Техникум нового образца: зачем нужна реорганизация?

1 декабря 2018 года в столице Карелии должен заработать новый многопрофильный техникум. Он объединит структуры сразу трех учебных заведений: автотранспортного техникума, индустриального колледжа и техникума дорожного хозяйства. Зачем это делается - в интервью с директором будущего техникума Ириной Кувшиновой.

Петрозаводский автотранспортный техникум

Петрозаводский автотранспортный техникум. Фото: ИА "Республика"/Леонид Николаев

Ирина Борисовна Кувшинова – директор Петрозаводского автотранспортного техникума. Но это пока. Сейчас у нее непростой период в карьере – за полгода, с августа по декабрь, она должна провести реорганизацию трех средних учебных заведений города и объединить их под вывеской автотранспортного техникума. До 1 декабря 2018 года в него должны влиться индустриальный колледж и техникум дорожного хозяйства. После этого Ирина Кувшинова возглавит объединенное учреждение, и в Петрозаводске появится многопрофильный техникум по направлению «промышленное машиностроение и транспорт».

— Ирина Борисовна, а зачем нужна реорганизация?

— Прежде всего чтобы повысить качество подготовки рабочих кадров. В соответствии с теми потребностями и возможностями, которые есть у экономики. Главная цель – выпускник, который будет удовлетворять требованиям конкретного работодателя. А работодатель для выпускника должен найти работу, которая позволит ему жить и развиваться дальше. Ведь что лучше? Получать первичные навыки в наших сегодняшних мастерских или оттачивать эти навыки под особенности конкретного производства на конкретном предприятии в рамках производственной практики? А эта практика по программе теперь длительная – 4,5 месяца, и на предприятиях часто уже знают, кто к ним придет работать. И особо одаренные уже могут на практике получать хорошую зарплату. И знают точно: по окончании техникума они год отслужат и вернутся к ним же, на это же предприятие. А это хорошо.

Ирина Кувшинова

Ирина Кувшинова. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Более того, если мы придерживаемся специфики, то у нас должны быть студенты, которые получают именные формы стипендий от предприятий. И сегодня, допустим, на транспортном отделении у нас есть именные стипендии помимо тех, которые выплачивает государство (бюджетная стипендия чуть выше 600 рублей – прим. ред.). Пять стипендий по две тысячи рублей в месяц выплачивает фирма ПКФ «Слово» и пять стипендий примерно по две тысячи рублей в месяц платит фонд Владимира Федорова (бывшего сенатора от Карелии – прим. ред.).

— Каких конкретных результатов планируется достичь в результате реорганизации?

— Наша задача сегодня — дать будущему технику, будущему дорожному строителю не только среднее профессиональное образование, но дать возможность приобрести рабочие профессии в большом перечне: это и дорожный рабочий, экскаваторщик, оператор дорожно-строительной техники. То есть мы дадим студентам возможность получить несколько компетенций, не выходя за рамки техникума. Например, сегодняшний техник, который обучается у нас по программе среднего профессионального образования «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», сможет получить дополнительную программу и стать экскаваторщиком, бульдозеристом, сможет получить профессию сварщика. Или же наш сварщик из присоединяемого индустриального колледжа сможет освоить компетенцию «кузовной ремонт». И все это в рамках одного техникума, не двух и не трех. Как минимум, экономится время на учебу.

Другой пример. В республике сегодня дефицит автоэлектриков. Одновременно мы в индустриальном колледже готовим электромонтеров. Можем мы в новом, объединенном техникуме создать специализацию «автоэлектрик» и перенаправить часть абитуриентов на востребованное направление? Можем. Мы должны сделать все возможное для того, чтобы программы обогатили друг друга, чтобы студент получил как можно более содержательное и многопрофильное образование. Наконец, мы должны предоставлять и программы повышения квалификации, переподготовки для их рабочих тех предприятий, с которыми взаимодействуем. Сотрудничество должно быть взаимовыгодным.

В Петрозаводском автотранспортном техникуме

В Петрозаводском автотранспортном техникуме. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

— С какими предприятиями республики, города вы сотрудничаете?

— Мы сейчас выстраиваем отношения с «Петрозаводскмашем». Началась подготовка к первой большой встрече. А 6 октября мы побывали в фирме «Стройтехника». Там мы увидели, что можем организовать практику по всем направлениям подготовки в области машиностроения. У них есть новые станки с ЧПУ (числовым программным управлением – прим. ред.). А специалист, который работает на этих станках и три года обучался в Финляндии, сказал, что можно освоить такие машины и в техникуме, что он готов помочь.

