Портреты растений

Семь лет назад дизайнер Дарья Ершихина устала от интерьерных проектов и решила переключиться на административную работу. А потом увидела бетонный горшочек для цветов и захотела сделать такой же. Благодаря этому горшочку в Петрозаводске появилась арт-студия, где люди учатся делать прекрасное своими руками. От красоты просто так не уйдешь.

Сейчас в мастерской Дарьи Ершихиной бетон — не главный материал. Строительная глина, гипс и живые цветы — из этого появляются ботанические барельефы разных форм, цветов и форматов. А еще в глине и гипсе могут оказаться руки, ноги и любые части тела. Так рождаются анатомические барельефы. Из сухих цветов и воска здесь делают ботанические свечи.

Работы Дарьи Ершихиной. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Работы Дарьи Ершихиной. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Мастер-класс

Глину Дарья покупает в строительных магазинах в больших и тяжелых мешках. Прежде чем начать с ней работать, глину надо неделю вымачивать, а затем разминать, доводя до нужной консистенции.

«Глина — очень чувствительный материал, ее нужно  раскатать, выбрать форму для вашего барельефа. Это может быть круг, овал, квадрат, прямоугольник. Теперь комок нужно расплющить руками, взять скалку и прокатать ровный пласт от центра к краям», — так начинается мастер-класс по ботаническому барельефу в мастерской Дарьи Ершихиной.

Затем на правильно раскатанную глину мы выкладываем живые цветы, лепестки и травинки. Делаем это так, как подсказывает чувство прекрасного. Кто-то добавляет фигурку ящерицы, кто-то делает оттиск вязаной авоськи.

«Вы должны понимать, что передний план — это все то, что мы сначала кладем на глину. Задний план — это всё, что идет дальше. Пропечатается всё, что коснется глины. Композиция зеркальная, поэтому всё, что слева на глине, окажется справа на панно», — уточняет мастер.

Дарья Ершихина. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Дарья Ершихина. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

 

Используем только живые растения и листья, сухоцветы для этой работы не подойдут. Летом Дарья собирает полевые цветы, ягоды и листья — всё, что находит по дороге в мастерскую. Что-то растет прямо в студии на подоконнике. Осенью и зимой мастер покупает цветы в магазинах.

«Почему нельзя использовать в этой работе сухоцветы?! Мы их просто не сможем снять из отпечатков. Все думают, что на наших панно цветы остаются внутри, они залиты гипсом и похоронены, но это не так. Просто глина очень четко повторяет все моменты, даже отпечатки пальцев», — объясняет Дарья.

Проходим по глине с цветами скалкой. Немного усилий, чтобы композиция была четкой и выразительной. Потом вынимаем цветы и глиняную форму с отпечатками заливаем гипсом, который замешивается по специальному рецепту, придуманному Дарьей.

Гипс, кстати, используют не строительный, а скульптурный. Такой материал берут для изготовления лепнины, например.

«Мы заливаем гипс в нашу форму барельефа и ждем, когда он начнет отдавать тепло. Минут 20, мы сможем перевернуть наше панно и увидим, что получилось. Идею ботанического барельефа придумала не я, впервые увидела его у знаменитой художницы Rachel Dein, за что я ей очень благодарна. И сразу сделала свой первый оттиск и до сих пор нахожу новые варианты исполнения», — продолжает Дарья.

 

Отметим, что глина здесь используется несколько раз, после мастер-класса Дарья убирает ее в пакеты. А цветы моет и высушивает, а потом их использует при изготовлении ботанических свечей. Так что производство получается экологичное.

От надоевших ландшафтов к WOW-эффекту

«Я занималась дизайном интерьеров и ландшафтом с 2008 года, училась в институте и воспитывала двух дочерей. К 2014 году я выгорела: устала от работы за компьютером, от ответственности, которую несешь перед заказчиком, от общения со строителями. Тогда я решила родить третьего ребенка и отдохнуть от проектов в декрете. От проектов я, конечно, отдохнула, но особо возвращаться к дизайну не хотелось», — рассказала Дарья Ершихина.

После полугода в декрете Дарье захотелось чего-то нового. В то время как раз очень активно начали развиваться социальные сети, разные группы, которые можно было вести прямо из дома в любое время.

«И тут мне приснился сон про какую-то красоту, а именно воздушную йогу. Эти атласные ленты и полеты — в общем, я загорелась. Нашла способ обучить инструктора, нашла помещение, собрала людей. Всё, конечно, не сразу получилось. Но постепенно мы открыли студию хатха-йоги Yogarden. И было интересно», — рассказала Дарья.

