«Стартуем!»: в Петрозаводске началась транспортная реформа

О повышении цен за проезд и длительных ожиданиях можно забыть? Как оценили новые автобусы горожане? Почему история с прежними перевозчиками не закрыта - в материале "Республики".

Поехали!

Старт реформы ознаменовал выход новых автобусов компании «Транс Балт» на маршрут №5. 11 машин начали курсировать по регулируемому тарифу от Сулажгоры до Птицефабрики. Еще два находятся в резерве на случай, если один из действующих сломается. С выходом автобусов изменилось и расписание. Его расширили по времени и остановкам. Теперь последний рейс будет отправляться с конечной около 23:00, а в маршрут добавили Сайнаволок.

 

Первыми автобусы оценили жители Сулажгоры, откуда транспорт начал курсировать сегодня. На таких, отметили горожане, можно и на учебу и в больницу.

«Автобусы красивые, ухоженные. Надеюсь, начнут ходить чаще, потому что прежде я могла стоять около часа на остановке. Каждый день езжу с Сулажгоры в университет. Очень рада, что пятерка стала чаще ходить. Я не скажу, что предыдущие автобусы очень плохо выглядели, они были, по-моему, более-менее презентабельными, но проблема была в интервалах рейсов», — сказала горожанка Елизавета.

«Это супер! Чисто, удобно. Очень комфортно. Вот сейчас еду на прием с больной ногой, и мне прям комфортно ноге, пока сижу», — отметила горожанка Маргарита.

 

Однако мало кто согласен уступать на дороге. Прежние перевозчики не исключение. После разрыва контракта с администрацией они пошли в суд, отстаивая право на работу. Поэтому сегодня на первый запуск подошли сотрудники мэрии города, ГИБДД и Управления государственного автодорожного надзора, чтобы провести межведомственный рейд на случай, если машины старых поставщиков услуг выйдут на маршруты.

«Мы проконтролируем, как вышли на линию новые автобусы, а также проследим, чтобы не вышел транспорт старого перевозчика, так как свидетельство их уже не действует, — сказала Елена Синицина, — Они не имеют права с нынешнего дня ездить. Сотрудники УГАДН, поймав такой автобус, сразу уберут его с линии», — сообщила консультант дорожного хозяйства Елена Синицина.

 

Проверка участников рейда показала наличие необходимых документов у водителей, пройденную ими медкомиссию перед работой, соблюдение интервалов. Транспорт прежних перевозчиков не вышел на маршрут.

С 19 июня новые автобусы заработают на маршрутах №14 и №29.

Современно и экологично

Всего в Петрозаводске появится 41 новый автобус. Среди них машины большой и средней вместимости. Первые рассчитаны на 103 пассажира с 26 сидячими местами, а вторые — на 49 человек с 26 сидениями.

В автобусах есть кондиционеры, медиапанели, зарядные устройства для гаджетов, необходимое оборудование для перевозки маломобильных граждан. Установлены камеры, терминалы для бесконтактной оплаты, у водителя мониторы для контроля безопасности и счетчик пассажиров.

 

Куда сегодня без экологии. Автобусы ездят на природном газе. Сейчас подрядчик договаривается с разработчиками приложения «Умный транспорт», чтобы машины отображались в программе. Несмотря на современное управление, автобусы просты в использовании.

«Новые автобусы оригинальные, салон комфортный для меня и для людей. Обучаться не нужно было. 45 лет уже работаю без аварий и происшествий. Работал и по городу, и на автовокзале. Отрицательных моментов пока не вижу. Работали и будем работать для людей», — сказал водитель Левон Шукурян.

Фото: «Республика»/ Сергей Юдин

Новый поворот

Реформа не была бы реформой, если бы все закончилось покупкой автобусов. Изменилась система работы с поставщиком услуг. Брутто-контракт с компанией «Транс Балт» из Ленобласти подразумевает регулируемый тариф, что исключает необоснованное повышение платы за проезд.

«Новая система контракта дает нам регулируемый тариф и такие отношения с подрядчиком, по которым есть рычаги влияния, — сказал мэр Петрозаводска Владимир Любарский, — Это очень важно. Сбалансированная система, которая позволит нам как администрации обеспечить контроль и безопасность горожан, а также страхует нашего партнера от рисков. Большинство регионов в стране уже работает с системой регулируемого тарифа, она тоже не идеальная, но это прорыв по сравнению с тем, что было».

Фото: с личной страницы Владимира Любарского

Водители теперь работают по новой системе оплаты и получают деньги за пройденные километры, а не за количество перевезенных пассажиров, что позволит им строго придерживаться графика. В автобусе есть счетчик пассажиров, камеры. Контролеры будут следить за работой перевозчиков и проверять водителей, отметила Елена Синицина. Водителям придется трижды подумать, прежде чем хамить горожанам или задерживаться на остановках, ведь отныне действуют штрафные санкции за нарушения, прописанные в новом контракте. Им также придется следить и за внешним видом, который регламентируется тем же контрактом. Межведомственные рейды обещают проводить регулярно.

Пассажирам придется оплачивать проезд не при выходе, а на входе. За наличные или картой. После оплаты нужно взять билет у водителя, наличие которого могут проверить контролеры.

Горожане смогут оставить жалобы и предложения по работе перевозчика в ЕДСС, мэрию, поставщику услуг, который откроет специальный сервис для оперативного решения вопросов.

Покупку автобусов и работу по новой системе на трех маршрутах можно считать пилотным проектом реформы. Но остается вопрос, когда система заработает на остальных маршрутах? Все упирается в деньги. Переход на регулируемый тариф трех маршрутов стал возможен благодаря помощи Карелии, отмечал ранее Владимир Любарский. Именно эти линии выбрали, так как на них есть конечные остановки в отдаленных районах, где реже ходили автобусы: Птицефабрика, СКЗ, Сулажгора. К тому же не говори гоп, пока не перепрыгнешь: еще не разрешилась ситуация с прежними перевозчиками. Пока об изменениях на всех маршрутах говорить рано, но и этот шаг можно считать весомым. Особенно если вспомнить, какие автобусы приходилось ждать жителям Птицефабрики или Сулажгоры по полтора часа.