Владимир Путин: «От совместных достижений наставников и их учеников в конечном счете зависит судьба нашей Родины»

Одной из главных целей Года педагога и наставника в России стало повышение престижа работы педагогов, омоложение кадрового состава преподавателей и привлечение в общеобразовательные учебные учреждения учителей-мужчин.

В среду, 27 декабря, в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца Президент России Владимир Путин провел заседание Государственного Совета по теме «О повышении роли и престижа педагога и наставника». Главу государства сопровождали секретарь Государственного Совета Игорь Левитин, министр просвещения Сергей Кравцов, губернатор Севастополя, председатель комиссии Госсовета по направлению «Образование» Михаил Развожаев.

Всего в России, по данным Росстата, в России работает более 1,2 миллиона школьных учителей, 154 тысячи преподавателей и мастеров среднего профессионального образования, более 178 тысяч преподавателей вузов и 620 тысяч дошкольных педагогов. Кроме того, в России преподают 211 тысяч педагогов дополнительного образования. Средняя зарплата, по данным Министерства просвещения РФ, сильно разнится в зависимости от региона — от 24 тысяч рублей в Карачаево-Черкесии до 111 тысяч рублей на Чукотке.

Владимир Путин отметил, что «в работу [по развитию всероссийского движения наставников] включаются граждане всех возрастов и профессий: состоявшиеся специалисты, студенты и даже школьники, участники Всероссийского движения детей и молодёжи, наши военнослужащие, ветераны боевых действий, а также волонтеры и предприниматели. И всех этих людей объединяет одно устремление — чтобы дело, в которое они верят, которому посвящают свою жизнь, было продолжено. Чтобы приумножались знания и опыт, сохранялись традиции и ценности, развивались, шли вперед все, кто занимается этим благородным делом, а значит, и вся наша страна».

На заседании Госсовета Владимир Путин напомнил слова великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «Воспитание, скромное по наружности дело, в то же время является одним из величайших дел в истории». По мнению главы государства, необходимо возвратить в педагогическую работу роль наставника в формировании мировоззрения подрастающего поколения. Сегодня Россия возвращается к лучшим традициям дореволюционной и советской систем образования. Для суверенитета страны это так же важно, как и повышение качества преподавания, внедрение в образовательный процесс передовых технологий.

Важным вопросом Владимир Путин назвал улучшение условий труда педагогов. В текущем году принят ряд законодательных решений, направленных на защиту прав учителя. Расширились география и охват педагогических форумов, конкурсов профессионального мастерства. Президент предложил заметно увеличить доходы учителей в тех регионах, где сейчас они существенно ниже, чем в среднем по стране, и ввести понятные и прозрачные правила оплаты: «…иначе между регионами накапливается разрыв в качестве обучения, растет дефицит педагогических кадров. Всё это нарушает ключевой принцип равенства
образовательных возможностей для наших детей. Мы никогда не должны об этом забывать», — отметил Владимир Путин. Глава государства попросил правительство предложить системные решения проблемы оплаты труда учителя.

Совершенствование наставничества стало одной из главных тем встречи. Для развития воспитательной работы наставников Владимир Путин предложил привлечь потенциал образовательных центров «Сириус», платформы «Россия — страна возможностей», движения детей и молодежи. Президент предложил активно подключать к этой работе и ветеранов боевых действий. Речь идет как об их участии во внешкольных мероприятиях, так и о преподавании предмета «Основы безопасности и защиты Родины».

Площадка для развития движения наставников будет создана на базе образовательного центра «Машук». В ее работе примут участие лекторы общества «Знание» и победители проектов платформы «Россия — страна возможностей». Для укрепления престижа наставнической деятельности Владимир Путин предложил учредить премию «Наставник года».