В университете с 2018 года создан и действует Проектный иннополис, включающий в себя Молодежный иннопарк ПетрГУ (зона проектной деятельности молодежи), Студенческий бизнес-инкубатор ПетрГУ и пространство коллективной работы «Точка кипения – Петрозаводск» (площадка реализации региональных проектов). Основной формат работы Проектного иннополиса – развитие проектного мышления, в том числе и в учебном процессе на основе проектно-ориентированных методов.
— Совсем недавно преподаватели университета в «Точке кипения» защищали свои рабочие программы, в которых показали, как учить студентов проектному мышлению. Для чего это нужно?
— Вы знаете, с того момента как ПетрГУ стал опорным вузом республики, мы поняли, что должны более тесно сотрудничать именно с регионом, студенты должны глубже знать социальные, экономические и другие вопросы в Карелии. В связи с этим трансформируется подход к работе университета с регионом. И коснулось это двух направлений: инфраструктуры – в университете стали появляться площадки притяжения (например, Молодежный иннопарк, «Точка кипения»), а второе – это ресурсное: методическое сопровождение проектов, привлечение финансирования. И уже в этой новой системе без умения мыслить и развивать свои идеи в проектах просто невозможно. В практике европейских вузов это уже давно развито и используется. В процессе такой работы, начиная с 1 курса, рождаются хорошие проекты в разных сферах.
— Для того чтобы в университете появились проекты, вы начали обучение с преподавателей?
— Да, именно так. Сейчас обучение в рамках повышения квалификации прошел 21 преподаватель ПетрГУ. Это своеобразный пилотный проект. В рамках программы педагоги прошли своеобразный «тренинг для тренеров», где обучение происходило на основе проектно-ориентированного подхода. Их задача была в рамках своего учебного курса предложить возможности для студентов создавать коллективные и индивидуальные проекты. А это значит – увидеть и найти проблемное поле, а затем пути решения этих проблем через проект. На самом деле, университет и преподаватели уже давно участвуют в различных российских и международных проектах, у нас есть этот опыт, но необходимо теперь научить этому студентов. Такой курс – это определенная встряска. После завершения нашего тренинга мы продолжаем помогать нашим коллегам, поддерживаем их в технических вопросах. Дважды в год мы будем проводить конкурс проектов – выбирать лучшие среди студенческих работ. А новые образовательные программы проектного мышления начнут реализовывать уже в 2018-2019 учебном году. И теперь уже обученные преподаватели запустят курсы развития проектов.
— У студентов появится возможность поработать в проекте с коллегами с других факультетов?
— Мы хотим расширить по максимуму возможности проектного мышления, как бы дожать то, что было начато, довести до финала, увидеть реальный результат. Хотим, чтобы студенты работали не только в рамках своего факультета, конечно, будут задействованы и межфакультативные группы.
— Почему проектное мышление? Это ближе современным студентам? Они уже не могут учиться по старой схеме?
— Нет, студенты очень поменялись. На мой взгляд, они стали более открытые и коммуникабельные. И как раз проектное мышление – это им по духу, по стилю жизни. Воспринимают они такие идеи очень хорошо и с большим интересом. И начинать нужно именно на первом курсе, тогда на старших курсах уже не будет трудностей с постановкой целей и выявлением проблематики, а будут уже реализованные хорошие работы.
— А проектная деятельность возможна для любой дисциплины, в том числе и для гуманитариев?
— Это уникальность проектного мышления – для любого курса и дисциплины. Главное, определиться с проблематикой, сформулировать цели и задачи и найти инструменты для реализации.
— Сейчас в уже в начальной школе активно дети занимаются исследовательской деятельностью. Это определенная подготовка к проектам?
— Да, конечно, потому что проект вполне может быть исследованием. Преподавателям мы должны были показать возможности проектного мышления, структуру и шаблон создания проекта. Например, экология. Педагог, который создавал проект в рамках этой дисциплины, взял за основу стендовое мышление. Что это значит? Студенты, определив проблематику проекта реализуют ее с помощью рисунков-иллюстраций, которые могут быть установлены на стендах, в том числе и в окнах «Точка кипения». Или другой вариант – история родного края. Для этого в университете созданы и активно работают летние школы.
— Расскажите, что это за летние школы?
— Летняя школа – это возможность для студентов провести исследование какого-то объекта. Каждая школа – это определенная программа, определенная точка. Начинали мы в 2011 году силами студенческого бизнес-инкубатора с проведения одной школы. В этом году летних школ уже 8, и свободных мест в них не бывает. Набираем мы студентов на конкурсной основе, есть такие, которые готовы посетить все работающие школы за лето. Молодежь очень активная, заинтересованная. Летняя школа – это возможность задействовать студентов в различных работах: тур на рафтах, помощь в организации фестиваля «Уснувших деревень». Мы выезжаем в разные районы, на исторические объекты. С помощью таких летних школ студенты реализуют свои проекты. Например, в Калевальском районе у нас была историческая школа. Студенты изучают какой-то объект, работают как волонтеры, расчищают территорию, красят памятники и при этом изучают историю, документы, узнают новые памятные места, о которых и не знали, живя в Карелии. Самая большая летняя школа проходит в озере Шотозеро, там у университета есть своя база, на которой одновременно могут работать по различным направлениям 60-70 студентов.