В студии сделали ремонт, и, по задумке Дарьи, там всё должно было быть наполнено цветами, как в саду.

«А потом я увидела такой бетонный горшочек для цветов и подумала, столько лет работала с бетоном и воспринимала его чисто как строительный материал. А тут такой минималистичный декор», — рассказала Дарья.

Дарья Ершихина. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Дарья Ершихина: «Я дизайнер, придумываю новые вещи, адаптирую их, делаю красивыми и безопасными». Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Так дизайнер начала делать разные интерьерные вещи из бетона.

«Как-то я купила три килограмма цемента, кое-какие инструменты и собрала из картона свою первую геометрическую форму. Тут я поняла, зачем в школе нужна была геометрия. Я залила форму цементом и оставила все это дело в студии йоги. Утром рванула туда, чтобы скорее увидеть результат. Горшочек получился, и этот WOW-эффект, когда достаешь из формы предмет, остался со мной до сих пор».

Через какое-то время первый горшочек Дарьи треснул. Так она поняла, что важно соблюдать технологию: состав раствора, температурный и временной режим.

Партию бетонных горшков с цветами Дарья попробовала продать на новогодней ярмарке, но зимой они не очень пользовались спросом. А вот через пару месяцев, перед  8 Марта, у мастера купили всё, что было.

«Пару месяцев я помучилась, бегая с ведрами воды по коридору, моя и убирая за собой всю пыль и грязь в студии, и, конечно же, бетон перевесил административную работу. Тогда я решила продать студию и найти помещение для мастерской. Был у меня, как и у всех мастеров, домашний период, но дома этим заниматься невозможно. И вот в мае 2017 года я въехала в новую мастерскую, где и обитаю по сей день», — рассказала Дарья.

Мастерская Дарьи Ершихиной. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Мастерская Дарьи Ершихиной. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Когда работа спасает

Сначала Дарья Ершихина делала декор на продажу для ярмарок, небольшие вещи для подарков и сувениры. Со временем работы становилось больше, заказы крупнее, появился запрос на мастер-классы.

Но в жизни случаются страшные вещи, и они меняют людей. Вскоре наша героиня узнала, что у ее мамы диагностировали рак. Она жила в Хельсинки, и Дарья ездила навещать ее.

«Это был адский год. Всё как в тумане, мало что помню, и как я работала — тоже. Всё кусками, отрывками и непонятными эпизодами, от которых ком в горле. Мама быстро угасала, а параллельно разваливалась моя семейная жизнь, я работала над заказами, которые меня, видимо, и спасали. Вскоре мама умерла, а я развелась. За это время я скатилась в жесткую анемию, в депрессию на два года, хотя иногда кажется, что до конца не вышла. В общем, ощущение самого глубокого дна, какое только может быть. Но, как ни странно, в этом ужасе я немало сделала и поняла», — поделилась мастер.

В этот сложный период, говорит Дарья, она много думала о смерти. И пришла к тому, что это не конец, а лишь трансформация. Результат этих размышлений художника — анатомические барельефы.

 

«Это моя арт-терапия, которая меня спасает. Мои работы — это мой психологический портрет в конкретный временной период. Это время анализа собственного «я», раньше я этим не занималась, совершенно не думала о своих ощущениях, о том, что и зачем происходит со мной. И это удивительный период», — поделилась Дарья.

День открытых дверей

В конце ноября студия Дарьи Ершихиной отметит свое пятилетие. За это время мастер попробовала разные техники. Говорит, даже печь для керамики есть, но результат обжига и сушки ждать очень долго. А ее работы с ботаническими барельефами продолжают дарить участникам мастер-классов тот самый WOW-эффект. Через два часа люди получают произведение искусства, сделанное своими руками.

«Все новинки рождаются у меня в эксперименте. Пролила пигмент на панно, стала замывать, оказалось, здорово. Сейчас возьму еще другой цвет и тоже его размою», — рассказала наша героиня.

Для дальнейшего развития студии Дарья решила взять помощника, сейчас как раз находится в поиске.

«Я не маркетолог, не рекламщик, не продавец. Этому мне надо учиться, но я не хочу на это тратить время. Нужен отдельный человек, который бы занимался продажами. Я хочу заниматься уже непосредственно изготовлением изделий и общением с заказчиками. Это то, что у меня хорошо получается».

27 ноября в студии будет день открытых дверей. «Приходите, буду рада!» — приглашает мастер.