Дикоросы для россиян: карельская ягодная компания переориентировалась на внутренний рынок

Компания «Фрешберри» занимается переработкой дикорастущих ягод. Раньше большая часть продукции уходила за рубеж, сейчас производители переключились на российский рынок. Внутри страны наши ягоды оказались не менее востребованы.

Производство "Фрешберри". Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Завод «Фрешберри» в Пряжинском районе начал работу в 2019 году. Компания специализируется на заготовке и очистке лесной и садовой ягоды. Раньше производители импортировали 90% продукции, но с этого года компания переориентировалась на российских потребителей. Теперь «Фрешберри» собирается вытеснить зарубежных поставщиков с отечественного рынка.

«Фрешберри». Фото: «Республика» / Сергей Юдин

«Стартуем с морошки»

Большую часть сырья предприятие получает от местных жителей. Сезон приема ягод начинается летом.

«Стартуем мы с морошки, традиционно это самая ранняя ягода Карелии. Это где-то с середины июля и до конца осени. Клюкву вот принимаем до сих пор», — рассказывает генеральный директор компании Виталий Мамчур.

Ассортимент продукции «Фрешберри» разнообразен, но преобладают в нем дикорастущие ягоды: кроме морошки и клюквы, еще черника и брусника. Дополнительно компания закупает садовую ягоду по всей России. К примеру, с Урала и Сибири в Карелию привозят облепиху, малину и черную смородину. Кроме того, предприятие активно сотрудничает с Белоруссией.

Виталий Мамчур. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

«Мы обращаем большое внимание на то, какую ягоду нам привозят. Ту, которая не соответствует нашим стандартам, мы не принимаем», — добавляет Виталий.

К малине особый подход

После приемки начинается производственный процесс. Сначала ягоды проходят шоковую заморозку до -33 градусов в специальных холодильниках. Это необходимо для того, чтобы сохранить все полезные свойства продукта. После этого ягоды отправляют на склады длительного хранения, где они дожидаются своего часа.

Далее большинство дикоросов поступают на многоступенчатую автоматизированную очистку. На линии убирают крупный мусор, веточки и грязь, а также отделяют плодоножку. Затем ягоды сортируются по цвету и размеру.

«По итогу получаем ягоду экстра-класса, плюс ягоды первого и второго сорта», — поясняет директор.

 

Особый подход на предприятии к малине. С ней работают на отдельной линии вручную, чтобы не повредить целостность. Это важно для покупателей, которые используют целые ягоды, к примеру, для представителей ресторанного бизнеса и кондитерских фабрик. Поэтому в следующий раз, когда вы будете угощаться тарталеткой с малиной, обратите на внимание на ягоды, — возможно, что они попали к вам из-под рук работниц «Фрешберри».

В конце очищенные плоды упаковывают в крафтовые мешки или коробки и отвозят на склад готовой продукции.

Дорога к российскому покупателю

Главным достижением компании Виталий Мамчур называет успешный выход на отечественный рынок. Ранее компания работала на импорт, но с этого года стала знакомиться с российскими покупателями, которые по достоинству оценили качество продукции и доставки.

«Наше предприятие входит в Ассоциацию дикоросов России. Совместно с правительством мы разрабатываем планы по ограничению поступающей ягоды из-за границы. На ягоды, которые приходят из Канады и США, хочется сделать либо дополнительную пошлину, либо ограничить в поставках, чтобы российские покупатели приобретали нашу продукцию», — отмечает Виталий.

Виталий Мамчур. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Гендиректор признает, что в Карелии конкуренция в ягодном бизнесе ощущается сильно, но это не мешает плодотворно работать и строить планы на будущее. Производство не останавливается круглый год. За сезон на предприятии заготавливается порядка 7-10 тысяч тонн ягод, и к лету «Фрешберри» стараются прийти с пустыми складами.

Сейчас на заводе трудится 40 человек, но руководство собирается увеличить штат сотрудников. Кроме того, руководство хочет обновить оборудование, закупив его у отечественных компаний.

«Мы постоянно расширяем производство и думаем о том, как сделать его более рентабельными и интересным для российского покупателя», — подчеркивает Виталий.

Так, до конца этого года на заводе готовится выпуск фасованной продукции для розничных магазинов. Всего будет представлено около 10 наименований ягод — как дикорастущих, так и садовых — в упаковках по 300 граммов. На данный момент «Фрешберри» договаривается с крупными федеральными сетями и региональными торговыми точками. По словам гендиректора, для конечного потребителя накрутка цены будет минимальной, так как вся производственная цепочка проходит в одном месте.

 

Виталий Мамчур особо отмечает, что уровень ягоды, которую заготавливает «Фрешберри», соответствует всем необходимым требованиям. «Мы готовы делать качество для любого нашего покупателя», — заявляет он.

Проект «Делаем в Карелии» рассказывает о людях, которыми мы восхищаемся. На них просто смотришь и веришь: у тебя тоже получится. Чем так вдохновляют эти люди? Они делают свое дело. Им непросто. Часто — совсем невесело. Бывает, они тоже унывают и сдаются. Но они продолжают работать. Ловить рыбу или разводить кур, строить дома или варить сыр. Да, песни петь, наконец. Но так, чтобы жизнь вокруг наполнялась смыслом. О неравнодушных. О тех, кому больше всех надо: предпринимателях, фермерах, общественниках, массовиках-затейниках. О тех, кому всегда есть чем заняться.