— Сколько сейчас учится студентов в этих трех ссузах, сколько будет? В результате реорганизации мы не потеряем учебные места?

— Мы не теряем ни одного учебного места. В реорганизованном техникуме у нас будут учиться 2319 студентов. Это число мы получили путем простого арифметического сложения учебных мест всех трех техникумов. Сейчас в Петрозаводском автотранспортном техникуме (ПАТТ) учатся 1298 человек, к ним мы прибавили 499 учащихся техникума дорожного строительства (ТДС) и 572 человека из индустриального колледжа. Машинисты дорожно-строительных машин переедут к нам на Первомайский, 46; сварщики переедут на Зайцева, 57 – там самая лучшая лаборатория сварки в республике, такого оборудования нет в Карелии нигде. Поэтому мы для детей создадим лучшие условия. И все вмещаются. Кроме того, на Зайцева, 57 хорошая большая столовая, которая позволит сразу всех накормить. А какой там спортивный зал! Такой большой спортзал есть, наверное, только в «Акватике». Осталось руки приложить.

Другое дело, что меня волнует сегодня проблема недобора, которая есть в наших техникумах. Например, в 2019 году мы выпускаем 10 человек станочников. А набор был 25 человек — мы 15 студентов потеряли где-то по дороге. При этом на встречах с предприятиями нам говорят: станочники очень нужны. И я понимаю, что в объединенном техникуме нам придется что-то делать в плане сохранения контингента, выровнять популярность трех объединяемых техникумов. Например, в ПАТТ в этом году конкурс в среднем восемь человек на место. А в индустриальном колледже есть программы, которые не набираются. ТДС в этом году не набрал операторов связи.

Иногда не идут в группы даже по заявке конкретного предприятия, фактически под конкретное рабочее место. Например, плохо комплектуется группа фрезеровщиков в индустриальном колледже, которая должна была начать занятия в конце сентября по заявкам «Авангарда» (Петрозаводского машиностроительного завода «Авангард» — прим. ред.). Ни одной заявки, представляете? Почему родители вместе с детьми не выбирают металлообработку в индустриальном колледже? Другой пример. На позапрошлой неделе в Петрозаводск приезжала большая делегация бизнесменов из Финляндии. И были представители из университета и колледжа города Каяни – у них аналогичная проблема, они тоже на специальность «металлообработка» набирают с трудом. Хотя выпускник программы получает 2,5 тысячи евро в месяц. Они очень заинтересованы в наших выпускниках, чтобы они работали в Финляндии по контракту. Правда, мы к этому не готовы, потому что мы должны прежде всего отрабатывать свой государственный заказ. Но это другой вопрос. Нас сейчас интересует, почему не выбирают эти профессии? Токаря, фрезеровщика, слесаря механосборочных машин, техника-машиностроителя? Почему не идут?

Скорее всего, мы проведем исследования мотивов выбора. Сделаем все возможное, чтобы показать лучшие стороны и возможность карьерного роста в профессиях токаря, фрезеровщика, сварщика. Ведь сегодня о таких программах практически нет никакой информации. Сейчас раскручивают больше людей творческих профессий. Все хотят быть блогерами. И мы вместе с руководителями или кадровыми службами наших предприятий должны определиться, как нам построить профориентационную работу.

Ирина Кувшинова

Ирина Кувшинова. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

— Сколько специальностей, учебных программ будет в новом техникуме?

— Мы будем реализовывать 14 программ среднего профессионального образования и 10 программ подготовки рабочих. Это основной перечень. Если говорить о коротких программах, то это профподготовка, повышение квалификации, их будет порядка сорока. А слушателей этих программ в новом техникуме будет больше, чем сейчас в трех колледжах, вместе взятых.

— Слово «реорганизация» многих пугает. Скажите, будут ли сокращения рабочих мест в нынешних, пока существующих техникумах?

