— Юлия Валерьевна, завершился первый квартал работы отделения Социального фонда по Республике Карелия. Не так давно произошло объединение двух федеральных фондов. Давайте напомним, какие ведомства объединены, какие услуги можно получить в Социальном фонде.
— С 1 января произошло объединение Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования. С этой даты в Карелии начало работу Отделение Социального фонда России (СФР) по Республике Карелия. Прежде всего объединение фондов упростило получение мер соцподдержки для граждан -люди могут обратиться в единую клиентскую службу за несколькими услугами, которые ранее предоставляли ПФР и ФСС. Раньше возникало немало ситуаций, когда человеку для получения полного объема социальной поддержки необходимо было обращаться и в Пенсионный фонд, и в Фонд социального страхования. Например, пенсия по инвалидности, выплачивалась Пенсионным фондом, а средства реабилитации выдавались Фондом соцстрахования. Теперь за всеми этими услугами человек обращается в одно ведомство.

Юлия Ермакова. Фото: ЦУР
— А где территориально теперь находятся клиентские службы? Что-то поменялось?
— С 1 января 2023 года прием граждан карельское Отделение СФР осуществляет в единых офисах клиентского обслуживания – они расположены в каждом районе Карелии по тем же адресам, что и ранее работавшие клиентские службы Отделения ПФР. Более того, в некоторых районах ранее не было представителей ФСС, теперь же услуги Социального фонда в этих районах можно получить в единых офисах. То есть услуги стали доступнее для граждан. В Петрозаводске работают два офиса: по адресу ул. Чапаева, 5 и ул. Красная, 49. Ну и, конечно, самый удобный способ — это использование электронных сервисов. Более половины услуг Социального фонда можно получить на портале госуслуг. За первый квартал 2023 года 109 тысяч жителей Карелии обратились за различными услугами Социального фонда.
— Социальный фонд работает со всеми категориями населения — от беременных женщин до пенсионеров. Одна из категорий — это инвалиды. Какие меры соцподдержки предоставляются этой категории? Есть ли какие-то изменения?
— Инвалиды являются получателями страховой либо социальной пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплаты, а также имеют право при наличии медицинских показаний на санаторно-курортное лечение и обеспечение техническими средствами реабилитации. Социальные пенсии были проиндексированы с апреля, а страховые — с января. В феврале была проиндексирована ежемесячная денежная выплата.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее об обеспечении инвалидов средствами реабилитации.
— Существует 3 способа обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Во-первых, инвалид может приобрести изделия с использованием электронного сертификата. Во-вторых, инвалид может самостоятельно их купить и обратиться за компенсацией произведенных расходов. И третий способ — предоставление средств реабилитации в натуральном виде в рамках заключенных Отделением СФР госконтрактов. Для получения средств реабилитации сам гражданин либо лицо, представляющее его интересы, подает заявление. Заявление можно подать как в клиентской службе, так и на портале госуслуг либо в МФЦ. В заявлении он указывает, каким способом он желает получить ТСР: в натуральной форме либо по электронному сертификату.
— Расскажите подробнее о каждом способе получения средств реабилитации. Какие есть плюсы и минусы в каждом случае? Что вызывает вопросы у получателей услуги?
— Если гражданин выбирает получение ТСР в натуральном виде, поставщик привозит эти изделия по месту жительства получателя либо на пункт выдачи. Способ доставки гражданин выбирает самостоятельно. Удобство этого способа получения в том, что ТСР может быть доставлено на дом. Мы понимаем, что это особенно актуально для жителей удаленных деревень, которые находятся в десятках километров от районных центров. Однако есть и минусы – у гражданина нет возможности выбрать, какие именно средства реабилитации он хотел бы получить, то есть производителя, модель и т.п. Возможность выбора есть только в случае приобретения ТСР по электронному сертификату либо в случае получения компенсации за самостоятельно приобретенные изделия. Кроме того, гражданин вынужден ожидать результатов закупок. Отделение Социального фонда проводит конкурентные процедуры и заключает контракт на поставку средств реабилитации. В случае, если аукцион или конкурс не состоялся по объективным причинам, средства реабилитации не могут быть доставлены. В этом случае самостоятельное приобретение с последующей компенсацией либо приобретение по электронному сертификату позволяет более оперативно получить необходимые изделия. Особенно чувствительны к таким нюансам инвалиды 1-й группы, нуждающиеся в ежедневном уходе, лежачие больные, которым требуются подгузники и впитывающие пеленки или средства при нарушении функций выделения. В феврале отделением Соцфонда по Республике Карелия был заключен контракт на доставку ежедневных средств ухода. Доставка осуществлялась поставщиком в течение марта.
— Куда жители могут обращаться, если у них возникают вопросы по доставке этих средств?
— К нам поступало много звонков от граждан о сроках доставки, люди беспокоились о получении указанных средств. Поэтому с целью оперативности и быстрого реагирования на обращения граждан отделением Соцфонда был открыт телефон горячей линии, по которому инвалиды или их представители могут получить информацию об обеспечении техническими средствами реабилитации. Это телефон 79-10-38. По этому номеру можно получить ответы на вопросы по техническим средствам реабилитации в рабочие дни с 9 до 11 часов.
— За какой период предоставляются средства реабилитации, например подгузники, в натуральной форме?
