Воттоваара

Про Воттоваару часто говорят: мистическое место. Не зря же древние саамы ставили здесь каменные сейды, шаманили и приносили жертвы? А может, и без инопланетян не обошлось? Самая известная гора республики глазами туристов и ученых в новом выпуске проекта "100 символов Карелии".

Воттоваара. Фото: Олег Семененко

Воттоваара. Фото: Олег Семененко

Анна Михайлова, фото из личного архива

Анна Михайлова

— Впервые я оказалась на Воттовааре лет десять назад. Приехала от станции Гимолы на велосипеде, оставила его под Горой и пошла наверх, — рассказывает Анна Михайлова, художник из Санкт-Петербурга. — Мне очень повезло с погодой: стоял ноябрь, плато было занавешено полосами тумана. Они двигались, исчезали и появлялись, открывая мне то дерево, то камень, то ржавую траву на болотах.

Не было никого на Горе, только я и туман. И не было у меня ни карты, ни навигатора. Тогда еще не были натоптаны тропинки, как сейчас, и я промаркировала свой путь белыми веревочками (привязывала их по пути к деревьям). Начало смеркаться, пора было идти назад, и тут повалил густой снег — первый снег в том году. Мои путеводные знаки утонули в этой белизне. Гора не хотела отпускать.

Тогда я чудом вышла к своему велосипеду, спаслась. Но захотела вернуться снова. Приезжала много раз — иногда осенью, иногда летом. Гора заманила, так и не отпустила до сих пор.

 

Таких историй про Воттоваару рассказывают много. Про связь с горой, про тонкие энергии и космические порталы.

Вы посмотрите на сейды, говорят «мистические» туристы. Разве под силу обычному человеку поставить каменную глыбу на три камешка? А тем более сотни таких глыб? Версия с инопланетянами тоже витает в воздухе, некоторые полагают, что полтысячи камней были поставлены на горе, чтобы отметить место будущей посадки.

Сейд

— священный объект североевропейских народов, в частности, саамов/лопарей. Особенное место в горах, тундре, тайге: выделяющаяся скала, приметный камень, пень, озеро. Сейдами иногда называют рукотворные сооружения из камней. В Карелии такие есть на Белом море, на архипелаге Кузова. Эти артефакты за последние полвека внимательно изучены археологами.

Симонян идет к горе

Сергей Симонян, житель поселка Суккозеро, известен среди туристов и журналистов как проводник на Воттоваару: именно он открыл «мистическую» гору, сегодня известную на всю Россию как место силы.

Сергей Симонян на Воттовааре. Фото: ИА "Республика" / Мария Гудкова

Сергей Симонян на Воттовааре. Фото: ИА «Республика» / Мария Гудкова

Симонян родился в поселке Пай, вырос в Суккозере. Служил, работал в леспромхозе водителем. В двадцать лет (сегодня ему уже за шестьдесят) увлекся поисковой работой: во Второй мировой в окрестностях погибло более пятисот человек из 1-й Карельской партизанской бригады.

Во время поиска и забрели на Воттоваару.

— Когда я увидел первый сейд, даже не понял, что это такое, — признается Симонян. — Огромные камни, словно установленные кем-то на три маленькие опоры, поглотили все мои мысли. Откуда они здесь? Сколько им лет? Кто их создатель?

Стоял конец 1970-х. Вокруг Воттоваары велись лесозаготовки, о туристах в этой части Карелии тогда никто не слыхал.

 

А летом 1990 года на берег Суккозера прибыла археологическая экспедиция. И Сергей Симонян пошел к ученым.

— Я познакомился с Марком Шахновичем, рассказал ему о сейдах, показал фотографии. Мы привезли Марка на Воттоваару, но,к моему огромному разочарованию, наши находки особого впечатления на него не произвели. Он убеждал нас, что камни эти природного происхождения, а если и стоят на «ножках», то в результате выветривания или вымывания грунта.

Первое впечатление не помешало археологу Шахновичу заговорить в прессе об «открытии» Воттоваары. Именно он привез на гору первых туристов и журналистов, именно он на протяжении многих лет говорил и писал о том, что гора в Карелии — уникальный археологический комплекс антропогенного происхождения.

