Финская революция и Финская война красных и белых началась 27 января, а закончилась поражением красных 15 мая 1918 года. Как и все гражданские войны, эта была жестокой и беспощадной, в прямом смысле слова братоубийственной. Столкновение двух исторических императивов.
Военное поражение красных обернулось жестоким белым террором. До 90 тысяч человек были брошены в тюрьмы и концлагеря, где от голода и болезней погибла четверть заключенных.
Примерно столько же было казнено по решениям трибуналов или самосудом. Потери со стороны красных после этой войны составили примерно 30 тысяч человек. Сравните: общие потери сторон во время военных действий составили семь тысяч человек.
— От террора люди пытались спастись. И многие красные финны вместе с семьями перешли на территорию советской России, — рассказывает Армас Машин, редактор журнала Carelia. — И было их примерно десять тысяч человек. Среди них мой дед, будущий карельский писатель, а тогда мальчишка из рабочих кварталов города Турку Ульяс Викстрем.

Армас Машин. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин
— Ульясу было восемь лет, когда в конце апреля 1918 года с мамой и братьями он отправился из Турку в Петроград на последнем поезде. Отец, Карл Вернер Викстрем (рабочий верфи) был в это время в Финской красной гвардии. А один из братьев — Армас — был у родственников в деревне по другую линию фронта. И он остался в Финляндии, братья впервые встретились только спустя почти сорок лет.
Осенью часть красных финнов при посредничестве Красного креста возвратилась в Финляндию, но моему прадеду туда дороги уже не было. Так началась история этой ветви нашего рода моей семьи в России — она стала для них новой родиной.
Красные финны
8 июня 1920 года принято постановление ВЦИК о создании на землях Олонецкой и Архангельской губернии, населенных карелами, нового автономного областного образования — Карельской трудовой коммуны.
У истоков карельской государственности оказались именно красные финны. Во главе коммуны встал Эдвард Гюллинг, один из лидеров Финской революции 1918 года. Ученый-экономист, специалист в области статистики, доцент Хельсинкского университета. Сугубо статский человек.
- Эдвард Гюллинг (слева). В 1923-ем году Гюллинг становится председателем Совнаркома КАССР. Этот пост он занимает до 1935 года. Источник: gov.karelia.ru
- Характеристика Э.А.Гюллинга, данная Карельским обкомом РКП(б). 23 января 1923 года. Фото: Национальный архив Республики Карелия
Именно Гюллинг предложил Ленину идею Карельской коммуны осенью 1919 года. По мнению финна, её создание отвечало бы национальным интересам карелов, лишило Финляндию прав на Восточную Карелию и подготовило плацдарм для революции в Суоми и скандинавских странах. Коммуна виделась революционерам альтернативой буржуазному государству финнов.
Ленину идея понравилась. Не прошло и года, как на карте советской России появилась Карельская трудовая коммуна.
Гюллинг начал собирать в Карелии финских эмигрантов — тех самых, которые в 1918-ом оказались сначала в Петрограде, а позже разъехались по России. В красной Карелии для финнов открывалось две возможности: продолжать быть красными — и оставаться финнами.

Члены Карельского правительства. Слева направо: 1-й слева Н.В. Архипов; 2-й слева А.Ф. Нуортева; 1-й справа Э.А. Гюллинг; 2-й справа И.А. Ярвисало. Петрозаводск, 1927. Автор съемки не установлен
Правительство, которое сейчас принято называть правительством красных финнов, находилось у власти в Карелии 15 лет (с 20-го по 35-й). К концу 1924-го года в Карелии сложилась достаточно уникальная ситуация: все высшие руководители республики, части Советской России, были выходцами из государства, которое на тот момент уже было независимой Финляндией.
Председателем ЦИК был избран Сантери Нуортева, правительство возглавлял Гюллинг, а ответственным секретарем Карельского обкома ВКП(б) стал Иоганн Ярвисало. Финны занимали руководящие должности и на республиканском уровне, и на местах.
И всё же к 1926 году численность финского населения Карелии составляла немногим более двух с половиной тысяч человек.
- Курсанты Интернациональной военной школы (стоит А.Анттила). Не позднее 1923 года, автор и место съемки не установлены. Фото: Национальный архив Республики Карелия
- Руководство республики на площади Свободы. Петрозаводск, 7 ноября 1930 года. Автор съемки Г. Анкудинов. Фото: Национальный архив Республики Карелия
Американские финны
В эти же годы в республику приезжают первые североамериканские финны. В 1922 году на севере Карелии, в Княжьей Губе, начала работать артель рыбаков из США, три года спустя на заболоченных землях Олонецкого района группа канадских рабочих и фермеров создала сельскохозяйственную коммуну Säde («Луч»).

