Экогерои: пора сокращать производство одежды

Австралийские пожары, глобальное потепление и унитазы для жителей Африки: экодизайнер из Москвы Ольга Глаголева вместе с мастерами из Заонежья готовит коллекцию одежды для показов в Москве и Нью-Йорке. Мастер создает свои модели из готовой одежды, потому что считает, что в мире и так производят слишком много вещей.

Ольга Глаголева. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Ольга Глаголева. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

По мнению Ольги Глаголевой, в современном мире нужно стремиться к сокращению производства одежды. Во-первых, это производство негативно сказывается на состоянии природы, оставляя высокий углеродный след. Во-вторых, количество уже готовой хорошей и стильной одежды, на изготовление которой тратилось время, мастерство и средства, так велико, что можно остановиться и подумать про апсайклинг.

Апсайклинг (upcycling) — новое «прочтение» готовой вещи, а также способ переработки предметов, которые могли бы стать мусором.

В апсайклинге Ольги Глаголевой обычно участвуют мастера, которые обладают уникальными профессиональными навыками. В Карелии дизайнера познакомили с мастерицами по шитью, вышивке, ткачеству, прядению. Во время своей текстильной экспедиции в Заонежье Ольга Глаголева уже дала задания карельским рукодельницам.

Новый проект дизайнер создает при поддержке автономной некоммерческой организации «Заонежская изба», которой руководит Наталья Вильк, жена писателя Мариуша Вилька.

Ольга Глаголева в Заонежье. Фото: АНО «Заонежская изба»

Ольга Глаголева в Заонежье. Фото: АНО «Заонежская изба»

— Ольга, расскажите о своей поездке по Карелии. Какие задания вы дали мастерам?

 — Я была в Петрозаводске, в Шуньге, Толвуе и Великой Губе. В каждой деревне у меня были встречи с мастерами, часть которых взяла у меня заказы на вышивку. Наша идея — использование традиционной техники в новой визуальной коммуникации. Одна девочка-десятиклассница, например, взялась вышивать на рубашке австралийский пожар. Меня очень заинтересовала одна мастерица в Великой Губе. Она одна может организовать в селе локальное суперэкологичное производство. Она работает с шерстью овцы: сама стрижет ее, прядет шерсть. Все вручную! При условии работающей в селе артели и налаженному сбыту готовой продукции могло бы получиться и экономическое развитие места. Да, вещи, с нуля сделанные вручную, стоят очень дорого. Даже в Москве трудно найти покупателей, поэтому мы рассматриваем возможность их продаж в Лондоне и Нью-Йорке.

— Там есть спрос на народное прикладное творчество?

— Народное — это музейное, мертвое. Наша задача — использовать аутентичные техники для решения современных задач. Из всей коллекции, которую я привезла, целиком аутентичной будет только одна вещь — рубашка с традиционной вышивкой. Если это будет продаваться, будем еще такие делать. Это будет офисная мужская рубашка с традиционными карельскими узорами на рукавах, у горла и по нижнему краю. Тема узоров — дерево, женщина, роженица.

— Рубашка будет мужской?

— Она на женщинах тоже хорошо сидит. Есть же мужчины-феминисты. Сейчас такого различия особого нет. И розочки, и котиков в одежде могут позволить себе и мужчины, и женщины.

— Что в целом будет представлять собой ваша новая коллекция?

— Мы не делаем новых вещей, а переделываем дорогую одежду, которая уже стала немодной. Мы работаем над улучшением ее вида и функции. Каждый раз отталкиваемся от конкретной вещи. Для этой поездки я выбрала десять вещей.

 

— Что это за вещи?

— У меня есть партнер Роман Ковалишин. Мы с ним вместе работали над брендом Go authentic. У Ромы больше тысячи личных вещей. Они хранятся дома, занимая половину его квартиры. Сейчас у него другие ценности, он понимает, что с этими вещами нужно что-то делать. Мы вместе придумываем идеи для новой жизни одежды и даем мастерам задание. Например, в Карелию я привезла две рубашки Вивьен Вествуд. В Лондоне она главный экодизайнер. На рубашках мы местным тамбурным швом вышьем ее цитаты, слоганы. Мастера из музея «Кижи» взялись за костюм, который будет расшит изображениями унитазиков и ссылками на фонд Билла и Мелинды Гейтс, инициирующий решение социальных проблем в Африке. Сейчас на этом континенте от кишечных расстройств, вызванных грязной водой и отсутствием всякой санитарии, умирает до миллиона человек. Сооснователь Microsoft Билл Гейтс представил проект унитаза, который работает без воды и не требует подключения к канализации. Туалет перерабатывает отходы в удобрения и переводит их в энергию, которой можно освещать улицы. О решении оснастить африканские поселения такой системой и рассказывает наш костюм.

