Это точно Карелия: о ремесле и северном дизайне

В этом проекте мы обычно рассказываем о людях, которые одевают и кормят жителей республики, упрощают и украшают их жизнь. Со Светланой Кольчуриной, директором Ассоциации «ЭХО», мы поговорили о том, как дизайнерам и ремесленникам помочь. О том, что такое «карельский» дизайн и каким должен быть, к примеру, сувенир, чтобы мы сразу поняли: да, это Север, Карелия.

Светлана Кольчурина, директор Ассоциации "ЭХО". Фото: Юлия Утышева

Светлана Кольчурина — коми-пермячка, родилась и выросла в Кудымкаре. Учитель и психолог по образованию, она уже больше десяти лет занимается проектной деятельностью: национальная культура, творчество, образование.

Сегодня Светлана — директор Ассоциации «ЭХО», живет и работает в Карелии. Проектов у ассоциации много, и много успешных: к примеру, «Карельский ремесленный кластер» вошел в топ-100 Фонда президентских грантов по России. А фонд ежегодно поддерживает несколько тысяч проектов.

«Создано Севером: методики развития локальных ремёсел» — этот проект стал победителем в конкурсе грантов главы Республики Карелия. Задача — разработать стратегию развития ремесел и народно-художественных промыслов в Карелии на ближайшие пять лет. В планах создание методического онлайн-пособия для ремесленников.

— Это будет образовательный ресурс: как переводить ремесло из хобби в полноценный бизнес (для тех, кто только планирует это сделать), какие есть формы государственной поддержки, как меняется законодательство, — говорит Светлана Кольчурина. — Продолжим работу и над онлайн-картой ремесленников и этно-культурных центров.

В апреле начинает работу еще один проект, поддержанный Фондом президентских грантов, — «Северный ремесленный кластер -культура бережного потребления от традиции к современности». Он объединяет дизайнеров и ремесленников из нашей республики, Мурманской и Архангельской области. Будут слушать лекции о культурных кодах и разумном потреблении, вместе работать над успешными коммерческими идеями.

Код

Светлана Кольчурина:

— В этом проекте мы говорим о дизайне, построенном на локальных культурных кодах. Местный ремесленник может строить свою работу в традиционных направлениях. Использовать материалы, которые есть в этой местности (глина, камень, дерево, шерсть местных овец).

Но дело не только в материалах и традиционных формах. Есть еще и цветовая палитра определенная: та, которую мы только здесь можем встретить, которой нет в других регионах. Вот Карелия — она такая серая, серо-белая (у нас же долгая зима). А летом Карелия голубая, синяя, зеленая.

Но кроме этой природной цветовой гаммы, есть наше культурное наследие, этническое наследие. Это культура карелов, вепсов, это определенная философия жизни. Как местные жители выстраивали свой быт? Ничего лишнего, никакого беспорядка, всё должно быть функционально продумано. Чтобы не тратить время, не тратить ресурсы.

 

Светлана Кольчурина, директор Ассоциации «ЭХО». Фото: Юлия Утышева

 

Вот у коми, у пермяков в деревенском доме много лишних деталей, как будто захламленности такой: нет, этот кувшин я не выкину — пусть висит, может, сгодится. И двор тесный, и каждый сантиметр твоей земли должен быть вспахан и засеян. Возникает такой визуальный беспорядок.

А в Карелии обязательно полянка перед домом, обязательно скамейка. Вот эта философия созерцания, жизнь в своём темпе, в своем ритме — это наше. Не медлительность: карелы долго принимают решения, но быстро работают. Созерцание — это время для принятия решения.

У южных народов есть право на ошибку: посадил весной не то и не так — не страшно, есть время всё исправить и снять второй урожай. А на Севере нет второго шанса, здесь другие природные условия. И долгая зима — время обо всем подумать и принять решение.

Карельский дизайн — это не только то, что мы видим. Но прежде всего карельская вековая философия, в которой объединилась природа, стиль жизни, нормы морали. Вот есть народы, которые жили общиной, все вместе. А посмотрите на карелов, особенно северных: это же традиционно было хуторское расселение. Да, мы любим пообщаться, но людей рядом лучше пусть не будет.