— Конечно, не будет трех директоров. Не будет трех главных бухгалтеров, бухгалтерия вообще сократится. Но при этом там тоже есть вакансии и по живым людям в этом плане мы не пройдемся. В сводном штатном расписании из 420 ставок в трех техникумах на первом этапе реорганизации ликвидируются 22,7 ставки. Отмечу: мы сокращаем не людей, а ставки. Причем, допустим, количество уборщиц не зависит от того, объединены техникумы или нет. Оно зависит от убираемых площадей. Ставки преподавателей и мастеров зависят от учебного плана – если программа реализуется, значит, все преподаватели и мастера на месте. И нагрузка уже распределена. Я как руководитель не имею права в течение года менять нагрузку. Даже если мне чего-то захочется поменять, у меня права такого нет. Другое дело, что контроль над качеством будет серьезным. Некоторые специалисты сейчас сами размышляют: справятся ли они на новом месте? Оставаться или уходить? Кому-то большой объем работы не нравится, кому-то требования не нравятся. Каждый принимает решение. Например, в одном учреждении ушел специалист по кадрам. При этом может статься, что на последующих этапах нам понадобятся новые ставки – например, заместителей директора. Сейчас мы механически соединились, а дальше уже должны смотреть, каким составом мы сможем выполнить задачу.

— На какой основе будут принимать студентов в новый техникум? Платно, бесплатно?

— Обучение будет на тех же условиях, на которых ребята поступали. У нас есть группы, которые финансируются из бюджета за счет государственного задания, а есть студенты, которые обучаются на платной основе. Например, платные группы ТО – технического обслуживания. Есть платные группы в направлении «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог». Все заочники учатся на платной основе. И все сохранится в том же объеме и в тех же ценах. Образец диплома тот же. Единственное, те, кто поступал в техникум дорожного хозяйства или индустриальный колледж, будут получать уже диплом выпускника автотранспортного техникума.

В Петрозаводском автотранспортном техникуме

В Петрозаводском автотранспортном техникуме. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

— Вы не думали сменить название?

— Педагогам и студентам предложено выбрать название. Вариантов уже много: «политехнический», «технологический», предлагают оставить «индустриальный техникум». Можно сменить вывеску, но самое главное, как говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет. Нам нужно такое название, которое нас поведет вперед. Пока же с 1 декабря объединенное учреждение будет называться Петрозаводский автотранспортный техникум.

— Есть ли уже подобный опыт реорганизации в системе карельского образования?

— Вы знаете, сколько я себя помню, мы всегда находимся в какой-то модернизации и реорганизации. Году в 2009-м, шло объединение 12-го и 18-го училищ в колледж технологии и предпринимательства. Далее объединились 1-е и 19-е – вырос индустриальный колледж. Восьмое училище объединилось с автотранспортным техникумом. И ведь ведется сейчас нормальная подготовка автомехаников, вопросов нет. То есть вопросы объединения – не новое явление в системе. Работа по модернизации системы подготовки кадров в целом, укрупнение организаций идет по всей стране.

Ирина Кувшинова

Ирина Кувшинова. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

— Понимают ли студенты планы по реорганизации, ее цели? Согласны ли с ними?

— В каждой образовательной организации прошли встречи и со студентами, и с родителями. Конечно, студентов беспокоит их дальнейшая жизнь. Не расформируют ли их? В каком корпусе они будут заниматься? Постаралась ответить на все вопросы. Это лучше, чем всяческие домыслы. Например, информация о том, что мы планируем отказаться от здания техникума дорожного строительства на улице Советской, 11, конечно, вызвала некоторое волнение. Объяснили, что мы рассматриваем вопрос, сколько в автотранспортный техникум войдет групп с Первомайского, 46 (ПАТТ), с Зайцева и с Ленинградской (два корпуса ИК). И я как директор объединенного техникума понимаю, что учреждение поместится в трех корпусах (Первомайский, 46, Зайцева, 57 и Ленинградская, 11 – без Советской, 11 – прим. ред.).

Кроме того, мы изначально говорили о том, что ведем расчеты, считаем аудиторный фонд, так как есть определенные проблемы с содержанием всего хозяйства трех техникумов, в том числе с оплатой коммунальных услуг. Мы должны посчитать, что мы можем сделать сами, сколько нам выделит бюджет. И то, что у нас есть, мы должны использовать эффективно. Нам не сохранить все четыре здания.

— Реорганизация – это необходимое зло или движение вперед?

— Это движение вперед. Потому что сегодня это позволит организовать обучение на современной базе.

Петрозаводский автотранспортный техникум

Петрозаводский автотранспортный техникум. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев