«Хорошо»: как карельские модельеры совмещают историю и современные тренды

Карельский бренд авторской одежды "Хорошо" появился в республике недавно - в марте прошлого года. За это время его основательницы Элина и Анна уже придумали и сшили несколько коллекций, которые представили в республике и в Москве. А также стали участницами первой Недели моды в Петрозаводске. Как в своей одежде авторы сочетают прошлое и настоящее, для чего используют старинную вышивку и архивные фотографии - в новом выпуске проекта "Делаем в Карелии".

Дизайнерская студия "Хорошо". Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Элина — учитель технологии. Анна — портной. Дружат девушки уже больше 10 лет. Дошли до того, что решили открыть общее дело. И назвали его «Хорошо».

«Мы любим делать вещи  своими руками. Первым нашим сотворчеством стало пальто с гобеленом. Элина увлекается ткачеством, и ей пришла в голову идея вшить тканый кусок в  одежду. И мы сделали пальто. Идея была классная, мне до сих пор она нравится. И мы будем продолжать работу в этом направлении. Просто тогда у нас не было понимания, как делать свой бренд, как продвигать, как продавать. Мы просто шили. Делали партию 20 штук. Но все это шилось на заказ», — рассказала Анна.

Несколько лет назад у творческого союза возник вопрос: где взять денег, чтобы начать шить свою одежду.

Анна, портной. Бренд «Хорошо». Фото: «Республика» \ Сергей Юдин

 

«И мы придумали, что откроем студию, начнем проводить творческие мероприятия и заработаем. И у нас уже будет свое пространство. Но реальность такова: у нас было помещение, мы начали зарабатывать, но у нас не было вообще времени, чтобы делать свою одежду», — продолжает Элина.

Анна с Элиной открыли студию «Хорошо», в которой проводили различные художественные мастер-классы, в том числе и по живописи. Одна из работ, выполненная на мастер-классе, не понравилась ее хозяйке. И она оставила ее в студии. Так эта картина стала логотипом арт-студии.

Логотип. Фото: «Республика» \ Сергей Юдин

Постепенно девушки отказались от мастер-классов и стали заниматься только созданием и пошивом одежды. Вариантов для названия студии, а потом и бренда было много, признаются ее создательницы.

«Мы сидели на кухне, у нас был целый список названий и вариантов, но все было не то. И я предложила слово «хорошо», оно такое приятное, теплое, — вспоминает Анна, — Нам всегда хотелось, чтобы и место, где мы работаем, и вещи, которые мы делаем, дарили такое теплое ощущение. Это состояние: не отлично, не здорово, а вот именно хорошо и спокойно. Элина его не сразу приняла. Казалось сначала, что это как-то странно называть студию наречием. Когда мы между собой все-таки согласовали это название, наш друг Саша — дизайнер придумал нам логотип. И мы еще больше влюбились в это название».

А потом в нашу жизнь вмешалась пандемия, и это, говорят мастерицы, была передышка перед новым творческим взлетом.

«Во времена ковида мы придумали шить мерч нашей студии. Это были футболки, на которых трикотажным шнуром было вышито «Хорошо». И мы сидели дома и шили на заказ. Это была хорошая идея. Мы продали приличное количество этих футболок. Мы смогли оплатить аренду».

Путь ремесленника

После пандемии бренд «Хорошо» стал участником проекта акселератор «Путь ремесленника» для мастеров, которые используют ручной труд.

«Среди заявленных участников проходил отбор. Мы его прошли. Затем к мастерам приставляли двух наставников по направлению: бизнес и дизайн. И они помогали твое ремесло вывести на уровень дизайна. Как ремесленнику продавать уже не просто салатницу из камня, а как настоящий дизайнерский продукт.  Шесть недель мы работали в проекте. И это был большой толчок. И за это время мы разработали первую коллекцию. Нашим наставником была Варвара Зенина, известный дизайнер. Но самый главный результат проекта —  мы в сжатые сроки сделали рывок. Мы собрали весь опыт предыдущих лет и вложили в новое дело», — продолжает Элина.

Прежде, чем начать шить одежду, они задумались, кому бы они ее хотели продавать, и поняли, что в первую очередь — себе.

