Привлечь водопадами

Ладожские шхеры, пастбища Мантсинсаари, святыни Валаама, красоты «Белых мостов» и Рускеалу инвестор предлагает закольцевать в один маршрут. Один из самых крупных проектов туристского кластера «Южная Карелия» презентовали врио главы республики во время командировки в Сортавалу. Артур Парфенчиков идеям был рад, а вот чиновничьей волоките – нет.

https://eb.utuoy/__uzlkrtoWo

Туризм в карельском Приладожье сегодня целиком встроен в крупный туристско-рекреационный кластер «Южная Карелия». Идея такова: государство помогает предпринимателям с инфраструктурой и дает налоговые послабления, а те создают туристические объекты: гостиницы, кемпинги, центры отдыха и объекты показа. До 2025 года в «Южную Карелию» планируют вложить больше 5 миллиардов рублей.

Совещание по туризму в Приладожье под руководством врио главы республики Артура Парфенчикова прошло в туристическом комплексе «Дача Винтера». Учитывая амбициозные доклады собравшихся бизнесменов, положение одного из самых крупных и престижных объектов туризма в южной Карелии может вскоре пошатнуться. «Даче Винтера» готовы составить конкуренцию и Рускеала, и «Белые мосты».

Впрочем, вначале этим проектам еще нужно обрасти необходимой инфраструктурой. Например, нормальной дороги до широко известного мраморного карьера в Сортавальском районе по-прежнему нет. Подрядчик, взявшийся за федеральные и республиканские деньги проложить дорогу мимо поселка Рускеала, не справился. Работы так и не начались. Такая неопределенность вызвала критику со стороны Артура Парфенчикова.

— Там что-то недописали, здесь не сделали – над нами уже смеются все в Москве. Говорят, карелы не могут ни смету нормально написать, ничего, понимаете? И это правда. В этом-то вся проблема, а не в отсутствии денег. Разруха не в деньгах, а в головах, — заявил Артур Парфенчиков.

Артур Парфенчиков и Лариса Подсадник
Недоработки специалистов в области транспорта постарается исправить премьер-министр Чепик.

— Контракт будет заключен по графику примерно 15 июля, там 800 метров дороги, это примерно две-три недели работ. Где-то на 10-15 августа они выходят на асфальт, еще могут до октября успеть сделать дорогу, если дождей не будет, — отметил он.

Один из самых масштабных проектов кластера «Южная Карелия» — это несколько инвестиционных площадок, объединенных одним названием – «Белые мосты». Местные – питкярантские, лахденпохские – инвесторы уже вложили 234 миллиона рублей в строительство гостиничных комплексов на берегу Ладоги. Это больше половины всех внебюджетных денег, инвестированных в кластер «Южная Карелия». К самому большому из шестнадцати водопадов — Юканкоски на реке Кулисмайоки – сегодня строится дорога. В 2017 и 2018 годах, после того, как бизнес получит землю вокруг водопада, здесь займутся инфраструктурой.

— Благоустраивать территорию, строить смотровые площадки, воссоздавать быт финских хуторов, которые находились вблизи, создавать зону развлечений. Проектная мощность, исходя из полного пакета предоставляемых туристам услуг, – на проживание, питание, экскурсионное обслуживание – может составлять около ста тысяч человек в год. При реализации проекта мы планируем создать 85 рабочих мест, — отметила заместитель гендиректора ООО «ПТО «Питкяранта» Ирина Каковка.


В перспективе «Белые мосты» — это часть еще более масштабного проекта. Инвесторы готовы закольцевать почти все туристическое Приладожье в один маршрут. «Водопады Карелии» включает в себя три проекта. Одноименный первый направлен на туристический показ 16 водопадов в Питкярантском районе. Для предпринимателей принципиально важно, чтобы «Водопады Карелии» работали круглогодично, поэтому зимой планируется возить туристов на снегоходах. Второй проект называется «Экоферма».

— Предполагается, что на территории полутора-двух тысяч гектаров будут находиться пастбища, — отметил инвестор Василий Зуев. — Мы собираемся выращивать либо коров, либо овец, либо других животных, чтобы в конечном итоге обеспечить переработку мяса и питание туристов.

По словам инвестора, экологическую ферму планируют расположить на острове Мантсинсаари и создать около 150 рабочих мест. Для сообщения с материком бизнесмены либо расширят старую дамбу и построят мост, либо пустят паром.

Василий Зуев

Василий Зуев. Фото: Николай Смирнов

— И третья часть этого проекта – «Здоровая нация». Проект в Лахденпохском районе. Поскольку он находится по пути из Петербурга в Питкярантский район, нам показалось интересным заняться водным туризмом с возможностью замкнуть кольцо не только по суше, но и по воде. Сделать так, чтобы из района Лахденпохьи мы водным транспортом осматривать шхеры, потом, возможно, идти через Валаам и на Мантсинсаари. И потом по кольцу возвращаться через водопады — наверное, Рускеалу — в Питер, — заявил Василий Зуев.

В результате такое приладожское золотое кольцо сможет принимать до 400 тысяч туристов ежегодно. Врио главы республики подчеркнул, что правительство поможет инвесторам решить большие и мелкие проблемы.

— Нам нужно предлагать на рынок ряд таких согласованных маршрутов, по срокам. То есть человек приезжает, вначале посещает Рускеалу, потом дальше – у кого сколько денег и времени. В конечном итоге это две-три недели в Карелии с посещением, например, Соловков на севере, и так далее, — отметил он.

Работа над представленными проектами началась в рамках федеральной целевой программы развития туризма до 2018 года и должна продолжиться в рамках такой же ФЦП с 2019 по 2025 годы.