Шокированные и замороженные: как карельские спасатели готовятся к горнолыжному сезону

Что делать, если вы с лыжами застряли над снежной бездной? Ждать спасателей. Как они будут доставать спортсменов с застрявшего подъемника, «Республика» выяснила по время учений сотрудников КРПСС в Ялгоре.

Застрять над лыжным склоном на подъемнике в морозный день – одна из фобий любителей горных лыж. Особенность подобных происшествий заключается в том, что оказавшийся в беде человек заблокирован на большой высоте и самостоятельно выбраться не может. В то же время период относительно комфортного нахождения в «подвешенном состоянии» зависит от того, насколько низкой является температура воздуха.

К самым экстремальным случаям готовятся сотрудники Карельской республиканской поисково-спасательной службы. Во вторник, 25 октября, они провели учения на территории горнолыжного центра «Ялгора». Спасатели оттачивали навыки эвакуации потерпевших с высоты на заблокированной канатной дороге.

Закрепить, убедить, спустить

Учения были приурочены к скорому началу активного зимнего сезона. Согласно легенде, спасателям предстояло вернуть на землю лыжников, которые застряли на большой высоте из-за остановки подъемника. Изначально спасатели отработали порядок действий на низкой опоре у основания склона, а затем перешли к наиболее сложному этапу, который предполагал работу на 15-метровой высоте.

Операции на большой высоте сопряжены с риском и дискомфортом даже в рамках учений. При этом в боевых условиях спасателям предстоит работать с потерпевшими, находящимися в остром стрессе. Заблокированный на высоте лыжник к моменту появления представителя оперативных служб может находиться в шоковом состоянии, вызванном страхом высоты и холодом.

«Отдыхающие, мягко говоря, не готовы к такой ситуации. Находятся в шоковом состоянии. Замороженные. Уже не первый час ждут помощи, поддержки. Дети, женщины, грузные мужчины «под пивом», например. Ну вот в этом вся специфика», – рассказал заместитель начальника Петрозаводского поисково-спасательного отряда, спасатель первого класса Алексей Дмитренок.

Заместитель начальника Петрозаводского поисково-спасательного отряда, спасатель первого класса Алексей Дмитренок. Фото: "Республика" / Кирилл Оськин

Заместитель начальника Петрозаводского поисково-спасательного отряда, спасатель первого класса Алексей Дмитренок. Фото: «Республика» / Кирилл Оськин

Напуганного человека необходимо не только закрепить спасательными веревками, но и убедить выбираться вместе с сотрудником оперативной службы. Когда это удается, сотрудники КРПСС спускают пострадавшего вниз и транспортируют его по склону к карете скорой помощи. Это отдельный элемент учений, поскольку тащить тело человека, который, согласно легенде, может быть без сознания, предстоит по крутому горному склону.

«Делаем всё спокойно. Без истерик»

Задача сотрудника поисковой службы – добраться до потерпевшего, обеспечив себя страховкой, затем на удерживающем устройстве спустить его на землю. Внизу «пострадавшего» ждут другие группы оперативных службы.

В реальных условиях ЧП на канатной дороге предполагается, что пострадавший уже испытал на себе сильный холод и поэтому потерял подвижность.

«У него ничего не шевелится из-за того, что уже переохлаждение. Ноги затекли в первую очередь. И он себя совершенно неуютно чувствует», – пояснил Алексей Дмитренок.

Как сообщают спасатели, процесс переохлаждения организма значительно  ускоряется при одновременном воздействии влаги, холода и ветра – примерно в подобных условиях оказывается человек, застрявший на подъемнике. Сперва замерзающий человек становится слабым и сонным, его речь замедляется, он ощущает жажду и озноб. Затем его движения становятся все более  скованными, слабеет пульс, а дыхание и удары сердца становятся более редкими. При тяжелой стадии переохлаждения могут возникнуть судороги, окоченение и в дальнейшем смерть.

Переохлаждение — состояние организма, при котором температура внутренних органов опускается ниже +35 С.

«Классический совет – не нервничать. Ждать помощи. Помощь придет. Вот всё», — сказал спасатель первого класса Алексей Дмитренок.

 

По словам спасателя, при проведении работ, сопровождающихся высокими рисками, всегда требуется страховка товарищей и здоровое чувство самосохранения.

«В первую очередь спасатель бережет себя… Мертвый спасатель еще пока никого не спас. Раненый спасатель – это обуза товарища. Бегущий спасатель – это причина паники. Поэтому делаем всё спокойно, без эксцессов, без каких-то истерик. Команды отдаются пострадавшим уверенным голосом. Главное, чтобы не было у самого страха в глазах», – сказал Алексей Дмитренок и признался, что победа над страхом высоты нелегко дается даже некоторым спасателям.

 «Мозг» подъемника

В горнолыжном центре «Ялгора» происшествий с людьми, заблокированными на высоте склона, ни разу не было. Об этом сообщил главный инженер центра Сергей Скобелев. Он  показал механизм, который отвечает за движение канатной дороги. Это своеобразный «мозг» всего подъемника, который находится внизу склона. По словам инженера, система обеспечивает безопасность движения клиентов.

Главный инженер горнолыжного центра "Ялгора" Сергей Скобелев. Фото: "Республика" / Кирилл Оськин

Главный инженер горнолыжного центра «Ялгора» Сергей Скобелев. Фото: «Республика» / Кирилл Оськин

В частности, если объект будет обесточен и подъемник «встанет», сотрудники центра смогут использовать ресурс местного дизеля и вернуть людей на землю. Также механизм снабжен системой датчиков, которые могут сигнализировать о проблемах на разных этапах работы подъемной системы. В частности, речь идет о датчиках положения каната – автоматика следит за тем, чтобы трос находился на роликах.

 

«Если что-то неправильно человек сделал, неправильно подготовил дорогу к запуску, она не поедет. Она об этом «предупредит»», – сказал Сергей Скобелев.

По словам главного инженера горнолыжного центра, в критической ситуации на спасательную операцию отводится полтора часа. За это время всех посетителей, застрявших на высоте, спасатели должны вернуть на землю.