Карельское детство – деревянные игрушки

На открытие своего дела Анну Сергееву, молодую маму из Петрозаводска, вдохновили собственные дети. Деревянные лошадки, игрушечная посуда и конструкторы ручной работы от карельской мастерицы стали покупать по всему миру. Сейчас Анна осваивает внутренний российский рынок и местные магазины. Новая история о том, как можно превратить хобби в бизнес - в спецпроекте "Делаем в Карелии".

Деревянная лошадка. Фото: Анна Сергеева

Лошадки, волчки, самолеты, наборы для детской кухни и даже разборный торт со свечками  — все выполнено из натурального дерева.  Анна Сергеева создала новый карельский бренд детских игрушек и назвала свой бизнес именем младшего сына — «Егорка».

Дерево побеждает тактильностью

«Меня привлекает все экологичное, деревянное, натуральное и безопасное, — говорит Анна. — Когда я стала искать такие игрушки для детей, возникли трудности: либо это все было очень дорого, потому что заказывать нужно было из скандинавских стран, либо не устраивало качество. И я решила, что лучше сделать самой. Первые игрушки для сына и дочери я сделала лет пять назад», — рассказала Анна.

Анна Сергеева. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Анна Сергеева. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

В производстве Анны Сергеевой два направления: игрушки для малышей и детская посуда. Такое разделение возникло, потому что младшему ребенку нужны были развивающие игрушки, а старшей дочери нравились ролевые игры: приготовить, накормить, накрыть стол.

«Конечно, я не пошла в лес за бревном и не начала сама строгать. Я нашла мастеров, которые делают заготовки, я им предложила свои наработки, они по моим эскизам сделали деревянные игрушки. Я их дорабатывала здесь в Петрозаводске: красила, покрывала маслом. Все финишные штрихи делала сама», — рассказала Анна.

Сначала игрушки стали для Анны новым хобби, с детства она любила что-то мастерить своими руками: варила мыло, делала серьги. Постепенно увлечение переросло в бизнес. В 2020 году мастер зарегистрировала свою фирму.

 

«В декрете потребность творчества еще больше обострилась. Нужно было куда-то приложить  свое умение, создавать что-то своими руками — это всегда было мечтой. Вот моя мечта вылилась в такое дело».

Новые игрушки, которые придумывала Анна, первыми всегда получали ее дети — испытывали их на прочность.

«Я увидела, что когда лежат две пирамидки, ребенок выбирает деревянную, потому что это приятно трогать, это тепло, хорошо пахнет. Тактильно всегда побеждает дерево. А кроме того, это безопасно, эстетично, красиво и вписывается в любой интерьер», — говорит Анна.

Ориентируемся на внутренний рынок

Детская посуда «Егорка» делается из податливой липы. Игрушки, покрытые маслом, — из бука и дуба, они более прочные и не боятся детских зубов. Материалы Анна заказывает из разных регионов страны.

Детская посудка "Егорка". Фото: Анна Сергеева

Детская посудка «Егорка». Фото: Анна Сергеева

«Мы сотрудничаем с мастерами из разных уголков России, каждый работает с разным видом дерева. У нас была своя мастерская в Петрозаводске, но мы не справились с объемами и вынуждены были уйти на такой удаленный формат работы. Мы заказываем изделие, получаем заготовку, а уже финишные штрихи — покраска, упаковка — делаем сами. Я могу красить и готовить упаковку, сейчас мне еще помогают художницы».

Цены  на древесину и другие материалы  сейчас выросли. Анна использует иностранные краски и финский сертифицированный лак. При этом цены старается держать на прежнем уровне, чтобы как можно больше семей могли позволить себе купить ее игрушки.

«Для меня очень важно, чтобы все было качественно, безопасно и красиво, чтобы игрушки не стыдно было показать и подарить. Упаковка у нас тоже экологичная, только бумага и бумажные наполнители, нет пластика и полиэтилена. Это игрушки на века, мне бы хотелось, чтобы они передавалась из поколения в поклонение. Чем еще хороша деревянная игрушка: ее можно легко восстановить, покрасить, покрыть маслом в домашних условиях, и она снова как новая».

