В «Единой России» выступили за отмену обязательного ЕГЭ по иностранному языку

Как отметила Алена Аршинова, эксперты и представители общественности единогласно признали неготовность системы образования к такому шагу в предлагаемые сроки.

В «Единой России» предлагают Министерству просвещения отменить введение обязательного государственного экзамена по иностранному языку во всех школах страны. Об этом сообщила координатор партпроекта «Новая школа», член президиума генсовета партии Алена Аршинова.

По ее словам, по итогам обсуждения вопроса во всех 85 регионах эксперты и представители общественности единогласно признали неготовность системы образования к такому шагу в предлагаемые сроки.

«В 2022 году единый госэкзамен по иностранному языку недопустим. Изначально не был осуществлен необходимый комплекс мер для его введения: обеспечение образовательных учреждений квалифицированными учителями для получения детьми качественных знаний, необходимым оборудованием, которое на сегодняшний день отсутствует, бюджетными деньгами для закупок. Проблем достаточно много», — констатировала она.

Депутат подчеркнула, что введению обязательного госэкзамена по иностранному языку мешает и отсутствие государственной стратегии развития образования.

«Многие эксперты обращают внимание на это. Из стратегии должно складываться понимание необходимости обязательной сдачи ЕГЭ или введения другой формы экзамена по иностранному языку. Тогда можно просчитывать, в каком году можно обеспечить качественную подготовку. Либо в образовательных приоритетах есть другие предметы», — пояснила Аршинова.

Региональный координатор партпроекта в Ростовской области, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке, председатель общественной организации «Воспитатели России» Лариса Тутова обратила внимание на неготовность регионов к обязательному ЕГЭ по иностранному языку.

«Мы провели широкое общественное обсуждение в Ростовской области. Знания иностранного языка безусловно нужны, но к обязательному экзамену в 2022 году наша система образования не готова», — подчеркнула она.

Председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец указала на проблему недостаточной обеспеченности школ преподавателями иностранного языка.

«Сегодня в наших школах не хватает 15% учителей. Большая часть из них — преподаватели иностранных языков. Для сдачи ЕГЭ надо знать язык на высоком уровне В-2, который включает в себя способность устно изъясняться, общаться не только на бытовые, но и на специфические темы», — отметила Волынец.

Первый заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Алевтина Федорова отметила, что у школьников отсутствует мотивация к серьезному изучению иностранных языков из-за их невысокой востребованности в повседневной жизни.

«По статистике, в нашей республике среди выпускников 9-х классов примерно только 6% сдают экзамен по иностранному языку, в 11-х классах — около 10%», — рассказала она.

Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский в ходе дискуссии предложил не только не вводить ЕГЭ по иностранному языку, но и ввести мораторий на расширение списка обязательных экзаменов.

Подводя итоги обсуждения, Аршинова отметила, что на сегодняшний день 60% российских школ находится в сельской местности, и у большинства их выпускников в будущем нет потребности в использовании иностранного языка. Кроме того, по словам координатора партпроекта, введение обязательного экзамена по иностранному языку при существующих проблемах с его преподаванием может закрыть выпускникам сельских школ дорогу в ведущие вузы страны.

«Все предложения участников обсуждений будут доработаны и направлены в Министерство просвещения РФ, Министерство науки и высшего образования РФ и Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки», — заключила Аршинова.

Инициативу прокомментировала региональный координатор партпроекта «Новая школа» Галина Гореликова. Она рассказала, что Карельский институт развития образования организовал на своем сайте опрос о готовности системы образования к введению с 2022 года обязательного ЕГЭ по иностранному языку.

— К участию в опросе были приглашены представители педагогической и родительской общественности. Нам важно было выслушать мнение всех заинтересованных сторон. Согласно результатам опроса, 94% респондентов считают, что система образования не готова к введению с 2022 года обязательного ЕГЭ по иностранному языку. Аргументы высказывались достаточно весомые. Это, во-первых, недостаточная подготовка учителей к работе в разноуровневых группах. Во-вторых, слабая техническая база школ: во многих из них нет лингафонных кабинетов или дополнительных программных комплексов, которые позволяли бы детям практиковать устную речь. Еще одна проблема — отсутствие единой системы учебников по иностранным языкам, в частности, английскому. Кроме того, есть несоответствия между программами по английскому языку и другими предметами. Например, уже в четвертом классе вводятся степени сравнения прилагательных, но по русскому языку их проходят гораздо позже. В итоге подавляющее большинство респондентов считают, что сроки введения обязательного ЕГЭ по иностранному языку необходимо отложить, — пояснила Галина Гореликова.

В то же время региональный координатор партпроекта отметила, что при решении этого вопроса также необходимо учитывать мнение научного и педагогического состава профильных вузов. Своей точкой зрения на проблему, в частности, поделилась рабочая группа Института иностранных языков Петрозаводского госуниверситета. Эксперты в целом считают, что подрастающее поколение должно владеть иностранным языком хотя бы на базовом уровне, чтобы быть конкурентоспособным и успешным в современном мире, а введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку даст стимул и учителям, и учащимся для решения этой задачи.

— Однако и рабочая группа также отмечает: введение экзамена целесообразно, если будет решен ряд проблем с техническим оснащением школ, нехваткой учителей иностранного языка в сельской местности. Необходимо и расширение базы экспертов, которые будут проверять экзаменационные работы, особенно по разделам «Письмо» и «Говорение». Сейчас в республике экспертная группа состоит из 25 специалистов. Если ЕГЭ по иностранному языку в обязательном порядке будут сдавать все выпускники, пул экспертов должен быть значительно больше.

Безусловно, на мой взгляд, изучение иностранных языков в школе очень важно. И особенно в нашей приграничной республике, с ее традициями международного делового и культурного сотрудничества. Но также очевидно, что для введения обязательного единого госэкзамена по иностранному языку в системе образования необходимо проделать большую и серьезную работу. Для нас главное, чтобы у всех выпускников, независимо от того, живут они в сельской местности или в городах, были равные возможности для поступления в вузы, получения профессионального образования. Так что вопрос об обязательном ЕГЭ по иностранному языку требует очень взвешенного подхода, — добавила Галина Гореликова.