«Стало понятно, что если ты носишь то, что сам придумал и сшил, люди тебе поверят. Изначально мы думали, что будем делать совершенно простые вещи. У нас не было денег, чтобы шить пальто или что-то масштабное. Мы делали футболки, толстовки, мы сделали несколько позиций, чтобы «протестить». И когда я стала это все моделировать, возникла тема тамбурной вышивки. И с того момента мы и начали изучать фотографии с элементами одежды с тамбурной вышивкой Олонецкой губернии конца 19 века».

По данным интернет журнала «Мир вышивки». Шитье с помощью тамбурного шва на Руси было известно издавна. В этой технике украшали покрывала, ковры. В работе использовались разные нити, преимущественно шерстяные. Вышивальщицы сначала заполняли швом контуры рисунка, затем — его внутреннее пространство. Иногда ограничивались лишь контурами.

Распространение тамбурная вышивка получает с XVIII века. В XIX веке для нее даже были введены специальные круглые пяльцы. С натянутой на них тканью огромные пяльцы были похожи на барабан, и вышивка, выполняемая на этих пяльцах, стала называться тамбурной (от французского слова, означающего “барабан” — tambour). Да и сам шовчик, используемый в вышивке, стал называться тамбурным.

Сегодня одно из наиболее распространенных названий тамбурного шва — шов цепочкой. Конечно, придумано оно неспроста: стежки, из которых состоит шов, внешне напоминают звенья цепочки.

В наши дни тамбурной вышивкой могут украшать покрывала, коврики, подушки, одежду, различные аксессуары.

 

 

«И когда я закопалась  в тех фотографиях, которые тебе нравятся, я подумала, а почему бы не сделать коллаж. Мне всегда очень нравилась коллажная техника. И как раз мы думали, как перенести идею ручного ремесленного труда в простую одежду при этом не используя максимально ручной труд. То есть мы вручную делаем что-то, потом это сканируем, фотографируем, и отправляем в печать и тираж. Главная идея любого бренда, который хочет продаваться — сделать максимально дешево и доступно. А ручной труд — это всегда дорого. Новые технологии помогают нам удешевить процесс. И это позволит максимально масштабировать производство», — рассказывает Элина.

Но, конечно, задачи полностью уйти от ручного труда — нет. Вот и косы, которые вы видите на изделиях бренда, мастерицы делают вручную и бусины на футболках — это тоже hand made.

Дизайнеры прежде, чем использовать фотографии, обратились к юристу, чтобы не нарушить авторские права.

Платок. Фото: «Республика» \ Сергей Юдин

«Мы использовали фото, которые лежат в свободном доступе.  Многих людей — героев на снимках мы не знаем, истории эти утеряны. Это очень жаль, потому что мог бы быть интересный проект. Допустим, мы нашли историю, узнали, кто этот человек, нашли его родственников и так далее. Но, возможно, когда-то у нас и такое получится».

Обязанности в этом творческом союзе разделились так: Элина придумывает, скидывает идею Ане, она оценивает и может даже что-то забраковать. Все придумки пока девушки реализовать не могут, не хватает ресурсов.Сейчас в коллекции «Хорошо»: худи, футболки, носки, парки-дождевики, платки и сумки.

«Мы точно будем делать верхнюю одежду. Сейчас мы сделали пуховик, протестировали его, но мы уже не успеваем выпустить партию и продать. А к следующей зиме уже будет партия для продажи. Три мини коллекции мы уже сделали, и все, что мы придумали, опробовали, будем шить, производить и продавать. Что-то уберем, что не пошло, что-то наоборот произведем в большом количестве», — рассказала Элина.

Инвестор

В этом году дизайнеры поставили задачу — найти хорошего инвестора, чтобы вкладывать больше средств в развитие и отшивать коллекции большими партиями.

«Мы могли бы получить грант, например,  на социальные проекты по сохранению традиций и с устройством на работу новых людей. Мы не против, мы очень бы хотели,  но у нас пока нет ресурса этим заниматься. Да, мы получим грант, начнем этим заниматься, отрабатывать  грант, но кто будет заниматься тем, что мы сейчас делаем?! Для нас, наверное,  самый оптимальный сейчас вариант — это льготный кредит или инвестор, который даст денег на развитие».

Трикотаж заказывают в Турции, пока в России, говорят мастера, нет конкурентов по качеству и цене. Цветовая гамма у них особенная.

