Виктор Дмитриев: «Нам нужны не только ремесленники, нам нужны романтики»

Школа поморской культуры судостроения и мореходства на средства президентского гранта открылась в Петрозаводске. За полгода специалисты морского клуба «Полярный Одиссей» обучат 30 учеников основам судостроения.

Корабль Святитель Николай. фОТО: ИА "Республика" / Сергей Юдин

В карельской столице не берегу Онежского озера открылась Школа поморской культуры традиционного судостроения и мореходства. Проект стал победителем конкурса президентских грантов и получил  более 2,5 миллиона рублей.

Школа будет действовать до июня 2019 года. За это время обучат судостроению 30 человек из Карелии и других регионов России. Каждая группа по 10 человек будет обучаться в течение двух месяцев. Первый набор уже стартовал. Студентами поморской школы стали мужчины 19-42 лет из районов Карелии: Кемского, Калевальского, Прионежского районов, а также из Петрозаводска и Петербурга.

Виктор Дмитриев. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Виктор Дмитриев. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

— В каждом селении и городе должен быть человек, который строит корабли, и не только ради хлеба насущного, но и ради морской романтики, который понимает, что на корабле можно путешествовать, что можно сохранять культуру и традиции. Мы готовим своеобразных апостолов кораблестроения не только для Карелии, но и других регионов России, — рассказал руководитель морского клуба «Полярный Одиссей» Виктор Дмитриев.

Возрождение, сохранение и развитие поморской культуры с помощью подготовки новых кадров, по мнению Дмитриева, основная задача школы. Образовательная программа предусматривает теоретический блок и практическую часть — строительство поморской лодьи, которая была заложена клубом «Полярный Одиссей», но не достроена из-за нехватки средств. Грант, который получила школа, предусматривает покупку материалов для строительства этого судна. По задумке организаторов, три группы завершат начатое, и в День города ее спустят на воду.

Строительство поморской лодьи. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Строительство поморской лодьи. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Сейчас строительные материалы закуплены, они проходят обработку и сушку.

— У нас  есть еще один проект корабля. Мы давно дружим с Федором Конюховым, известным путешественником. Наш клуб для него разработал специальный корабль, небольшой, модульный, на котором он может совершить переход через Северный полюс. Только деньги нужно ему собрать на этот корабль. Все упирается в финансы, — уточнил Дмитриев.

Над другим кораблем «Святитель Николай» трудятся плотники. В скором времени над ним появится крыша, а внутри будет настоящий музейный комплекс.

Корабль Святитель Николай. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Корабль Святитель Николай. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

— «Святитель Николай»  — это жемчужина Карелии и всей нашей страны. В России нет ни одного такого исторического судна, где внутри корабля можно провести мероприятие, приготовить еду. Наш корабль может быть площадкой для театральных представлений, концертов. 27 лет он проходил по морям и океанам, а теперь его будет реставрировать и использовать как музей, — уточнил преподаватель Школы поморской культуры судостроения.

Ученики Школы поморской культуры судостроения. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Ученики Школы поморской культуры судостроения. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Участникам школы оплачиваются проезд, проживание и питание в рамках обучения в течение двух месяцев в Петрозаводске. По словам руководителя проекта Ирины Леонтьевой, в качестве студентов приглашены мужчины разного возраста, одним из критериев при отборе стало владение инструментами. Как правило, деревенские жители держали в руках топоры и молотки.

Ирина Леонтьева. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Ирина Леонтьева. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

— За два месяца обучения подготовить супермастеров невозможно, но увлечь любовью к морю и кораблям вполне успеем. Очень важно, что в школе будут учиться студенты из районов Карелии. Нам кажется, это позволит дальше развивать в селах и небольших городах поморскую культуру, — уточнила Ирина Леонтьева.

Школа судостроения не новинка для Карелии. В 90-е годы морской клуб «Полярный Одиссей» обучал деревянному судостроению жителей республики. Во время обучения Министерство труда и занятости выплачивало студентам стипендии. Тогда такого понятия как гранты еще не было.

Ученики Школы поморской культуры судостроения. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

В музее «Полярного Одиссея». Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

— Мы научили людей строить корабли. Но многие ушли в другие профессии, значит, мы не впрыснули в кровь эту романтику. Нам нужны не только ремесленники, нам нужны романтики, — рассказал Дмитриев.

В музейном комплексе «Полярного Одиссея» построено новое здание – экспоцентр. Именно здесь и проходят занятия школы и представлена выставка мореходства и судостроения.

Выставка в экспоцентре "Полярного Одиссея". Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Выставка в экспоцентре «Полярного Одиссея». Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Эту выставку активисты клуба провезли по всей Карелии. По словам специалистов, во время представления экспозиции в районах республики стало ясно, что поморская культура деревянного судостроения уходит. Старшее поколение уходит. А молодежь об этом опыте ничего не знает.

Игорь Семенов — учитель истории и обществознания из Петрозаводска. Он работает в 33-й школе на Ключевой. Занятия по судостроению посещает после уроков.

Игорь Семенов. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Игорь Семенов. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

— Я родом из Питкяранты, но работаю теперь и живу в Петрозаводске. Опыта в строительстве больших судов у меня нет. В детстве я с удовольствием собирал корабли-миниатюры. Но мне интересна морская романтика. Мой дед работал в море, и я тоже мечтал стать моряком. Но, к сожалению, не получилось по ряду причин  И я свою любовь к историческим судам перенес в судостроительный кружок.

Самое интересное было, по мнению Игоря, запустить собранный корабль на воду. Он вспоминает, что однажды с отцом они поставили так паруса, что корабль пошел против ветра.

Модель корабля. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Модель корабля. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

— В этой школе всё по-настоящему: прикосновение к истории, к чужому мастерству. Пока не знаю, как буду использовать полученный опыт, поживем – увидим, — поделился Игорь Семенов.

Александр Гулит приехал в Карелию из Петербурга. Он уже опытный корабел. Но в Северной столице сегодня историческое судостроение не развивается.

Александр Гулит. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Александр Гулит. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

– Мне очень понравился этот проект, потому что здесь главная составляющая не коммерческая, а идея. Сохранение того, чего почти уже не осталось – деревянного судостроения. Очень радует то, что карельская власть поддерживает такие проекты, — рассказал «Республике» Александр Гулит, студент из Петербурга.

На открытие школы в Петрозаводске пришли участники морских походов, опытные судостроители, сотрудники музеев. Юрий Наумов, ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Кижи», отметил, что благодаря историческому судостроению Петрозаводск стал столицей деревянного судостроения всей нашей большой страны.

Юрий Наумов. Фото ИА "Республика/ Максим Смирнов.

Юрий Наумов. Фото ИА «Республика / Максим Смирнов.

— Давно не было школы у нас в Карелии, и я очень рад этой встрече и тому, что есть молодые ребята, которые хотят это дело продолжать. Желаю им научиться, полюбить это дело и успешно освоить. Вода не разъединяет, а соединяет. Вода позволяет двигаться. Деревянное судостроительство – основа основ, каждая лодка и корабль, построенные руками, имеет душу. В Кижах старики всегда говорили: на воде ноги жидки. Нам нужны хорошие суда и мореходы, — отметил Юрий Наумов, ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Кижи».

По словам Юрия Наумова, нигде в России нет такого потенциала деревянного судостроения, как в Карелии. Сейчас в республике порядка 150 мастеров, в том числе лодочников. В остальных регионах России их всего около 30.