Машины с характером: экстремалы испытали на прочность свои внедорожники в старом карьере

Традиционные соревнования автолюбителей "Проверь тягу!" прошли под Кондопогой. Журналисты "Республики" побывали на джип-триале и узнали, что привлекает водителей в больших лужах и крутых оврагах.

Два раза в год любители гонок по бездорожью съезжаются к заброшенному карьеру ныне почившего завода КИМС под Кондопогой. Этот сезон не стал исключением, и в минувшие выходные глухой лес вновь взбудоражили рев моторов, лязг подвесок и крики толпы. Спортклуб «Вседорожник» провел осенний джип-триал «Проверь тягу!».

А лебедку не купили…

Джип-триал — это соревнование на умение преодолевать сложные трассы с искусственными или естественными препятствиями на время. Участники заранее готовят свои машины к непростым условиями: поднимают подвеску, модифицируют корпус, устанавливают лебедки и прочее оборудование. В этом году приехали 8 экипажей, состоящих из пилота и штурмана.


«У нас у всех машин есть личные имена и свой характер. Например, УАЗик «Клевер» не выиграл на соревнованиях, потому что на предыдущем заезде ему пообещали, что, если он победит, ему купят лебедку. Победил — а лебедку не купили», — рассказала председатель клуба «Вседорожник» Елена Теплищева.

Елена Теплищева. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Перед началом соревнования технический комиссар проверяет транспорт на соответствие технике безопасности. Кого-то сразу бракуют, некоторых отправляют устранить нарушение (например, установить огнетушитель). Вообще организаторы серьезно подходят к безопасности как участников, так и зрителей. Судьи разгоняют неосторожных зевак, которые то и дело норовят прыгнуть под колеса, чтобы сделать красивую фотографию.

После проверки штурманы вместе с судьей отправляются на осмотр трассы. Для них очень важно запомнить все кочки и повороты, потому что пилоту по ходу движения тяжело разобраться на пересеченной местности. После осмотра трассы экипаж настраивает автомобиль, приспускает шины, подкручивает рессоры.


«Штурман — это очень полезный член экипажа. На скорости очень сложно сориентироваться: знаки, вешки, ленты — это всё теряется. Пилот вообще не должен в этом разбираться. Также штурман должен в сложных местах выскакивать из автомобиля, растягивать лебедку, откренивать машину, прыгая на ней с какого-нибудь боку, камни под колеса подкладывать», — объяснила Елена.

Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Любовь к бездорожью

Гонка в этом году прошла в двух категориях: серия и туризм. Последнюю отличала более сложная трасса с крутыми оврагами, глубокими ямами и высокими требованиями к технике и экипажу. Участники выезжали на маршрут по очереди — потолкаться на отрезках не получилось бы в любом случае, к тому же это просто опасно. Соревнования проходили на время.


Экипаж автомобиля «Снежный барс» начал гонку неудачно — у машины разорвало рулевой редуктор прямо перед «лужей» — самым зрелищным отрезком трассы, вокруг которого всегда толпится множество зрителей. Однако спортсмены сохранили самообладание, отремонтировались на месте и по итогу заняли второе место.

«Снежный барс» на ремонте. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Алексей, пилот «Снежного барса», занимается гонками с 2015 года. Он работает водителем большегруза, но, говорит, на грузовике особо не погоняешь.

«Эта машина — мой проект, полностью ручная сборка. Ездим на ней только три года, проект сырой — еще в обкатке. Назвал «Снежный барс», потому что просто белая», — рассказал водитель.

Алексей. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова.

Екатерина, пилот экипажа «Снусмумрики» (в честь персонажа книг о муми-троллях), в своей любви к бездорожью так далеко, как Алексей, заходить не стала. Машина не прошла тотальной модификации и иногда используется для поездок на дачу. В прошедшем заезде Екатерина была единственной женщиной-пилотом.

«Соревнования каждый год проводятся. Сначала ходили зрителями, потом со штурманом познакомились — работали вместе на «Петрозаводскмаше». У него УАЗик — мы на нем попробовали. Теперь вот купили специально для гонок», — рассказала Екатерина.

Екатерина. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Результаты соревнований

Серия:

1-е место — экипаж «Клевер»

2-е место — экипаж «Хохол»

3-е место — экипаж «Снусмумрики»

Туризм:

1-е место — экипаж «Зебры»

2-е место — «Снежный барс»

3-е место — экипаж «Губернатор»

Экипаж «Фаркоп» награжден за волю к победе.

«Настоящая жизнь начинается там, где кончается лента асфальта»

Традиционные гонки по бездорожью проводятся в Кондопоге уже 19-й год. За это время они успели стать одной из визитных карточек города и привлекают любителей экстремального спорта со всей республики и других регионов страны. Но началось всё, как водится, с группы энтузиастов.

«Соревнования начались в 2003 году с того, что наши посмотрели в Петрозаводске шоу внедорожников и решили, что можно сделать это у себя, в Кондопоге. Собрали энтузиастов, выбрали карьер, где раньше тренировались мотоциклисты. Соревнования сразу привлекли много зрителей — люди стали приезжать и из Мурманской области и из Питера», — вспоминает Елена.

Сама Елена начала заниматься клубной деятельностью после смерти одного из основателей джип-триала в Кондопоге Андрея Хаймина, который утонул в Онежском озере вместе со своей женой.

«Я тогда работала программистом в налоговой инспекции и поначалу ходила сюда просто фотографировать, потому это экспрессия, эмоции, такой движ! Когда Хаймина не стало, гонка наша начала хиреть. Решили создать свой клуб. Я занялась документами. Это женское больше дело — с бумажками возиться, а с железом — это мужики», — рассказала Елена.

Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Помимо организации заездов, председатель клуба пишет стихи. Строчка одного из них красуется на флаге клуба «Вседорожник». В следующем году джип-триал отметит 20 лет с момента основания. Организаторы обещают отпраздновать юбилей с размахом.

Фото: «Республика» / Лилия Кончакова.