Генрих Фогелер, «Коммуна Сяде» (1933-1934). Из фондов Национального музея Карелии
— Целенаправленная вербовка американских специалистов для работы в Карелии началась лишь после того, как добро дала Москва, — рассказывает Ирина Такала, заведующая кафедрой истории стран Северной Европы Петрозаводского университета. — 1930 год, индустриализация — рабочих рук (и тем более современных инженерных мозгов) по всей стране не хватает. На очередном съезде партии принято решение разрешить эмиграцию специалистов и хорошо обученных трудовых кадров в Советский Союз для помощи в строительстве.
В мае 1931 года в Нью-Йорке начал работу Комитет технической помощи Советской Карелии. Главная задача — широкомасштабная вербовка финнов с целью переселения их в КАССР.
Комитет технической помощи закупал для Карелии технику и оборудование. Главным источником финансирования стал так называемый машинный фонд. Сдавая валюту, эмигрант получал от руководителя комитета квитанцию, по которой в СССР ему должны были компенсировать взнос в рублях (по золотому курсу — 2 рубля за 1 доллар).
На средства североамериканских финнов для Карелии в те годы было приобретено оборудования на сумму более чем 500 тысяч долларов США (1 миллион рублей в золотой валюте). Закупленное оборудование (за свой счет) перевозили в республику сами переселенцы.
За пять лет (с 1930-го по 1935-й) шесть с половиной тысяч финских эмигрантов приехали из Канады и США в новую Россию. Ехали семьями, с детьми; продавали дома и автомобили, покупали на вырученные доллары столь необходимые молодой советской стране станки и инструменты. Впереди была еще одна новая жизнь. Позже в исторической литературе этот исход назовут «карельской лихорадкой».

Ирина Такала. «В поисках социалистического Эльдорадо». Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов
В официальной карельской прессе 30-х годов всех эмигрантов из-за океана называют канадскими финнами (хотя из Канады, по статистике, прибыли только 40%). Такой рабоче-крестьянский подход: дескать, приехали из Канады лесорубы помочь молодой советской стране построить новую лесную промышленность. «Городские» финны из Америки выглядели иной кастой, о них лишний раз старались не упоминать.
Крупные американские колонии появились в Кондопоге, Прионежском и Пряжинском районах (в приграничье эмигрантам запрещает селиться ГПУ). В Матросах, Вилге, Интерпоселке, в Ухте и Тунгуде американские рабочие занимались уже привычным делом: валили лес, осушали болота. Строили свободную республику. Советскую.
В 30-х годах американские и канадские финны фактически создают в Карелии лесную отрасль. В Северной Америке к этому времени существовали промышленные технологии рубки и вывозки леса. У нас не было никаких, кроме топора. Эмигранты привезли новые орудия труда: лучковую пилу, канадский топор с длинной ручкой — таким удобно работать. Инструментарий для заточки, слесарный, токарный — позже Онежский завод начнет такой инструмент выпускать. Но поначалу в Америке закупалось всё вплоть до гвоздей — гвозди везли из Штатов тоннами.
Лесной посёлок Матросы (на две трети финский) становится образцово-показательным леспромхозом, базой для обучения не только карельских специалистов, но и вальщиков леса со всей страны. Бригада американцев ездит по лесным районам Советского Союза, внедряя новые технологии.

