Ученые Карелии нашли стимулятор роста зерновых культур на бедных почвах

Исследование было поддержано грантом Российского научного фонда.

Ученые Карелии создали и изучили стимулятор роста зерновых культур на бедных почвах. Фото: КНЦ РАН

Предпосевная обработка семян зерновых злаков раствором салициловой кислоты повышает их устойчивость к недостатку цинка и меди и способствует увеличению урожая зерна. Влияние такого стимулятора на рост и продуктивность злаков изучили физиологи растений Карельского научного центра РАН.

Исследование было поддержано грантом Российского научного фонда.

В лабораторных и полевых экспериментах ученые проверяли эффективность использования двух способов обработки яровых злаков салициловой кислотой на устойчивость растений к дефициту цинка и меди, а также на урожай зерна в этих условиях. Оказалось, что предпосевная обработка семян салициловой кислотой и опрыскивание растений положительно влияют на физиологические процессы у злаков — это повышает урожайность. Однако более ярко выраженный эффект наблюдался после обработки семян.

«Мы обнаружили, что обработка семян салициловой кислотой в дальнейшем в условиях дефицита цинка и меди способствует увеличению количества антиоксидантов в клетках растений, усилению фотосинтеза, повышению накопления надземной биомассы. Помимо этого, у злаков после обработки семян салициловой кислотой возрастают размеры колоса и количество семян в колосе», — рассказала Наталья Казнина, руководитель исследования, ведущий научный сотрудник лаборатории экологической физиологии растений Института биологии КарНЦ РАН.

Ведущий научный сотрудник лаборатории экологической физиологии растений Института биологии КарНЦ РАН Наталья Казнина. Фото: КНЦ РАН

В ходе исследований выяснилось также, что у растений, семена которых были обработаны этим регулятором роста, отмечалось более высокое содержание цинка и меди в зерне, чем у растений без обработки. По предположению исследователей, такой эффект может быть связан с воздействием салициловой кислоты на активность так называемых трансмембранных белков (переносчиков ионов металлов в клетках). Однако этот механизм еще предстоит изучить.

«Учитывая доступность и невысокую цену салициловой кислоты, мы можем рекомендовать аграриям использовать ее в качестве эффективного, экономически выгодного и безопасного реагента для повышения урожайности  злаков на почвах с низким содержанием цинка и меди как альтернативу внесению большого количества минеральных удобрений» — подытожила Наталья Казнина.