Анна Сергеева. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Анна Сергеева. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Продавать игрушки Анна начала через группы в соцсетях. Сейчас игрушки «Егорка» уже знают не только в России, но и по всему миру: Азия, Сингапур, Австралия. Особенно много заказов было из европейских стран. Скандинавы ценят дерево, и если в Карелии такое направление игрушек еще не очень популярно, то европейцы давно оценили преимущества натуральных материалов. Сейчас продажи за границу ушли в прошлое, поэтому Анна переориентировала свой бизнес на внутренний российский рынок и стала активнее работать с карельскими магазинами. Часть ассортимента мастер старается держать в наличии, поскольку игрушки часто покупают на подарок и покупателю, как правило, надо срочно.

«Высокого спроса на мои игрушки в Петрозаводске пока нет. Но я уверена, что пройдет пару лет, и к нам придет эта мода. Есть индивидуальные заказы, например, для интерьера, тогда мы подбираем цвета. Это очень интересно, такие заказы я очень люблю, потому что из нового спроса рождаются новые коллекции, новые идеи».

Спрос на лошадок

Самая популярная игрушка от «Егорки» — деревянная лошадка. Она простая, карманная и предназначена для маленьких детей, но по факту половину таких игрушек заказывают для взрослых, для интерьера.

«Для меня это было удивительно. Многие мамы признаются, что сами играют в эти игрушки, особенно нравится посудка, тортики, в детстве у них не было такого. Я бы сказала, что моя посудка — это игрушки для ценителей», — продолжает мастер.

 

Деревянные игрушки имеют и еще одно важное преимущество, говорит Анна, они помогают развивать детскую фантазию и проигрывать разные истории и сценарии:

«С помощью одной деревянной лошадки ребенок может сочинить целый сказочный мир, она у него превращается в разных героев, он все это проигрывает. Психологи говорят, что это очень важно. Музыкальные и светящиеся игрушки учат детей нажимать на кнопку, слушать и смотреть. Это вскоре им надоедает. Наши игрушки простые, но многофункциональные».

Сейчас Анна занимается расширением своего дела, и как бы ей ни хотелось самой все расписывать и упаковывать, просто не успеть. Экономическое образование помогает быть успешным менеджером, заниматься развитием фирмы.

«Перед Новым годом и Рождеством у нас было много заказов. И я своим покупателям предложила еще такую услугу — подписать открытку. Они могли прислать пожелание, я записывала его и подписывалась Санта. И вот моя команда,которая готовила все эти подарки — они настоящие эльфы, помощники Санты. И это было так приятно, когда понимаешь, что вот 24 декабря дети развернут подарок и прочтут, что для них трудился сам Санта и его эльфы».

Ярмарки и туристы

Анна Сергеева возит свои игрушки на разные ярмарки, в том числе в Москву. Она говорит, что постоянные оптовые покупатели таких ярмарок — это бабушки. Очень хорошие клиенты.

«На ярмарке ты себя совершенно по-другому чувствуешь, это не сидеть за компьютером. Ты получаешь отзывы, живое общение, приходят дети, их не оттащить от наших игрушек. Они тут же начинают играть. Хит ярмарок — это деревянные волчки. Простое действие, которое взрослый совершает за две секунды, ребенку дается с усилием и тем самым развивает моторику. Мы делаем очень много волчков специально к ярмаркам, не все готовы купить что-то дорогое, а юла — это и дешево, и оригинально».

Деревянные волчки. Фото: Анна Сергеева

Деревянные волчки. Фото: Анна Сергеева

Анна участвует и в петрозаводских ярмарках, сейчас готовится к Винтажному цеху, который пройдет в ближайшие выходные 23-24 апреля в Agriculture club.

А еще впереди лето, и «Егорка» готовится к туристическому сезону, чтобы гости республики могли увезти с собой хорошие сувениры для детей.

«Трудное детство, деревянные игрушки — это точно не про нас».