Сергей Симонян: "Туристы строят новоделы (их я разрушаю, чтобы не портили картину)". Фото: ИА "Республика" / Мария Гудкова

Сергей Симонян: «Туристы строят новоделы (их я разрушаю, чтобы не портили картину)». Фото: ИА «Республика» / Мария Гудкова

— В конце 90-х на Воттоваару пошли шаманы и эзотерики, — вспоминает Сергей Симонян. — Людей тогда было очень много, и много — очень странных людей (иногда прямо клинические случаи). Кто-то видел в сейдах мистическое начало, кто-то — угрозу.

Тогда и началось разрушение Воттоваары. Из пятисот каменных артефактов сегодня хорошо, если полсотни устояли. Наверное, кроме меня уже и не помнит никто, что здесь было раньше.

Когда сегодня мы говорим о Воттовааре, то даже не представляем, какой уникальный объект в наших руках БЫЛ. Объект мирового, на мой взгляд, значения бездарно потерян. Сохранить бы то, что осталось.

С точки зрения науки

Воттоваара — самая высокая точка на юго-востоке Карелии (полкилометра над уровнем моря), последние десять лет эта территория — памятник природы регионального значения. Ученые расскажут вам про уникальные неотектонические разломы, про типичную для таежной зоны фауну и биогеографическую провинцию Фенноскандии.

В 2008 году на Воттоваару отправилась комплексная экспедиция Карельского научного центра РАН. Один из главных вопросов, который стоял перед учеными, — происхождение сейдов.

Сергей Симонян и археолог Надежда Лобанова. По дороге на Воттоваару, 2008. Фото: Игорь Георгиевский

Сергей Симонян и археолог Надежда Лобанова. По дороге на Воттоваару, 2008. Фото: Игорь Георгиевский

Надежда Лобанова, старший научный сотрудник сектора археологии Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН:

— На Воттоваару мы приехали через два года после пожара. Зрелище было жуткое, но для работы плюс: всё обнажилось. Даже раскопки не потребовались (хотя там и копать особо негде — скала). Мы самым внимательным образом изучили не только сейды и всё, что их окружает, но и окрестности горы.

Вокруг болота, ручьи, озеро Вотто. Но система замкнутая, не соединена ни с одним крупным водоемом. А в таких местах в древности люди не селились, обязательно искали выход к большой воде. Это раз.

Два: ни в одном письменном источнике мы не нашли информации о том, что в этих местах жили люди (пусть даже и в более поздние времена).

И, наконец, главное: ни одной археологической находки. Среди двух с половиной тысяч обследованных объектов — ничего. Если бы Воттоваара была грандиозным культовым святилищем древности, мы бы хоть что-то нашли. Ну не пришельцев же подозревать?

Сергей Симонян и Надежда Лобанова. Экспедиция на Воттоваару, 2008. Фото: Игорь Георгиевский

Сергей Симонян и Надежда Лобанова. Экспедиция на Воттоваару, 2008. Фото: Игорь Георгиевский

— В экспедиции с нами работала Маргарита Фадеева, лихенолог (специалист по лишайникам), — продолжает Надежда Лобанова. — Она тоже пришла к интересным выводам. Если исходить из представленных на территории лишайников, то на горе никто никогда не жил.

Оказывается, существуют такие виды антропогенных лишайников, которые возникают на местах стоянки человека (даже если рыбаки-охотники останавливались с привалом на пару дней). Растут эти лишайники достаточно быстро, заметны становятся уже лет через двадцать-тридцать.

И на Воттовааре Маргарита их не нашла. Совсем.

Геолог Олег Сибелев. Экспедиция на Воттоваару, 2008. Фото: Игорь Георгиевский

Геолог Олег Сибелев. Экспедиция на Воттоваару, 2008. Фото: Игорь Георгиевский

Олег Сибелев, научный сотрудник лаборатории геологии и геодинамики докембрия Института геологии КарНЦ РАН:

— Если говорить совсем простым языком, сейды Воттоваары — это, конечно же, ледниковые образования. Мощность (толщина) ледника на этой территории могла достигать сотен метров. Огромная масса льда двигалась с северо-востока на юго-запад, крошила горы, двигала кучу глыб, валунов, песок и гальку. Ледник Воттоваару перекрывал полностью.

С изменением климата ледник начал таять. Каменный материал откладывался на том месте, где его застало потепление. Лед таял — вода ручьями сбегала вниз, вымывая мелкие фракции. И когда ледник совсем ушел, крупные глыбы опустились на скальное основание. Если под ними оказывались более мелкие камни (которые не смыло водой), то они оставались в качестве подпорок для глыб (не более трех).

