Это вам не трактор: Карелия локализует производство высокотехнологичных лесных машин

Техника компании «Амкодор-Онего» сможет полностью заменить западную. Новые машины начнут выпускать уже в следующем году. О борьбе с санкциями и преимуществах наших харвестеров и форвардеров "Республика" поговорила с заместителем гендиректора завода Виталием Антиповым.

Фото: "Республика"/ Лилия Кончакова

Дочерняя компания белорусского холдинга «Амкодор-Онего» с 2019 года реализует в Карелии импортозамещающее производство лесопромышленной техники. Визитными карточками предприятия являются харвестеры и форвардеры, часть элементов которых уже сделана нашим заводом. Компания хочет достичь полной локализации и выпускать лесные машины из деталей и электроники собственного производства.

Харвестер — многооперационный лесозаготовительный комбайн, предназначенный для валки, обрезки сучьев и раскряжевки сортиментов на лесосеке.

Форвардер — многофункциональная самоходная машина для погрузки и транспортировки леса. Она оснащена кабиной с системой управления и грузовой тележкой с краном-манипулятором.

Проект даст 300 рабочих мест и ежегодный выпуск до тысячи машин к 2028 году. Между системообразующим предприятием «Амкодор-Онего», Минпромторгом РФ и правительством Карелии заключен инвестиционный контракт. Компания входит в индивидуальную программу социально-экономического развития республики на 2020-2024 годы.

Свято место пусто не бывает

Санкции и уход западных компаний сказались на работе предприятий России, в том числе и «Амкодор-Онего». Несмотря на то, что техника белорусская и поставляли ее внутри РФ, комплектующие были европейскими. И речь идет не об обычных тракторах, отметил замгендиректора «Амкодор-Онего» Виталий Антипов, а о высокотехнологичных машинах сложной сборки, повторить которую трудно.

Проблемы с комплектующими связаны с ограничениями логистики. В начале года компания благодаря Фонду развития промышленности купила оборудование, часть из которого так и не дошла. Причем коллективный Запад в этом случае действует не совсем коллективно. Например, завод купил обрабатывающий станок из Германии, аналогов которому практически нет в мире. Он значительно ускорил бы процесс сварки конструкций для машин. Поставщик подписал контракт, взял деньги, но отправлять технику в Россию запретило правительство Германии. Чем завершится ситуация, неизвестно. При этом с бельгийским поставщиком идут переговоры, он заинтересован в отправке по новым логистическим цепочкам. Компания из Словении смогла без проблем доставить дробеструйщик.

 

«Амкодор» собирался локализовать производство к 2028 году, но нынешняя ситуация показала — действовать нужно сейчас. Даже если потратить время на создание своих комплектующих и просесть по показателям, в будущем решение окупится в разы. По площади лесов Россия занимает первое место в мире (20% от мирового запаса), и здесь как нигде больше нужна лесозаготовительная техника полной локализации. Особенно при уходе западных компаний. Свято место пусто не бывает, но не каждому оно достается. Рынок надо заслужить.

«Сегодня пришлось смотреть на дружественные страны. Параллельно с этим холдинг ведет разработку и производство комплектующих, которые попали под санкции. В идеале хотелось бы 100% собственных деталей, но сегодня есть такие, которые пока в РФ не освоены. Разработка своими силами занимает много времени. Но в будущем это даст больше покупателей. Нам нужно создать продукт, который будет для потребителей выполнять все задачи, которые ранее выполняла зарубежная техника. Потихоньку заслуживаем и завоевываем рынок. Это сложный процесс, нужно предоставить качественный продукт», — отметил Виталий Антипов.

Фото: «Республика»/ Лилия Кончакова

Принципиально другие машины

Для современной техники нужны соответствующие цеха. Производство расположено на территории выкупленного в 2019 году Онежского тракторного завода. Сейчас идет его реконструкция и модернизация в несколько этапов. Первым в очереди стал производственный цех № 1, где обновляют отопление и инженерные сети, заливают полы, закупают технику. Уже поступили токарный горизонтальный и фрезерный станки. Они нужны для обработки корпусных деталей и гидравлического оборудования. Реконструкция ускорит локализацию производства.

 

«В этом году мы начали осваивать сварку рамочной конструкции. Это основание машины. Щиты и коники форвардера (часть грузового отсека для транспортировки — прим. ред.) сами делаем. Идет разработка гидравлических систем, технологического оборудования, элементов трансмиссии. Это ведь не трактор, там сложные системы, просто так его не соберешь. Сейчас локализация 17%, в следующем году хотим дойти до 40%», — сказал Виталий Антипов.

До этого года комплектующие приходили из Белоруссии в Карелию, здесь технику собирали, как конструктор. Новые станки и столы из высокопрочных сплавов позволяют «варить» рамы, щиты и коники в Петрозаводске. В Белоруссии уже научились собирать однобалочный мост задних колес и кран-манипулятор, который сейчас испытывают. Раньше его закупали у финнов. В следующем году собственные манипуляторы будут на всех машинах, создавать их собираются также и в Карелии. Сложности есть с тандемной тележкой, соединяющей передние колеса. Это высокотехнологичное оборудование. Во всем мире их делают только немцы. Но и над этим уже работают. Харвестеры и форвардеры в нынешнем виде в начале следующего года будут последними.

 

«Мы планируем начать сборку первых двух образцов машин нового поколения здесь. Это будут совсем принципиально другие машины. Отличаться будут не только деталями, но и применением систем, которые будут соответствовать уровню западных аналогов. К концу года будет 8 колес у харвестеров: это лучшая устойчивость, большая проходимость. С нашей локализацией», — отметил Виталий Антипов.