Североамериканские финны в Ильинском (Олонецкий район), начало 1930-х. Фото из личного архива В. Лекандера
В начале 1930-х в Петрозаводске приезжие финны построили Американский городок. Несколько домов, столовая, клуб. Тратили привезенные доллары в Инснабе, носили плащи и шляпы, стриглись на западный манер, готовили фасоль со свининой и пекли американские пироги.
Финский театр, газеты, симфонический оркестр Калле Раутио и джаз учившегося в Америке Леопольда Теплицкого. Русская, финская, карельская и английская речь звучали в провинциальном городе вперемешку на улицах и в ресторанах.
— Вот цифры: первый симфонический оркестр в Петрозаводске — 15 человек, одиннадцать из них американские финны. Первая труппа Финского театра — практически вся американская. Ставят переводные советские пьесы, финскую крестьянскую классику, — рассказывает Ирина Такала. — Городской оркестр играл джаз, в моде были танцы. Мой дед (из канадских финнов, после войны он работал художником Финского театра) и в старости помнил, как правильно чарльстон танцевать.
- Генрих Фогелер, «Американские финны в дороге» (1933-1934). Из фондов Национального музея Карелии
- Жилой квартал, построенный американскими финнами в районе нынешних улиц Анохина, Горького и Ленина. На переднем плане — Красноармейская. Лето 1932. Из семейного архива М. Яковлева
- Генрих Фогелер, «Финны — музыканты из Америки» (1933-1934). Из фондоа Национального музея РК
Среди «городских» американских рабочих было много строителей, автомехаников. Появились американские строительные кооперативы: квартиры планировались с ванными комнатами, хотя водопровода в Петрозаводске еще не было.
Водопровод в городе появился в 1932-1934-м тоже во многом благодаря американцам. Приехала целая водолазная бригада со своим оборудованием, начали укладывать в Онежское озеро деревянную трубу для водосбора. Спорили с советскими инженерами о технологиях, отказывались работать, понимая, что за халтурой последует авария.
Авария последовала. На американцев завели первое дело о саботаже, оно так и называлось: «Труба». В тот раз обошлось, в дело лично вмешался Эдвард Гюллинг.
Перебежчики
В тридцатые годы к красным и американским финнам прибавилась еще одна категория – финские перебежчики.
В Финляндии — экономический кризис, продолжаются политические преследования. Большие группы финнов переходят финляндско-советскую границу на всем ее протяжении. Играет свою роль и пропагандистская кампания, развернутая руководством Карелии и финскими коммунистами: в соседней республике люди рассчитывают найти работу и свободу, лучшее будущее.
По приблизительным подсчетам, в начале 30-х годов из Финляндии в Советский Союз ушло свыше 12 тысяч человек (из них семь тысяч остались в Карелии). Попадали в карантинные лагеря ОГПУ, откуда их направляли на работу по стране.
После 1932 года большую часть перебежчиков оставляли работать в непограничных районах Карелии и Ленинградской области. Люди жили в спецпоселениях, которые не могли покидать. Работали на лесозаготовках, тяжелых строительных и горнорудных работах.
К середине 30-х годов в Карелии проживало около 15 тысяч финнов.
- Село Кондопога, 1931. Автор съемки Г. Анкудинов. Фото: сайт администрации Кондопожского района
- Генрих Фогелер, «Конный деррик» (1933-1934). Из фондов Национального музея Карелии
- На лесозаготовках в районе водопада Кивач, 1931. Автор фото не установлен. Фото: сайт администрации Кондопожского района
- Генрих Фогелер. «Клуб в поселке «Вилга» (1933-1934). Из фондов Национального музея Карелии
- Первый набор школы ФЗУ Кондопожской бумажной фабрики. Кондопога, 1935. Фото: сайт администрации Кондопожского района
- Машинный зал Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината. Кондопога, 1936. Автор съемки В.Котов. Фото: сайт администрации Кондопожского района
- Генрих Фогелер. «Осушение болота» (1934-1935). Из фондов Национального музея Карелии
Финны строят первые ГЭС, бумажную фабрику и завод в Кондопоге (впоследствии ЦБК), развивают лесную промышленность и сельское хозяйство.
В 1931 году в республике появляется первый вуз — педагогический институт. Создается Карельская академия наук, которую возглавляет сам Эдвард Гюллинг. В школах преподается литературный финский язык: руководство полагает, что он как нельзя лучше подходит для того, чтобы стать письменной формой выражения устных карельских диалектов.
Репрессии и войны
Во второй половине тридцатых отношение к финнам в Карелии резко меняется. В 1935 году смещено финское руководство АКССР, в республике разворачивается борьба «с финским буржуазным национализмом».
Финнов-иммигрантов обвиняют в причастности к диверсионно-террористической и контрреволюционной деятельности: работают по заданию финского генерального штаба, цель — присоединение северо-западных территорий России (и прежде всего Карелии) к Финляндии.
С лета 1937 по весну 1938 года в Карелии арестовано и осуждено до семи тысяч приезжих финнов. К концу 39-го большая часть диаспоры либо физически уничтожена, либо отправлена в лагеря и спецпоселения.
- В урочище Сандармох. Фото: Игорь Георгиевский
- Матти Тенхунен, Калле Аронен и Оскар Корган — три руководителя нью-йоркского Комитета технической помощи, в 1930-х переселившиеся в СССР, — расстреляны. Фото: ИА «Республика» / Виталий Голубев
- Сандармох. Фото: ИА «Республика» / Виталий Голубев
Военные события (1939–1945) довершили разгром: к концу войны финнов в республике — носившей в тот момент название Карело-Финская ССР — почти не осталось.
Ингерманландцы
Послевоенная диаспора финнов республики формировалась в основном из финнов-ингерманландцев, традиционно проживавших в Ленинградской области. Карелия (как в царские времена) вновь становится подстоличной Сибирью. Теперь сюда едут финны, которым после войны запрещено селиться близко к Ленинграду.
В 1949 году Совет Министров СССР принял постановление «О мероприятиях по восстановлению и развитию лесозаготовок в Карело-Финской ССР», советское руководство разработало план переселения ингерманландских финнов в республику.
Только в 1949 году в Карелию по оргнабору прибыло около восьми тысяч семей (более 21 тысячи человек). Если до этого наши финны были в основном из Финляндии или из-за океана, то теперь пять шестых финского населения — инкери.
В 1959 году на пике своей численности финское население Карелии составляло 27829 человек.

Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин и президент Финляндии У. К. Кекконен знакомятся с Петрозаводском. О новостях города финский президент может прочитать на родном языке. 1978 год. Фото из книги «Три века Петрозаводска»
А в 1990-м инициативе президента Мауно Койвисто в Финляндии объявлена так называемая репатриация российских финнов-ингерманландцев. Она пришлась на времена тяжелейших социально-экономических потрясений, вызванных распадом Советского Союза. И многие финны предпочли покинуть Россию.
По разным оценкам от 30 до 35 тысяч жителей бывшего СССР переехали в Финляндию с начала 90-х годов (и финны, и их родственники).
По переписи 2010 года в Карелии осталось лишь 8 577 финнов.
— Моя мама, Эйла Аргутина (в девичестве Лахти) – дочь иммигрантов, — рассказывает Татьяна Исламаева, преподаватель финского языка, автор учебников, переводчик. — Они приехали в Карелию в начале 1930-х: бабушка — с севера Финляндии, из города Кеми, а дедушка — из Оулу (тогда это был красный регион). Бабушка приехала в составе трудовой делегации, легально – по приглашению СССР, строить лучшее будущее. А дед бежал из Финляндии через Швецию от расстрельной статьи. Познакомились они уже в Карелии, поженились в 1936 году.
Ехали в Советский Союз по убеждению. Верили в принципы социализма, хотели создать новое государство. Все финны, которых я знала в Петрозаводске (благодаря бабушке и маме), были очень образованными людьми.
Конечно, они оказывали влияние на окружающих. Я этого в детстве не замечала, но когда к нам приезжала русская родня с Волги, они говорили: Петрозаводск не русский город. И вывески на финском, и чистота. И говорили по-русски правильно, без говоров. Вроде бы и финны – но, к примеру, мама моя безупречно говорила на русском языке.

Татьяна Исламаева. Фото: Виталий Голубев
О финском языке сегодня — Татьяна Исламаева, председатель Центра финского языка в Республике Карелия.
— Я не ностальгирую по «финскому» Петрозаводску. Но я за финский язык.
Карелия – приграничная территория. Нам нельзя терять язык, на котором мы говорим со своими соседями. Сохранить его надо хотя бы в том объеме, в каком он преподавался в конце 90-х. Я об университете, о кафедре, которая гремела на всю Европу. Которая воспитывала элиту переводчиков — сейчас таких больше никто не делает. А мы это все потеряли.
Я за возврат визуализации: вывески на финском — это замечательно. Тем более что любой предприниматель сегодня имеет право такую повесить (соблюдая нормы). Подавляющее большинство туристов приезжают в Петрозаводск именно из Финляндии. А у нас портье в гостиницах не говорят по-фински.
В Благовещенске китайский учат во всех школах, в Калининграде – польский и немецкий в обязательном порядке. Мы должны говорить на языке соседей, мы должны взаимодействовать.
Поэтому я создала Центр финского языка в Карелии. Карельский – да, само собой, это украшение нашей республики. Но рабочими языками должны быть финский, английский, русский.
Финский язык — один из элементов, кирпичей, которые сформировали республику. И если его вынуть, нарушится вся конструкция. Убери финский язык из истории, и мы потеряем Карелию, о которой все знают.
Над проектом работали:
Мария Лукьянова, редактор проекта
Елена Фомина, журналист, автор текста
Игорь Георгиевский, фотограф
Виталий Голубев, фотограф
Елена Кузнецова, консультант проекта
Редакция благодарит сотрудников музея-заповедника «Кижи» за помощь в работе и предоставленные материалы.
Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!