Среди победителей программы «Земский учитель» в Карелии половина педагогов младше 35 лет

Очередной этап программы стартовал в январе, в нем могут участвовать в том числе выпускники вузов и колледжей 2022 года.

"Земский учитель". Фото: Администрация главы Карелии

Для участия в очередном этапе программы «Земский учитель» в Карелии уже зарегистрировалось более 100 человек, однако это не означает, что все они желают трудиться именно в нашей республике. Результаты предыдущих двух лет действия программы и проблемы, которые возникают при ее реализации, обсудили участники заседания комитета Заксобрания по образованию, культуре, спорту и молодежной политике.

Напомним, что в Карелии федеральная программа «Земский учитель» реализуется с 2020 года. В ее рамках учителям, прибывшим на работу в сельскую местность или малые города с численностью населения до 50 тысяч человек, положена единовременная денежная выплата в размере 1 млн руб.

Для нашей республики Минпросвещения РФ установило квоту, согласно которой в 2020 году по программе «Земский учитель» в регионе трудоустроились 19 педагогов, в 2021 году — еще 17.

Как рассказала первый замминистра образования Жанна Петрова, педагоги приехали в Карелию в том числе из Челябинска, Оренбургской, Калининградской, Тверской области и Санкт-Петербурга. Есть среди участников программы и жители нашей республики, их 14 человек.

Что касается распределения учителей по муниципальным образованиям, то 16 из них работают в районах Арктической зоны. 18 педагогов, трудоустроившихся в Карелии, младше 35 лет, девять учителей — в возрасте от 36 до 45 лет и еще девять — старше 45 лет.

В этом году в школы республики по программе «Земский учитель» планируется принять еще 15 педагогов. Отбор проводится на конкурсной основе: учитывается квалификация учителя, возможность совмещать преподавание смежных предметов, стаж педагогической деятельности и другие критерии.

Добавим, что в очередном этапе программы «Земский учитель» могут участвовать также выпускники организаций среднего и высшего профессионального образования 2022 года. Те, кто завершает обучение в этом году, должны представить в конкурсную комиссию справку об обучении и дате получения документа об образовании.

По словам Жанны Петровой, одна из главных проблем состоит в том, что участники программы имеют право подавать документы в неограниченное количество регионов. Некоторые очень долго определяются с местом своей будущей работы, долго принимают решение о переезде. Кроме того, даже если участник программы выразил согласие на переезд, он в любой момент может отказаться от этого решения. Всё это приводит к тому, что иногда в районах чуть ли не до 1 сентября не знают, кто из учителей к ним приедет и приедет ли вообще.

В карельском Министерстве образования и спорта считают, что надо все-таки ограничить количество регионов, в которых педагог может одновременно зарегистрироваться на участие в программе. Решение о таких корректировках может принять только Минпросвещения России.

Минобразования Карелии со своей стороны приняло новый порядок конкурсного отбора, в котором скорректированы сроки подведения итогов ежегодного конкурсного отбора: теперь он должен быть завершен не 20 августа, как раньше, а 15 июля.

Также в Минобразования Карелии считают правильным, если бы на земских учителей, которые приезжают работать в районы Арктической зоны, распространялись те же правила, что и на педагогов, которые трудоустраиваются на Дальнем Востоке — для них единовременная выплата составляет 2 млн рублей, то есть в два раза больше.

Председатель парламентского комитета, региональный координатор федерального проекта «Новая школа» партии «Единая Россия» Галина Гореликова отметила, что тему необходимо проработать совместно с министерством и педагогическим сообществом.

Галина Гореликова. Фото: пресс-служба Законодательного собрания Карелии

Галина Гореликова. Фото: пресс-служба Законодательного собрания Карелии

«Считаю, нам надо очень внимательно и предметно рассмотреть все прозвучавшие предложения, подготовить обоснованные и аргументированные инициативы и оформить их в виде обращения Законодательного собрания в федеральный центр, которое, я надеюсь, коллеги-депутаты поддержат. Безусловно, все мы заинтересованы в том, чтобы в школы республики приходило как можно больше талантливых, компетентных, продвинутых учителей», — сказала Галина Гореликова.

Также участники заседания обсудили вопрос предоставления служебного жилья для учителей. В этом году из республиканского бюджета выделено более 9 млн рублей для приобретения квартир педагогам — победителям программы «Земский учитель» 2020 года. Эту работу депутаты Заксобрания продолжат вместе с министерством.

Кроме того, Галина Гореликова еще раз обратила внимание на необходимость разработки дополнительных региональных мер поддержки, которые позволили бы активнее привлекать в образовательные учреждения выпускников карельских вузов и колледжей.

«Этот вопрос недавно мы обсуждали с ректором Петрозаводского госуниверситета Анатолием Викторовичем Ворониным. Программа «Земский учитель, безусловно, очень важна, но полностью кадровую проблему в школах региона она не решает. Необходима разработка новых программ, в том числе региональных, которые пробуждали бы у молодежи интерес к профессии учителя и помогали закрепить педагогические кадры не только в сельских, но и в городских школах. Над этим мы тоже продолжим работать вместе с коллегами по депутатскому корпусу, исполнительной властью и учительским сообществом», — добавила, комментируя итоги заседания, Галина Гореликова.