Кузнец нам нужен: что карельские мастера делают из стали

Наши кузнецы знают, как сделать красоту из куска железа. Кованая "Роза" на Онежской набережной, фигуры на здании Театра кукол, парковые украшения в Кондопоге и даже буква на памятнике Петру. О работе сильных мужчин и тонких художников - в новом выпуске спецпроекта "Делаем в Карелии".

Илья Аммалайнен. Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Первый раз Илья Аммалайнен попал в кузницу в 15 лет. И с тех пор оттуда уже не выходил. Кузнец-самоучка шлифует свое мастерство 20-й год подряд и знает, как из куска железа сделать предмет искусства.

«Кузнец, как шахматист, все свои операции должен видеть на несколько шагов вперед. Чтобы ошибок не совершить, чтобы двойную работу не делать. Есть такая поговорка у нас: ковке час, наладке день. Сначала все подготавливаешь, потом быстро куешь. Без ошибок», — отмечает Илья.

Свое дело

Начинал он свою карьеру вместе с братом, но быстро понял, что день за днем штамповать рядовую продукцию он не хочет. Мастеру нужно творческое развитие. Поэтому Илья ушел из «Кузницы Сариолы» и шесть лет назад открыл свое дело. Когда оформлял ИП (индивидуальный предприниматель), от агентства занятости получил субсидию в размере 60 тысяч рублей.

«Железный век» — вторая по счету его площадка. Начинал Илья в одиночку, потом к нему присоединился мастер Андрей Щербина. Ему, в частности, город обязан половиной скульптур, которые украшают Театр кукол.

«Всего скульптуры четыре. Две сделаны в Петрозаводске. Скомороха и Фею мы сделали в «Кузнице Сариолы». А Моряка и Рыцаря создали в Питере. Правда, нам потом пришлось немного их доделывать, особенно Рыцаря. Я в основном занимался переделками: плащи, крепежные элементы, лица. За лето справились», — рассказал «Республике» Андрей Щербина.

Андрей объяснил, что доделывать скульптуры пришлось, потому что в Петербурге не совсем так поняли задачу, которую ставили перед ними художники. В итоге то пуговица на скульптуре была не там, то стальной плащ нужно было подрихтовать.

Андрей Щербина. Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Андрей Щербина. Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

Заказы — от подковы до памятника

В работе Илья и Андрей стремятся оправдать название своей кузни — мастерская художественной ковки «Железный век», чтобы продукция выходила и долговечной, и красивой, и оригинальной.

Допустим, захотел заказчик кованую решетку — кузнец Аммалайнен непременно предложит украсить ее растительным орнаментом. По-другому Илье работать просто скучно. Эскизы из головы мастер сначала переносит в компьютерную программу, а потом — исполняет в металле. Прокатную сталь (работают кузнецы исключительно с ней) закупают на местных металлобазах.

Любителей ковки в Карелии достаточно. Бывают заказы на создание целого интерьера из металла. Мастерам запомнилась работа для частного дома в поселке Шальский.

«Там очень много металла: лестницы, люстры, настенные факелы, кухонная фурнитура, кованые кольца на ящиках. Огромный светильник над бильярдом. Тонны две в общей сложности», — рассказал Илья Аммалайнен.

Илья Аммалайнен. Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Илья Аммалайнен. Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

 

В сезон, а это весна-лето, у мастеров постоянно находится  в работе по три заказа. Людям нужны разные вещи: от кованых ворот, мангалов и лестниц до традиционных подков и подсвечников.

Бывают у «Железного века» и госзаказы. Например, работы петрозаводской кузни украсили парки Кондопоги. Ограды, скамейки, фонари сделаны руками Ильи и Андрея.

В скором времени работы петрозаводских кузнецов появятся на могиле академика Фортунатова в Косалме. В «Железный век» обратились волонтеры, которые уже несколько лет приводят в порядок место упокоения ученого. Мастера сделали ограду со стилизованной буквой «Ф» (академика звали Филипп Федорович Фортунатов), сейчас заканчивают скульптуру в виде книги — на ней осталось разместить информацию об ученом.

 

В этом году «Железный век» помог Петрозаводску достойно отметить юбилей Петра I. Дело в том, что недавно с памятника Петру Первому таинственным образом исчезла буква «И» — из надписи в слове «величие». В год 350-летия императора — нехорошо. Мэрия обратилась за помощью в «Железный век». Наши парни взяли 12-миллиметровый кусок стали, вырезали букву, в получившийся трафарет налили жидкой латуни и бесплатно установили «И» на место.

Дизайн для Розенбаума

Есть в коллекции Ильи Аммалайнена совершенно уникальная скульптура. Точнее, последние 12 лет она не у него в коллекции, а дома у знаменитого музыканта Александра Розенбаума. Металлическую композицию «Вальс Бостон» Илья вручил своему кумиру после концерта в 2010 году: на постаменте из красного карельского гранита — стальные листья, вокруг них медная лента и дарственная надпись с фирменным клеймом Ильи — «АИ».

«План-то какой у меня был? Вот листья летят, вихрь, вращение. А что потом происходит? Смерть. Все всегда заканчивается ей. Полет листьев очень красив, но это одно мгновение. Как и жизнь. Потом все останавливается», — рассказал художник Аммалайнен.

Задумка пришла к Илье за пару дней до концерта. А за ночь, когда работа была в разгаре, в мастерской выключили свет. Но кузнец справился, и теперь скульптура украшает рабочий кабинет барда рядом с наградами «Песня года» и «Шансон года». Свою работу Илья увидел в интервью Александра Розенбаума на youtube-канале «Эмпатия Манучи».

 

Работы — на сто лет

Последние три года кузнец Аммалайнен работает на газу. То есть заготовки нагреваются до температуры ковки (сталь плавится при 1 370 градусах по Цельсию) с помощью бытового газа. Для работы у Ильи есть малый горн и побольше (в них плавится металл), а также два пневматических молота, с помощью которых сталь принимает нужную мастеру форму. Почти все инструменты поменьше — молотки, клещи — Аммалайнен делает сам. Фабричным изделиям не доверяет, причины веские: брат Ильи из-за магазинного молотка лишился глаза —  однажды при работе от инструмента отлетел кусок стали.

Никакие внешние санкции кузнецов не пугают. Стали в России много, газа — еще больше. Помещение есть и, главное, руки из нужного места. Так что «Железный век» проработает сто лет.