Жить вплавь

Нужный республике перинатальный центр может принести жителям десятков окрестных домов совсем не нужные проблемы. Из-под строящейся рядом дороги совсем скоро на квартал потекут подземные ручьи и реки. По проекту автодороги сброс грунтовых вод и паводка предусмотрен не в ливневую канализацию, а транзитом на дома, детсад, зеленые зоны района Перевалки.

В начале XXI века на балконе одного из домов, расположенного рядом со строящимся Ладожским вокзалом Санкт-Петербурга, висел плакат: «Вокзал быстрее надо сдать, как людям рядом жить – плевать!» Сейчас жильцы пары десятков домов на улицах Софьи Ковалевской и Сыктывкарской свою ситуацию описывают схожим образом. Объект ненависти — автомобильная дорога вдоль Республиканского перинатального центра, которую ударными темпами строят последние две недели.

Первыми подняли шум жильцы нового микрорайона «Город солнца». Жильцы одиннадцати пятиэтажек не понаслышке знают, что окрестные почвы богаты водой, особенно опасны паводки: пологая местность быстро превращается в болото. Ошибки застройщика микрорайона, Региональной инвестиционной компании, уже привели к тому, что за домами № 10-а и № 14-а по улице Софьи Ковалевской раскинулось целое озеро. Вода быстро подмывает корни высоких елей, которые сохнут и при неизбежном падении могут убить или покалечить человека. Жители микрорайона вынуждены за свои деньги спиливать опасные деревья.

Таким же образом и своими силами помогли они соседнему муниципальному детсаду № 114 – на территории «Лесовичка» росли 11 аварийных елей, которые могли упасть на головы воспитанников. В мэрии столицы Карелии о проблеме парковой зоны знали как минимум с 2015 года, но не решали ее. Чиновники говорили следующее: вот построят дорогу вдоль перинатального центра — и всю воду уберут.

Однако проект строительства автодороги был разработан в 2012 году, когда микрорайона «Город солнца» и некоторых других объектов еще не было. И в плане отвода воды этот документ решал проблемы только самой трассы и перинатального центра. Причем решал губительно для инфраструктуры Перевалки, находящейся ниже строящегося объекта. По проекту, грунтовые воды, угрожающие дороге, будут течь через 250-миллиметровую трубу под ней. А вот все паводковые, поверхностные воды — по рельефу, говоря проще, по поверхности земли.

— То есть два жилых дома по Софье Ковалевской и детский сад № 114 просто размоет, — заявил председатель ТСЖ одного из домов «Города солнца» Федор Мавричев. — Предусмотрена проектом прокладка транзитной трубы, которая к ливневой системе автодороги не относится, по которой вода будет транзитом идти к нашему жилому комплексу, а дальше по рельефу – к дошкольному учреждению.

Федор Мавричев и жители Перевалки

Федор Мавричев и жители Перевалки. Фото: ИА «Республика Карелия» / Александр Батов

При этом проект 2012 года стал доступен жильцам «Города солнца» только в 2017 году, когда его показали подрядчики по строительству дороги – руководители фирмы «НордСтройТранс» из Санкт-Петербурга. До этого времени электронная версия проекта, размещенная в интернете, была просто нечитабельна.

Сейчас, когда горожане забили тревогу, подрядчики уже никому ничего не показывают, а круглосуточно строят дорогу по старому проекту. Очень торопятся. При этом многих разрешительных документов – например, на вырубку зеленых насаждений в сквере «Город солнца», работу рядом с тепловыми сетями – у строителей нет. Они сами говорили об этом на совещании в республиканском Минстрое в начале октября.

— У подрядной организации были замечания по тому, что не выданы разрешения на производство земработ, — отметил тогда замминистра строительства, ЖКХ и энергетики Карелии Дмитрий Горох.

— Это, скорее, не замечания, просто мы не успеваем физически это разрешение официально получить, — заявил начальник участка ООО «НордСтройТранс» Станислав Кузьмин.

— После заключения контракта на строительство этой дороги выявились новые технические условия, — отметил гендиректор ООО «НордСтройТранс» Филипп Купоров. – Мы с ними сейчас работаем, ведем переговоры с проектной организацией, которая сделает корректировку рабочей документации для того, чтобы мы могли производить работы. Но параллельно мы вынуждены выйти (на работы — прим. ред.) по просьбам строителей и руководства по перинатальному центру, чтобы успеть эту дорогу подвести: вынуждены строить, не приведя пока в соответствие рабочую документацию.

То есть строители публично в Минстрое признались в том, что начали работы, не имея необходимых разрешений и согласованной с заказчиком рабочей документации.

— Представитель подрядной организации приходил в технический отдел «Тепловых сетей» – мы отказали в связи с отсутствием согласования земработ в связи с отсутствием согласованной проектной документации, — заявила на совещании в Минстрое представитель компании «ПКС» — Тепловые сети». — Но на сегодняшний день работы в районе тепловых сетей ведутся, притом достаточно активно. Трасса действующая. У нас пять домов на этой сети. Вы объектов толком не видите, вы их не знаете.

Единственный, кто прямо сказал о том, что проект нужно переделывать, – это его автор, директор инженерного центра «Штрих» Сергей Лыков.

