнена построил мастерскую, в которой цвет стен был черным. Так он получил этот мертвенно-бледный свет, который проникал только через верхнее окошко. С каким отчаянием и мольбой, как требовательно героиня смотрит в небо. Такой матери невозможно отказать.


Илматар

Валентин Курдов «Илматар». Фото: ИА «Республика» / Кирилл Оськин

Валентин Курдов. «Илматар». Фото: ИА «Республика» / Кирилл Оськин

В «Калевале» есть героини, которые влияют на развитие этого мира, создают мироздание. Одна из них Илматар – дочь воздуха. На ее колене утка вьет гнездо, а затем от резкого движения яйца разбиваются. Из первой части яйца появляется небесный свод. Из другой – земная твердь. Из желтка – солнце. Из белка – луна. Из крапинок на поверхности – звезды. Так от союза женщины, птицы и воды, по «Калевале», рождается мир.


Марьятта

Юрий Люкшин «Марьятта». Фото: ИА «Республика» / Кирилл Оськин

Юрий Люкшин «Марьятта». Фото: ИА «Республика» / Кирилл Оськин

Если Илматар появляется в первой руне, то Марьятта – в последней. Непорочная девушка рожает ребенка, и народ Калевалы нарекает его своим королем. Время Вяйнямёйнена, его силы шаманства, язычества, заканчивается. На смену приходит христианская религия. Так заканчивается «Калевала». Марьятта – воплощение нового исторического периода жизни калевальцев.


«На лекции» – авторский мультимедийный проект журналиста Валентины Макарихиной. Это возможность услышать лучших карельских лекторов в сферах литературы, истории, искусства, науки. Видеоверсия каждого выпуска проекта снимается в студии телеканала «СампоТВ 360°». Самые интересные темы от профессионалов и по-настоящему увлеченных людей.