Петрозаводская верфь «Варяг» свою историю ведет с 90-х годов. Хотя ее создатель Павел Мартюков любовью к кораблям заболел в раннем детстве.
— Начал с того, что строгал кораблики из дощечек и пускал в лужах, — вспоминает директор ООО «Варяг».
После школы поступил в Ленинградский кораблестроительный институт имени Ленина. После окончания вернулся в Петрозаводск, пять лет работал на заводе «Авангард», набирался опыта. А в 1989 году подался на вольные хлеба: сам занялся строительством деревянных судов. В 1992 году создал свое предприятие.
— На тот момент это была чистая романтика, и меньше всего думалось о заработках. Да и сейчас-то, в общем, не очень думается. Для меня главное – заниматься любимым делом. То есть это болезнь, которая, наверное, уже не пройдет.
Уникальное производство быстро нашло свою нишу. И даже в суровые 90-е удалось держать верфь на плаву.
— Сначала не было ничего: ни постоянной бригады, ни инструментов, ни материалов, ни собственных площадей. Бывали и сложные времена. В 1998-м мы и лестницы для коттеджей, и оконные блоки делали. Но зато предприятие и людей сохранили. Только в 1999-м нам удалось, наконец, выкупить часть цеха петрозаводской судоверфи.
— Первый корабль, который мы строили самостоятельно – это шхуна «Святой Петр», — рассказывает Павел. — Это корабль в стиле петровских парусных кораблей. Строили мы его по заказу петербургской фирмы, и капитаном на нем был Владимир Мартусь. Сейчас он ходит на известном питерском фрегате «Штандарт».
Капитан несколько лет ходил на «Святом Петре» по Балтике, а потом продал англичанам, которые перевели ее в Карибское море. Сейчас судно возит туристов на Антильских островах.
— Этот корабль успел сняться в «Пиратах Карибского моря, но, правда, на вторых ролях, но практически в каждом фильме я его видел, — не без гордости рассказывает владелец верфи.
Павел старается отслеживать судьбу каждого своего «детища».
Так реплику первого линейного корабля российского флота по заказу администрации Воронежской области строили три года.
— Это был масштабный и интересный проект – корабль длиной 40 метров и водоизмещением в 300 тонн. Сейчас он используется как плавучий музей в Воронеже. Местные его выставили на конкурс как символ города на сторублевую купюру.
Верфь «Варяг» в Петрозаводске строит разные корабли: от маленьких лодок и катеров, до больших копий исторических судов, стоимостью от 260 тысяч и до нескольких десятков миллионов рублей (все зависит от потребностей и возможностей заказчика). На предприятии трудятся до 35 человек, средняя зарплата – 25 тысяч. Среди заказчиков и частные лица, и госучреждения, и коммерческие фирмы из России, Норвегии, Швеции, Финляндии, Литвы, Латвии. Корабли работы петрозаводских мастеров ходят в Португалии, Испании, Италии, на Канарских островах, в Англии.
— В этом году мы 13 шлюпок отправили на Дальний Восток, заказчиком выступил Морской государственный университет имени Невельского и детский центр «Океан». В прошлом году мы для МГУ построили научно-исследовательское судно «Профессор Сенкевич» для проведения исследования в акватории Белого моря, — рассказал Павел.
Еще один крупный интересный заказ был в 1997 году. Строили суда для съемок английского сериала «Хорнблауэр» по роману Форестера, сюжет которого был посвящен войне на море во времена Наполеона.
— Мы построили 11 моделей кораблей конца XVIII — начала XIX века от 5 до 11 метров в длину и шлюпки разных типов.
В 2007 году для киностудии «Вертикаль» создали большую модель барка «Крузенштерн». Он снимался в фильме «Пассажирка» Станислава Говорухина.
Летом 2016 года в рекордные сроки на верфи «Варяг» построили реплику дубель-шлюпки «Якутск» для съемок исторического фильма «Созвездие морей». Подобный корабль в середине XVIII века участвовал в экспедиции Витуса Беринга и исследовал Северный Ледовитый океан. После съемок это судно будет использоваться в качестве учебного в Якутии.
— Уникальность этой истории в том, что на таком сравнительно небольшом корабле с экипажем в 54 человека, вместе с суровыми мужчинами пошла и хрупкая женщина – жена капитана корабля Василия Прончищева. Супруги умерли в этой экспедиции, их могила на побережье Северного Ледовитого океана сохранилась до сих пор, — рассказал руководитель верфи.
Павел Мартюков показал нам новое судно:
https://eb.utuoy/UZHRdNCr4w4
— Обычных кораблей у нас почти и нет. Все они уникальны, — считает судостроитель. — В наше время строить деревянные суда серийно практически не реально. Поэтому мы строим любые заказы, в этом и есть наш конек.
Судно начинается с идеи: с клиентом могут очень долго обсуждать детали, чтобы понять, что он хочет получить в итоге. Дальше разрабатывают техническое задание: определяют размеры судна, его конструкцию и комплектацию. Следующий этап – проектирование, а затем – строительство. На верфи делают корабли «под ключ», начиная от корпуса и заканчивая внутренним оснащением.
— Учитывая то, что предприятие небольшое, обязанностей у всех много. Сотрудники, которые строят корабли, как правило универсалы. Они могут работать и с деревом, и с металлом. Мы сами себе проектанты, снабженцы, приходится сочетать много обязанностей.
— Надо успевать сразу делать все. И знания надо все время пополнять. Поэтому я не могу этим заниматься восемь часов в день, я этим занимаюсь все время.
За почти 20 лет работа отлажена до мелочей: есть база надежных поставщиков, славу об эксклюзивном производстве разносит сарафанная почта. Поэтому на вопрос о проблемах бизнеса Павлу ответить сложно.
— Налоги надо платить, мы платим регулярно и аккуратно. Если предприятие работает нормально, стабильно, то сейчас можно работать, можно жить. В какой-то особой поддержке мы, скорее всего, и не нуждаемся. Контакты у нас есть и в администрации города и в правительстве. Про нас знают, регулярно у нас бывают гости из республики, которые с интересом наблюдают за строительством деревянных судов. Но есть у нас проблема в том, что верфь не имеет выхода к воде. Мы пытаемся ее решить. Надеемся, что здесь власти республики нам помогут. Нам нужна достроечная стенка. Любое судостроительное предприятие имеет так называемую достроечную набережную, то есть причал, у которого достраивают суда. Вот здесь есть определенные трудности.
Оба сына Павла пошли по стопам отца. Старший – Петр — уже работает на верфи и перенимает опыт.
— Мой отец из Тетемского района Вологодской области. В Тотьме раньше набирали рекрутов на флот, тотемские купцы доходили до русской Америки. Я недавно обнаружил список экипажа шлюпа «Надежда», который участвовал в первой русской кругосветной экспедиции под командованием Крузернштерна и Лисянского. В составе экипажа «Надежды» значится матрос по фамилии Мартюков. Я не берусь утверждать, что это мой предок, но чем черт не шутит, — смеется кораблестроитель.