Россияне рассказали, в чем главная опасность фейковой информации

20% опрошенных убеждены, что люди не умеют отличать фейки от правды.

Стало известно, насколько россияне доверяют различным информационным ресурсам. АНО «Диалог» и Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) опубликовали результаты совестного исследования, в котором выяснили, часто ли наши граждане стакиваются с фейками и каким источникам доверяют.

Что такое фейковая информация, знают 97% пользователей интернета, пишут «Ведомости». При этом основным источником фейков 74% опрошенных назвали онлайн-СМИ. Чуть больше доверия вызывают телевидение и традиционная пресса, но и их подозревают в распространении ложной информации 64% респондентов. Социальные сети назвали причиной фейков 38%. А вот друзей, родственников и знакомых в качестве недостоверных источников не рассматривает почти никто – 5%.

Большинство опрошенных – 63% – уверены, что распространение фейков в соцсетях представляет серьезную опасность. Она заключается в том, что ложная информация дезориентируют граждан – в этом уверены 28%, и, как считают еще 11%, вызывает панику. Пятая часть опрошенных убеждена, что потребители информации не умеют отличать фейки от правды.

«Одно из направлений нашей работы – борьба с фейками и недостоверной информацией, – говорит заместитель руководителя ЦУР Карелии Рустам Раджабов.  – АНО «Диалог» выступает связующим звеном между тем, кто доносит информацию, и тем, кто знает ее реальную суть и составляющую. И если мы видим информацию, которая, на наш взгляд, не является правдивой, мы через себя делаем запросы в соответствующие органы власти, чтобы выяснить, насколько она достоверна. Это очень важный момент, особенно сейчас, в коронавирусное время, когда появляется информация, которая вводит людей в заблуждение и может быть опасна. И с ней надо бороться не только запретами, но и при помощи профессиональных комментариев и разъяснений, то есть предоставляя людям вместо фейков точку зрения специалистов».

Кстати, весной 2020 года опасными фейки в соцсетях считали 80% опрошенных.  Таким образом, можно предположить, что число людей, способных критически относиться к информации, увеличилось.

По данным опроса, чаще всего люди сталкиваются с фейками, связанными с политикой и шоу-бизнесом, реже — со здравоохранением, экономикой и финансами.