У россиян появится возможность отключать рекомендации в интернете

Под закон будут подпадать ресурсы, у которых более 100 тысяч пользователей в сутки.

У россиян должна быть возможность контролировать и отключать по своему желанию любые рекомендательные интернет-алгоритмы. Такое предложение внесла в Госдуму и Совет Федерации Ассоциации юристов России. В нижней палате парламента идею поддержали. Как сообщил член комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин, уже есть база для будущего законопроекта, а регулировать с его помощью предполагается площадки, у которых более 100 тыс. пользователей в сутки.

«Идеология в том, чтобы сделать эти механизмы прозрачными для общества, и пользователь должен выбирать сам», – пояснил парламентарий.

Рекомендации контента, ориентированного на интересы пользователя, используют социальные сети, онлайн-кинотеатры, ритейлеры, новостные ленты и другие интернет-сервисы. Механизмы работы рекомендательных сервисов сейчас скрыты и не понятны пользователям, и значит, остается пространство и возможность для манипуляций их мнением. Кроме того, рекомендательная подача ограничивает информационное поле пользователя, что ведет к поляризации общественного мнения и повышается риск социальных конфликтов, считают авторы законодательной инициативы. Карельские компьютерщики считают мнение обоснованным.

«Думаю, есть все основания полагать, что рекомендации – это механизм манипуляций мнением пользователей в интересах компаний», – говорит IT-специалист Игорь Грешников. По его мнению, закон даст пользователям определенную свободу:

«Люди будут использовать возможность контролировать и отключать алгоритмы рекомендаций. Не секрет, что монетизация у многих интернет-площадок ориентирована на рекламу, и поэтому выдача рекомендаций основана не обязательно на нуждах пользователей. А вот интернет-платформы, скорее всего, отнесутся отрицательно, так как это их хлеб. Но не думаю, что кто-то из крупных игроков уйдет в российского рынка, скорее будут искать возможности продолжить работу и формально выполнить требования».

Как именно будет действовать новый закон, пока еще обсуждается. Специалисты считают, что вводить какую-либо ответственность на начальном этапе не стоит. Рынку надо дать время привыкнуть к новым правилам. Но регулирование рекомендательных сервисов в том или ином виде необходимо.