— К сожалению, федеральное законодательство не позволяет обеспечивать получателей задним числом, то есть предоставить подгузники за предыдущий период, предшествующий заключению контракта, мы не можем. Однако если граждане самостоятельно приобретали средства ухода в период, предшествующий контракту, то они могут предоставить в клиентскую службу Соцфонда чеки и получить компенсацию.
— Либо инвалид может изначально не дожидаться заключения контракта и получить электронный сертификат?
— Совершенно верно. Получив электронный сертификат, инвалид может приобрести по нему нужные средства реабилитации — это касается не только подгузников, но и иных средств реабилитации.

Управляющая отделением Социального Фонда России в Карелии Юлия Ермакова. Фото: «Республика»/Максим Смирнов
— Что представляет собой электронный сертификат и как его получить?
— Электронный сертификат представляет собой электронную запись в реестре, которая привязана к номеру карты «Мир», выпущенной любым банком страны. Непосредственно денежные средства на карту не перечисляются — они резервируются в Федеральном казначействе до совершения покупки. Сертификат оформляется в течение 5 рабочих дней с момента подачи заявления. Использовать его можно сразу после оформления. А значит, нет необходимости ждать пока Социальный фонд России закупит необходимые изделия. Чтобы получить технические средства реабилитации – либо в натуральной форме, либо в виде электронного сертификата, либо путем компенсации — нужно подать заявление, обратившись в клиентскую службу Соцфонда либо в МФЦ. Для жителей удаленных деревень, которым проблематично добираться до райцентра, есть возможность подать заявление на портале госуслуг. Сейчас мы собираем информацию о получателях средств реабилитации, которые проживают в удаленных населенных пунктах, которым положены средства реабилитации. Сотрудники профильного отдела будут выезжать в районы, проводить встречи с инвалидами и их представителями, с общественными организациями и соцслужбами для того чтобы выяснить, с какими сложностями могут столкнуться наши получатели услуги и как помочь им их преодолеть. На месте можем показать, как оформить электронный сертификат и рассказать, как им воспользоваться. Первый такой выезд уже состоялся на прошлой неделе в Лоухский район.
— Как определяется сумма, на которую рассчитан номинал электронного сертификата?
— Стоимость сертификата соответствует цене последнего исполненного в Республике Карелия государственного контракта, заключенного на конкретный вид изделия. Заранее узнать примерную цену на конкретное изделие поможет электронный каталог технических средств реабилитации на сайте Социального фонда. Нам часто задают вопрос, что делать, если выбранное средство реабилитации стоит больше суммы электронного сертификата. Например, если человеку выдали сертификат на 1000 рублей на покупку трости, а подходящая ему трость стоит 1200 рублей, то он может доплатить 200 рублей из собственных средств. А вот обратная ситуация невозможна. Если человек приобрел товар по цене меньшей, чем максимальная цена единицы средства реабилитации в электронном сертификате, разница не возвращается. Пример — вы заплатили за трость 700 рублей, но 300 рублей получить наличными нельзя. Точно так же нельзя получить наличными или на банковскую карту сумму электронного сертификата для покупки ТСР или другого изделия.
— С помощью сертификата человек с инвалидностью может купить любое средство реабилитации?
— Покупаемое изделие должно соответствовать тому, что рекомендовано человеку в его индивидуальной программе реабилитации, а также присутствовать в специальном перечне, который утверждается Минтрудом. С этим перечнем также можно ознакомиться на официальном сайте Социального фонда России.
— А где можно приобрести средства реабилитации по электронному сертификату, причем не только в Петрозаводске, но и в районах?
— В районах Карелии может не быть магазинов, в которых представлена необходимая продукция, но есть интернет-магазины, которые тоже работают с электронными сертификатами. Чтобы сделать заказ, не нужно выезжать из своего населенного пункта.
— Сколько сертификатов уже оформлено жителям республики?
— С начала реализации электронного сертификата жителям Карелии оформлено около 1200 сертификатов. С каждым месяцем их количество растет, что говорит о востребованности этого современного платежного сервиса среди граждан с инвалидностью. Электронный сертификат позволяет человеку самостоятельно делать выбор: выбор технического средства реабилитации, которое в наибольшей степени удовлетворяет его по качеству; выбор того магазина, где нравится сервис и обслуживание. И этот выбор обусловлен не только предпочтением марки и дизайна изделия, но и индивидуальной донастройкой изделия под конкретного человека. Поэтому мы наблюдаем спрос этого платежного инструмента на отдельные позиции, это, прежде всего, касается кресел-колясок, кресло-стульев и ортопедической обуви, где важен индивидуальный подбор. Также востребованы по электронному сертификату калоприемники, подгузники, абсорбирующее белье, трости, ходунки.
— Есть еще третий способ получения ТСР — путем получения компенсации. Как воспользоваться этой возможностью?
— Гражданин может самостоятельно приобрести необходимые ему средства реабилитации, а затем направить в Социальный фонд заявление и чеки. Это можно сделать также через портал госуслуг, прикрепив сканы документов.
— Компенсируются ли при этом все расходы или есть какой-то порог?
— Компенсируется стоимость приобретенных изделий исходя из их стоимости по последнему заключенному контракту. Это требование законодательства.