И это, кстати, отражается на современной городской стилистике. Посмотрите, в Карелии не любят многоэтажки. Комфортный вариант — максимум девять этажей и три-четыре квартиры на площадке (тогда не придется слишком часто сталкиваться с соседями).

Дизайн

Светлана Кольчурина:

— Мы привыкли слово «дизайн» относить к одежде, к квартире, к автомобилю. Но дизайн — это и то, как выстроены наши города, где проложены дорожки, какие растут деревья. Для меня карельский дизайн прежде всего в этой философии заземленности, медленной жизни, устойчивости такой.

У нас есть дизайнеры, которые работают с темой карельскости (я сейчас говорю о географии, не о карельском народе), которые улавливают на уровне философии, какая она, наша республика. Именно они создают вещи, которые ты видишь и говоришь: о, это точно Карелия.

КрУжки Юлии Федоровой, вязаные изделия Ирины Соломещ, половики Юлии Журавлевой — на них нигде не написано «Карелия», но ты сразу видишь и олонецкую зиму в серо-голубом шарфе, узнаешь карельскую вышивку в керамике. Проталины на весеннем озере, тепло бабушкиных рук.

Часто ремесленники, дизайнеры поверхностно относятся к наследию, к своим корням. Берут только визуальные символы, орнаменты (даже не задаваясь вопросом, о чем этот орнамент). Но важна не внешняя атрибутика, а философия жизни. И если ты ее чувствуешь, твои работы никто не повторит. Потому что через них ты рассказываешь и свою личную историю, и историю своей земли.

 

Светлана Кольчурина, директор Ассоциации «ЭХО». Фото: Юлия Утышева

Сувениры

 Светлана Кольчурина:
— Я как-то проводила семинар в маленьком поселке Мужи в Ямало-Ненецком округе. Это южный приполярный Урал, ханты живут там традиционным укладом, пасут оленей — так, как жили веками.

Научите, говорят, нас делать сувениры (все же сейчас должны делать сувениры). И вот мы работаем, я рассказываю про культурные коды. Придумываем идеи для сувениров, всё замечательно. Но чувствую: что-то не то. И понимаю, что ханты, конечно, могут изготовить сувенир. Но не могут ханты думать сувениром, нет у них такого понятия. Да, они могут сплести корзину для жизни, чтобы в лес с нею ходить. А для туриста что — такую же, но маленькую? Тогда уж проще сделать большую, потому что зачем тратить ресурсы на бессмыслицу?

И вот я думаю: где эта грань? Нужна ли вообще сувениризация ремесла? Игрушечность вот эта?

Мы много сейчас говорим: карельский сувенир, северный сувенир. Да, понятно — развиваем туризм. Но пусть люди купят одежду нормальную, предметы быта — это же ремесленники могут обеспечить? А сувенир (в том виде, как его понимают сегодняшние ремесленники) — это всегда борьба с производствами. И эта борьба всегда будет проиграна. Это не ваше поле, вообще не ваше. Отвяжитесь вы от этих мелких сувениров, зачем тратить время на магнитики?

Недавно мы обсуждали с руководством санатория «Кивач» издание книги, которую москвичи-питерцы могли бы купить прямо на месте, на память. Говорю: если книгу брать не будут, можем сделать открытки. Но «Кивачу» открытки не нужны, их клиенты хотят дорогой, качественный премиум-сувенир.

И в Карелии сейчас много мест, куда едут люди обеспеченные, которые могут позволить себе какую-то классную вещь купить, Да, задорого. Но не шкатулку из карельской березы, которая в сто пятьдесят слоев лаком покрыта, а действительно стоящую работу. И таких пока очень, очень мало.

Мы занимаемся проектной работой в Карелии десять лет. Да, в Петрозаводске появились отличные ремесленники и дизайнеры. А как работать с теми, кто живет в глубинке? В Пряжинском, в Беломорском районе? Мы искали мастеров, создавали с ними новые изделия при непосредственном кураторстве дизайнеров. Проводили фотосессии, издавали буклеты, каталоги.

И получилось, например, новое поморское платье: московский модельер и дизайнер Маша Андрианова работала с беломорскими рукодельницами. Они взяли за основу традиционную поморскую рубаху, но так ее переработали, что вышло совершенно новое прочтение. И традиционное, и современное, и стильное. Вот это — дизайн, культурный код. Вот это — Карелия.