— Там не только по сетям нужны корректировки, там стоит детский городок в районе Чкалова – Сыктывкарской, кроме того, очень много поставлено новых домов, к которым есть коммуникации, которые мы не учли в 2012 году, — подытожил Лыков.

Корректировка проекта – это затяжка по срокам, это необходимость вновь отсылать документ на государственную экспертизу. На том совещании в Минстрое всем было понятно, что в этом случае в сроки дорогу сдать будет невозможно, а без нее — и перинатальный центр.

Надо понимать, что для республиканских чиновников значит вовремя не сдать проект федерального масштаба. Сроки строительства перинатального центра уже переносились восемь (!) раз, очередной крайний срок – 30 ноября 2017 года. Министр здравоохранения России Вероника Скворцова уже обещала оставить без работы действующего генподрядчика; компания «Ростех», финансирующая всю федеральную программу строительства перинатальных центров, грозит уголовными делами не справившимся субподрядчикам – петрозаводский объект на карандаше на самом высоком уровне.

— Времени на новую экспертизу нет, — твердо заявил замминистра строительства Карелии Дмитрий Горох.

Дмитрий Горох

Дмитрий Горох. Фото: Минстрой Карелии

Слегка обнадежил жителей «Города солнца» начальник Дмитрия Гороха – министр Олег Ермолаев. Вместе с руководством регионального ОНФ он пообщался с жителями Перевалки 13 октября и был менее категоричен.

— Несмотря даже на наше активное вмешательство, они (подрядчики – прим. ред.) в сроки не укладываются, и поэтому здесь вопрос о переносе сроков, конечно, стоит, — заявил Олег Ермолаев. – По дороге у меня есть вопросы. Первый – это срок завершения строительства. Там стоит, насколько я помню, 31 декабря. Почему мы завершаем строительство дороги в декабре, мне никто не смог пояснить. Возможно, в этом году будет выполнена часть работ, и, если нам удастся перенести сроки на следующий год – а это федеральные средств, это позволит в том числе внести необходимые изменения в проект. Возможно. Но этот вопрос требует проработки.

— Наша позиция такова: если никакие изменения сейчас в проектную документацию вноситься не будут, мы в гражданском порядке будем подавать в суд с требованиями приостановить строительство и обязать заказчика внести в проектную документацию соответствующие изменения, — заявил министру строительства председатель ТСЖ дома № 14-а по Софьи Ковалевской Федор Мавричев. — Идет уничтожение лесного массива, размывается детская площадка в ДОУ № 114 «Лесовичок». У меня подмыло отмостку дома, я это заактировал, сфотографировал и дальше в рамках закона буду действовать. Так строить нельзя, чтобы потом страдали жильцы домов. Через 10 лет наш новый дом будет аварийным.

С министром удалось договориться о том, что на следующей неделе в Минстрое все стороны соберутся на специальное совещание, где попробуют выстроить дорожную карту по решению этой проблемы. Ждут и представителей мэрии Петрозаводска.

— Люди поднимают данный вопрос с 2015 года. И позиция администрации города, которая не принимает стратегических решений, чтобы спасти парковую зону, конкретный микрорайон, меня из раза в раз удивляет, — отметила сопредседатель регионального штаба ОНФ Анна Лопаткина.

Анна Лопаткина и Олег Ермолаев на выездном совещании в "Городе солнца"

Анна Лопаткина и Олег Ермолаев на выездном совещании в «Городе солнца». Фото: ИА «Республика Карелия» / Александр Батов

С представителем мэрии Петрозаводска – начальником комитета ЖКХ Юлией Мизинковой жители «Города солнца» пообщались на следующий день. Горожанам, конечно, напомнили, что обе стройки – и перинатальный центр, и дорога – республиканские. Однако мимо того факта, что причинен урон городскому скверу, размываются фундаменты жилых домов, страдают люди – Юлия Мизинкова, в недавнем прошлом возглавлявшая управление экологии, пройти не смогла.

— Учитывая, что ряд согласований проходит через город, мы определенный вес на этого застройщика имеем. Те же самые разрешения на производство земляных работ – в нашей компетенции. Мы просто его не выдаем и все. И разрешение на вырубку зеленых насаждений потребуется наверняка, — отметила Мизинкова.

Вот только подрядчик – компания «НордСтройТранс» — уже вырубает сквер «Город солнца» и ведет земляные работы безо всяких разрешений мэрии. Услышав это, Юлия Мизинкова обещала, что в понедельник, 16 октября, проведет совещание в мэрии, а после обязательно примет участие во встрече в Минстрое.

Напоследок добавим, что после ввода дороги в эксплуатацию вода может подтопить и частично уничтожить другие объекты благоустройства. Например, парк «Зеленый берег», который обустроен совсем недавно на деньги жителей Перевалки, республики и администрации Петрозаводска. Заявили – и как в воду глядели: «Зеленый берег» затопило. Накануне в социальной сети появилась следующая информация:

«С пятницы 13-го не работает освещение. До этого момента проходящих по тропинке выгуливаемых собак било током и они отскакивали. Людей не било, т.к. в обуви. Вероятно, подземный кабель плохо заизолирован, и после обильных дождей стал коротить. И не удивительно — лужи на каждом шагу».

Так что вода затапливает Перевалку еще до окончания строительства дороги. А что будет дальше?