Жалуйтесь правильно: куда и как обращаться, чтобы избавиться от крыс

Жильцы дома № 6 на улице Кондопожской в Петрозаводске жалуются на грызунов, которые завелись в подвале и на мусорной площадке. Больше всего крысам полюбились автомобили горожан. Госкомитет Карелии по жилнадзору рассказал "Республике", какие ошибки совершают жильцы при жалобах и что нужно делать для решения проблемы.

Кто о чем, а в Петрозаводске снова о крысах. Несмотря на массовую дератизацию, которую проводят в городе дважды в год, жалобы на грызунов осенью и весной — дело привычное. Иногда доходит и до нападения крыс на людей. В этот раз о проблеме заговорили жильцы дома № 6 на улице Кондопожской.

«Тепло, хорошо, помойка рядом»

Ситуация дома № 6 интересна тем, что грызуны завелись не только на помойке и в подвале, но и под капотами автомобилей. У одного из автовладельцев перегрызли проводку в машине, а другой постоянно находит на двигателе крысиные фекалии и кости.

«Крыс очень много, вечером невозможно выйти. С утра капот открываешь — крыса сидит, фекалии, кости на двигателе. Провода грызут у людей. У соседа высоковольтную проводку на 8 тысяч рублей погрызли. Мне приходится два раза в месяц обрабатывать химией из баллона за полторы тысячи. Они живут в подвале, где тепло, хорошо, помойка рядом, отходов хватает. Людей не кусали, но крысы уже нас не боятся. Ходят спокойно, как у себя дома. Здоровые», — сообщил житель дома Денис Потапов.

Фото: «Республика»/ Сергей Медведев

Проблеме уже два года, утверждает Денис Потапов. Крысы прогрызли фундамент и стены дома. Мусорная площадка у дома чистая, но и вокруг нее есть норы, в том числе размером с человеческую голову. По словам жильца, были звонки в управляющую компанию и мэрию, но «пока никаких движений нет». Сам двор при этом ухожен и с виду не вызывает нареканий.

За дом отвечает управляющая компания «Гарантия-плюс». Денис Потапов отмечает, что жильцы «ни разу не видели, чтобы проводилась дератизация». «Республика» обратилась в эту управляющую организацию, там нам обещали предоставить график дератизации, но так ничего и не прислали.

И один в поле воин

Ранее «Республика» писала, с какими сложностями сталкивается Петрозаводск в борьбе с крысами. Дело в том, что на наличие грызунов влияет множество факторов: нагромождение сараев и гаражей рядом с мусорными площадками, ненадлежащее состояние самих помоек, халатное отношение к выбросу мусора и крупных отходов со стороны самих жителей, прирост пищевых отходов из-за повышения благосостояния горожан и так далее. Та же ситуация и с борьбой против крыс.

Есть недочеты на законодательном уровне: в городе нет единого мониторинга, который позволял бы отслеживать популяцию крыс и, следовательно, мог бы показать эффективность мероприятий. Управляющие компании, ТСЖ, подрядчики от мэрии даже если и травят крыс, то в разное время, что помогает решить ситуацию точечно, но не глобально. Подробнее обо всем этом можно прочитать в нашем материале.

Отравленная крыса. Фото: «Республика»/ Лилия Кончакова

Несмотря на сложность проблемы, решать ее все-таки нужно. Тем более когда речь идет о жилых домах. За это ответственны управляющие компании, работу которых проверяет Госкомитет Карелии по жилнадзору, куда в этом году поступило 149 жалоб на ненадлежащие санитарные условия в жилых домах и на контейнерных площадках. Из них 33 обращения касались крыс. 12 случаев относились к мусорным площадкам, а 21 — к многоквартирным домам. Больше всего жалоб было в Петрозаводске — 90% от всех по Карелии.

«Управляющая компания обязана проводить дератизацию в многоквартирных домах, подвалах и местах общего пользования. Она либо заключает договор со специализированной организацией, либо имеет в своем штате такого специалиста. Дератизация проводится планово. Обычно график вывешивается в местах общего пользования квартир многоквартирных домов. В соответствии с ним компания обязана действовать. В случае обращения граждан, что в доме поселились крысы, госкомитет проводит проверку, выезжает на места, смотрит наличие грызунов, проверяет, есть ли отрава, и дает оценку. Также проверяются акты выполненных работ и принимаются соответствующие решения», — сказала государственный жилищный инспектор Яна Афонина.

Если компания не выполняет обязанностей после предостережения госкомитета, ее привлекают к ответственности по статье 14.1.3 «Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии». По ней грозит штраф от 250 до 500 тысяч рублей.

Яна Афонина. Фото: «Республика»/ Сергей Медведев

Обычно горожане привыкли жаловаться в соцсетях, в комментариях или по телефону. Такие обращения не имеют юридической силы, потому что есть сложности идентифицировать автора, отметила Яна Афонина. Если жильцы нашли крыс, необходимо обращаться в управляющую компанию в письменном виде, так как после этого организация не сможет не отреагировать на заявление. Также можно пожаловаться в госкомитет, в том числе через портал ГИС ЖКХ. Максимальный срок рассмотрения обращения — 30 дней. Если вопрос не входит в компетенцию госкомитета, его в течение недели передадут в соответствующее ведомство.

Другой нюанс — горожане стараются собрать как можно больше подписей жильцов, считая, что это повлияет на решение проблемы. Но это только заберет лишнее время. Для реагирования достаточно одного человека с заявлением.

«Следует учесть при общении с компанией: лучше всего общаться в письменном виде или через сайт ГИС ЖКХ. Не все устные заявки регистрируются управляющей компанией и отрабатываются должным образом. В случае поступления письменной заявки у них не остается вариантов не действовать по ней. Они обязаны провести дератизацию по заявлению собственника даже внепланово, потому что в случае поступления жалобы в ГЖИ, инспектор будет проверять не наличие графика, а факт отсутствия либо наличия грызунов. Многие жители считают, что чем больше подписей соберут, тем эффективнее будет работа. Вместе с тем нет необходимости делать это, одного человека достаточно, чтобы была выполнена такая заявка», — сказала Яна Афонина.