Любое тело можно посадить на три ножки. Это самое устойчивое положение, как трехколесный велосипед. Мелкие камни и песок, которые не находятся под давлением, под нагрузкой, вымываются. А огромные глыбы стоят на подпорках согласно законам физики. И для Карелии это не уникальная картина, на Севере я встречал нерукотворные сейды и по четыре метра в диаметре.


По итогам экспедиции в 2008 году вышла коллективная монография «Природный комплекс горы Воттоваара: особенности, современное состояние, сохранение». Вот к каким выводам пришли ученые:

«Гора является ценным рекреационным объектом. С ее вершины открывается живописный вид на окружающие территории. В тектонических разломах нередки озера и озерки со скальными обрывами и другие объекты, весьма привлекательные для рекреантов.

Все это, в сочетании с очень хорошей транспортной доступностью объекта, уже в настоящее время обусловливает высокую посещаемость участка».

Обложка коллективной монографии «Природный комплекс горы Воттоваара: особенности, современное состояние, сохранение»

Обложка коллективной монографии


Суховато, конечно. Но объективно: поток туристов на Воттоваару не мельчает (по официальным данным, каждый год — до 15 000 человек).

Проводник

Юлия Андреева на Воттовааре бывает четыре-пять раз в год. Привозит туристов, обычно совсем небольшие группы: Ярославль, Волгоград, Ростов-на-Дону, Москва и Питер.

— Поездка каждый раз особенная. По энергетике, по ощущениям — на Воттоваару приезжают люди с авантюрным складом характера. Люди, склонные к мистицизму, люди, которые верят в чудеса, верят в какие-то высшие силы.

На Воттовааре. Фото: Игорь Подгорный

На Воттовааре. Фото: Игорь Подгорный

Юлия полагает, что мистика мистикой, а без проводника на Воттоваару отправляться не стоит. Во-первых, маршрут до подножия горы достаточно сложный. Вроде как двести с небольшим километров от Петрозаводска, но по большей части это бездорожье. А последние тридцать километров — феноменальное бездорожье, не всякий джип проберется.

Во-вторых, подъем на гору. Вроде и высота меньше пятисот метров, восхождение — минут сорок, но для многих и это оказывается физически сложно. А если сойдешь с тропы? Лес, болото, дикие животные. К примеру, росомаха, которая может скрытно идти за вами несколько километров, и бог знает, что у нее на уме.

Можно и заблудиться. И выйти в Финляндии — всего-то километров пятьдесят.

— Раньше ехали на мистическую гору, боялись, готовились, относились уважительно, — говорит Юлия. — Сейчас такого нет. А народу много, с вершины можно увидеть одновременно в разных местах до сотни человек. Жаль, что доморощенные «экскурсоводы» рассказывают людям не про природу, не про партизанские тропы, не про саамов и их традиции, а а про драконов и ведьм. Лучше бы уж тогда про Тапио, карельское лесное божество, истории выдумывали. Раз уж взрослым тоже нужны сказки.


Юлия Андреева на Воттовааре. Фото из личного архива

Юлия Андреева

Воттоваару как символ Карелии представляет Юлия Андреева, руководитель организации «Наследие Калевы»:

— Воттоваара — редкий туристический объект, раскруткой которого никто не занимается. Только сарафанное радио! А люди едут, в любое время года, в любую погоду. Так что это не просто бренд — это народный бренд.

Главное, чтобы Воттоваара (как символ Карелии) никуда не исчезла. Сегодня у горы сложные времена, исчезает то осторожное отношение, которое было раньше. А хочется, чтобы побаивались, чтобы шли с осторожностью, чтобы вели себя уважительно. А что происходит? Сейды продолжают разрушать, строят новоделы — иногда, если ты не специалист, не поймешь разницы. А гора очень уязвима.

Скажу вам по секрету, я верю в энергетику, которая там существует. Я не специалист по тонким материям, но точно вам скажу: что-то на горе есть. И очень бы хотелось, чтобы это что-то никуда не ушло.



Над проектом работали:
Мария Лукьянова, редактор проекта
Елена Фомина, журналист, автор текста
Олег Семененко, фотограф
Игорь Георгиевский, фотограф
Илья Подгорный, фотограф
Мария Гудкова, фотограф
Павел Степура, вёрстка
Елена Кузнецова, консультант проекта

Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!