Школьники Карелии больше переживают из-за учебы, чем их финские сверстники

В Петрозаводском университете подвели итоги работы международного проекта, направленного на улучшение социального благополучия подростков.

В Петрозаводском университете подвели итоги работы международного проекта, направленного на улучшение социального благополучия подростков.

В Петрозаводске подходит к концу реализация международного проекта «Prevent — «Разработка трансграничных технологий профилактики социальной отчужденности детей и подростков».  Сегодня в ПетрГУ прошли финальные общественные слушания на тему социальной эксклюзии среди школьников. Пути решения проблем детских коллективов пытались найти специалисты Петрозаводского университета, Университета Оулу, а также представители восьми школ Финляндии и Карелии. Со стороны нашей республики в исследовании принимали участие школа № 44 в поселке Чална, школа № 1 поселка Шуя, петрозаводская школа № 20, где учатся в том числе дети с ограниченными возможностями, и лицей № 1.

Проблема отчужденности ребенка в коллективе, по словам координатора проекта Владимира Морозова, на Западе  решается уже давно. В России вопрос подростковой и детской эксклюзии тоже становится важной частью работы учителей, социальных педагогов, сотрудников образовательных учреждений. По мнению специалистов, неудачный школьный опыт взаимодействия с одноклассниками может сильно отразиться на последующей жизни человека. Так, жертвы эксклюзии чаще отказываются от поисков работы и живут на государственное пособие.

В течение двух лет под наблюдением специалистов из Института психологии и педагогики Петрозаводского университета находились восемь классов общеобразовательных школ. На момент первого психологического среза это были ученики третьего и седьмого годов обучения. Школьники проходили психологический тест, в котором учитывались разные стороны жизни современного подростка: успехи в учебе, самооценка, успех среди сверстников, вопросы самочувствия, связанные с питанием, режимом дня и так далее. На вопросы тестов отвечали не только  сами учащиеся, но и их родители, педагоги, а также психологи и специалисты дополнительного образования. Мам и пап опрашивали на предмет успехов их детей, а педагогов — по поводу условий обучения.

— Наши финские коллеги считают, что мало одного желания педагога помочь ребенку, — пояснила один из организаторов проекта Галина Улвинен. — Необходимы еще и ресурсы школы, которые были бы сосредоточены на создании комфортной среды.

Итоги анонимного анкетирования показали, что картина в карельских школах в целом спокойная, примерно такая же, как в соседней Финляндии. Жертв эксклюзии оказалась немного, им была оказана профессиональная помощь. Больше всего проблем оказалось в категории «учебная деятельность». Российские дети чаще не успевают за учителем, рассеяны на уроках, испытывают трудности с домашним заданием. Полученные данные отличаются от предварительных результатов финских коллег. Подростки из Суоми обычно страдают от недопонимания со стороны сверстников или низкой самооценки.

После анализа первых результатов анкетирования участники проекта начали разработку индивидуальных программ, нацеленных на преодоление социальной эксклюзии среди школьников. Педагоги карельских школ проводили турслеты, организовывали кружки — иными словами, пытались сблизить детей.

— Каждая из школ брала разные аспекты жизни подростка. Кто-то работал над взаимодействием с семьей, кто-то занимался досугом ребенка после школы. Мы пока не можем назвать результатов последнего среза, потому что нужно обсудить их с финскими партнерами. Главной задачей мы ставили себе создать комфортные условия для ребенка в школе. Если он не может пока проявить себя в учебе, значит, помощь придет со стороны взаимоотношений с одноклассниками, друзьями. Должна быть положительная деятельность. Российским педагогам намного труднее, чем их финским коллегам. Там есть мощная поддержка со стороны правительства. За учителем стоят специалист по работе с молодежью, психолог, ментор, консультант. При этом есть очень тесное взаимодействие с семьей. А наши учителя получаются более квалифицированными, потому что им приходится одним брать на себя все эти обязанности, — рассказала Галина Улвинен.

На данный момент проект Prevent находится на завершающей стадии: готовится создание Toolbook — пособия, в котором будут опубликованы результаты работы финских и российских специалистов, приведены примеры социальной поддержки детей. В планах организаторов — выпустить пособие в электронном и печатном видах.  По словам Владимира Морозова, 500 экземпляров будут разосланы во все регионы России.