«Мы не хотели, рассказывая о Карелии через свой бренд, уходить в красное. В банальную историю красного и белого, потому что с этим работают большинство дизайнеров. И чтобы отличаться не только цветом, используем еще и 3Д моделирование. Нам очень нравится тамбурная вышивка,  ее наивность, неравномерность линий, интересные узоры. Изучая все в процессе, оказалось, что карельские девушки, которые занимались вышивкой, ткачеством, шили себе одежду, со временем пришли к тому, что переносили узоры мам и бабушек на свои платья, сарафаны, чтобы сохранить их, передать потом и своим детям.и у нас есть свой дизайн, свое видение, в котором мы соединяем прошлое и будущее. Как детям,  рожденным с телефонами в руках, можно рассказать о нашей истории? Только с помощью современных технологий».

Карельские мастера стали шить и мужскую линию, говорят, был запрос. В планах есть еще и детская коллекция. Сейчас предпринимательницы продают свои вещи на сайте, летом их ассортимент был представлен на острове Кижи, а недавно карельская одежда появилась и в Москве.

«Летом основные покупатели — туристы, но я считаю, что наши люди — карелы, петрозаводчане должны носить нашу одежду, чтобы идентифицировать себя. Наши вещи можно вписать в любой образ — на работу, на тусовку, в любое место. И это не кричащие традиционные модели, это современный стиль», — рассказала Анна.

Стиль решает

Бренд «Хорошо» участвовал в первой карельской Неделе моды. С организатором показов — Юлией Тельпиной девушки познакомились на швейной вечеринке, которую организовала в Петрозаводске дизайнер Ксения Кирсанова. По словам мастеров, сейчас такие вечеринки очень популярны в Питере и Москве.  На них собираются девушки, которые шьют.

«На этой встрече по интересам Юлия рассказала о своем показе. На первый «Стиль решает» мы не попали, мы просто не знали о нем. А на второй, конечно, захотели. Мы с удовольствием везде участвуем, хотим рассказывать о себе, хотим, чтобы нас знали».

Все, что придумывают и шьют Элина с Аней, они сами сначала носят, стирают, пробуют. Только после успешного тестирования создается партия на продажу. То, что отработано — отдают в массовый пошив, но все, говорит Аня, надо контролировать, даже выбор ниток.

«Я очень щепетильно отношусь ко всем деталям. Мой педантизм, конечно, иногда мешает что-то делегировать другим людям. Но и партнеров найти очень сложно. А сшить партию даже в 50 штук я сама не могу. Поэтому мы ищем тех, с кем можно будет сотрудничать. просто главное, чтобы в итоге все было хорошо».

Элина рассказала, что технологов и конструкторов одежды в Петрозаводске совсем нет,  да  и шить молодежь не хочет. Кадровый голод есть и в этой сфере.

Элина и Анна. Фото: «Республика» \ Сергей Юдин

«Эти профессии не престижные, дети не идут туда учиться.  Мы готовы сотрудничать, если к нам приходят на практику студенты, мы рады поделиться опытом. Мы просто рады, если кто-то тоже интересуется модой, одеждой и готов шить и делать что-то своими руками. И мы не хотим уезжать из Петрозаводска, мы хотим здесь жить, работать, открыть мастерскую и большую шоу-рум, чтобы люди могли к нам приходить, примерять вещи. Наш фиджитал бренд одежды — это тесная связь прошлого и будущего, и просто состояние души. Изучая и вдохновляясь традициями и ремеслами северных регионов, бренд «Хорошо» рассказывает свою историю, сохраняя особенную культуру в новом цифровом мире. Футболки, толстовки, платки и даже верхняя одежда, вдохновленная традиционным ручным трудом не просто вещи, а целая история «.

 


Проект «Делаем в Карелии» рассказывает о людях, которыми мы восхищаемся. На них просто смотришь и веришь: у тебя тоже получится. Чем так вдохновляют эти люди? Они делают свое дело. Им непросто. Часто — совсем невесело. Бывает, они тоже унывают и сдаются. Но они продолжают работать. Ловить рыбу или разводить кур, строить дома или варить сыр. Да, песни петь, наконец. Но так, чтобы жизнь вокруг наполнялась смыслом. О неравнодушных. О тех, кому больше всех надо: предпринимателях, фермерах, общественниках, массовиках-затейниках. О тех, кому всегда есть чем заняться.