— Как он рассказывает?

— Об этом говорит вышивка костюма. Человек, который его надевает, становится сторонником экологических и гуманных идей Билла Гейтса. Он привлекает внимание, к нему подходят люди, и у него есть возможность рассказать про идеи знаменитого филантропа и стать проводником его движения. В этом случае нам хотелось бы сделать упор не на продаже нашей одежды, а на аренде ее. В этом случае экоидеи можно будет распространять активнее.

— Можно будет брать ваши рубаки и костюмы напрокат?

— Это удобно. Человек может арендовать костюм на конкретный выход. Таким образом мы не поддерживаем идею бесконечного потребления и делаем наши вещи «рабочими»: сегодня один человек надел пиджак про проблему загрязнения океана, в следующие выходные — другой, потом третий… И он не лежит и пылится, такой дорогущий, а всё время в работе. И художественное высказывание на тему экологии оказывается на слуху.

— В свое время публику шокировал унитаз, представленный на выставке Марселем Дюшаном. Вы тоже намекаете на это высказывание?

— В ХХ веке писсуар Дюшана был просто вызовом современному искусству. Сейчас это высказывание, которым ты на 100 процентов привлечешь внимание людей. Это важно, потому что нам хочется, чтобы люди обсуждали проблемы, связанные с экологическими проблемами планеты.

— Какие еще идеи будут заявлены в «карельской» части проекта?

— Девочки из Великой Губы вышивают рубашку, на которой напечатан принт с мелкими кружочками. Каждый кружок, вышитый тамбурным швом, символизирует снег, которого нет на улице, и обращение к проблеме глобального потепления. Где наш снег? Эта рубашка задает тот же вопрос. Будет еще черный пиджак с вышитыми россыпями звезд. Он рассказывает о том, что идея спасения от экологических проблем на других планетах вряд ли состоятельна. На пиджаке будут надписи: «Земля нам больше не подходит, переселяемся на Марс?», «Извините, а у вас есть вода? Или воздух?» Спасемся ли мы на других планетах? У нас есть наша Земля, на которой мы еще можем переформатировать производство, что-то изменить. У нас есть еще на это немного времени. Я верю, что мы еще можем все исправить, нужно только осознать проблемы.

— Как вы познакомились с Натальей Вильк?

— Это был Международный форум креативных индустрий ART-WERK форум в Москве, на котором собрались представители разных стран. Я выступала с докладом на тему экодизайна, экомоды, производства одежды. После обсуждения Наталья подошла ко мне и предложила сотрудничество.

— С какого возраста вас волнуют проблемы экологии?

— Я родилась в Таджикистане, но в школу пошла в Озерске, это закрытый город на Урале. Там производят уран, а мои родители занимаются мониторингом подземных вод в ареалах загрязнения атомной промышленностью. Они экологи-практики. Я окончила институт дизайна костюма только потому, что мне просто хотелось красиво одеваться. А потом выяснилось, что производство одежды — это антиэкологическая индустрия. И мне пришлось что-то делать, чтобы позитивно влиять на окружающую среду. Несколько лет я провела в Индонезии. Мы с сестрой ездили по деревням, знакомились с мастерами, делали им заказы. Потом создали коллекцию, которую продали в Москве. Потом я около года училась маркетингу в Central Saint Martins в Англии. Это был уникальный опыт, который мне потом пригодился.

— Как вы будете представлять вещи из «карельского» проекта?

— Проект по переделке вещей мы хотим представить в Москве в виде выставки-спектакля. Создавать ее будем вместе с режиссером Викторией Приваловой, она занимается документальным театром. Здесь вещи будут рассказывать свои истории голосами мастеров. Я бы хотела на открытие посадить мастера из Карелии в традиционном наряде и мастера из Петербурга, которая выглядит, по общим меркам, экстравагантно. Главный посыл в том, что не важно, насколько по-разному вы выглядите, если ваши ценности совпадают. Вы можете быть любой национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, но если ваши цели совпадают, вам будет проще договориться. Как человек может включиться в эту систему снижения производства и перепроизводства одежды? Допустим, ты — Филипп Киркоров и у тебя пять миллионов вещей. Что ты с ними будешь делать? Можешь организовать музей и выставить тысячу. А остальные куда деть? А это дизайнерские вещи, на которые потрачены время, идеи, труд. Они просто висят и никак не используются. Но их можно, например, сдать в аренду. И люди будут арендовать — ведь это пиджак Филиппа Киркорова!

— Говорят, вы планируете показать коллекцию в Нью-Йорке?

— Это в идеале. В Москве мало нашего потребителя, а в Англии и Америке уже сформированы и рынок, и сознание.