Пятьдесят оттенков серого

По словам художника Владимира Зорина, художники Севера способны различать больше оттенков серого цвета, чем мастера из других мест. Возможно, подтверждением этой идеи для зрителей станет новая выставка «Жемчужное ожерелье Севера» в Городском выставочном зале.

На выставке «Жемчужное ожерелье Севера». Фото: «Республика»/Михаил Никитин

Экспозиция, участниками которой стали 17 художников из Карелии и других регионов страны, предполагает не только собрание разных взглядов на заданную тему, но и какое-то общее, объединяющее начало. Темой выставки «Жемчужное ожерелье Севера» стала природа Карелии, большая часть выставленных работ – пейзажи. Объединяющее начало – отсутствие всякой полемики, острой социальности, вневременность.
Основная география работ – Кижи, Валаам, Соловки. Кажется, что здесь уже сложно найти тему для собственного высказывания, но и задача у художников была иная – попытаться поймать настроение момента, выразить свои переживания красоты места.

Работы из кижской серии Елены Леонтьевой. Фото: «Республика»/Михаил Никитин

«Выставка собрала самые лучшие места Карелии. Места, которые дороги всем нам, настоящие жемчужины Севера. Они и стали главной темой этого проекта. Можно эту выставку назвать проектом, поскольку здесь собран результат почти десятилетних поездок, пленэров, по Карелии от юга до севера. Сначала у нас были сомнения: сколько можно изображать Кижи, Валаам и Соловки? Но, во-первых, не все там были. А, во-вторых, интересно посмотреть на эти места через взгляд художников. Здесь представлены работы 17 авторов, у каждого из которых – разный взгляд и разный подход. Такая тоже жемчужная нить получилась, собранная из мотивов, трактовок и взглядов», — сказала на вернисаже Мария Юфа, заведующая Городским выставочным залом.

Групповой портрет участников выставки. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин

По словам Марии Юфа, важными для местных зрителей могут стать работы художников, которые не живут в Карелии. Среди «приезжих» авторов — Андрей Корольчук (Санкт-Петербург), Елена Обвинцева (Великий Новгород), Екатерина Ушанова, Павел Зеленецкий (Москва), Жанна Цинман (Тула). Карельскую часть мастеров на выставке представляют Елена Леонтьева, Валентин Чекмасов, Владимир Лобанов, Георгий Иванов, Наталья Кошелева, Владимир Копнин, Ирина Перегородина, Нелли Григорьева, Юлия Коросова, Анна Грязнова, Маргарита Пермякова, Владимир Баландин.

Из соловецкой серии Маргариты Пермяковой. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин

Главным организатором выставки «Жемчужное ожерелье Севера» выступила Елена Леонтьева, художник из Олонца. Мария Юфа назвала ее «маленьким, но очень смелым человеком».

«Идея сделать общую выставку пришла нам в голову прошлым летом, когда мы приехали на пленэр на Соловки. Это замечательное место, необычное, оно вызывает много противоречивых впечатлений. Нам захотелось поделиться этими впечатлениями. Мы составили список художников, которые могли бы быть участниками проекта, разделили обязанности и совместными усилиями собрали экспозицию», — рассказала Елена Леонтьева.

Мария Юфа, Нелли Григорьева и Елена Леонтьева. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин

Куратором выставки выступила художник из Петрозаводска Нелли Григорьева. Она согласилась с тем, что художники в Карелии рисуют примерно в одних и тех же местах, но для нее они – не популярные туристические локации, а духовные центры.
В аннотации к выставке она ссылается, в частности, на художника Михаила Нестерова, который говорил: «Не бойтесь Соловков, там Христос близко…». После посещения Соловков, Нестеров создал целый цикл живописных полотен на религиозную тему.

«Я – чайка! Нет, не то». Фото: «Республика»/Михаил Никитин

«Реализм людям понятен. Может, эти работы не всегда производят мгновенный эффект, но они многословные, разговаривающие со зрителем. Что был бы художник без зрителей? Одинокий, скучный, странный человек. А тут есть возможность услышать отклик, добрые слова. Зритель иногда видит то, что не видит художник. И этот диалог через произведение очень ценен», — сказала на открытии выставки Нелли Григорьева.

Павел Зеленецкий. Река времени. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин

Участник выставки, художник Георгий Иванов оказался как раз тем человеком, который не ездит на Соловки. «Для меня это слишком тяжело – не могу эту Голгофу через себя пропустить», — сказал он открытии.

Еще, по словам художника, в искусстве нет ограничений. Даже если сто художников напишут Кижи, у следующих все равно будет возможность сказать об этом месте свое слово.

Работа Анны Грязновой. Фото: «Республика»/Михаил Никитин

— Все зависит от тебя и твоих эмоций. Я считаю, что и Кивач, и Валаам – аккумуляторы творческой энергии. Тебя там что-то приподнимает, дает энергию. Не обязательно писать на Кижах Преображенскую церковь и погост, там можно написать баньку, и это будет настоящая северная банька, храм чистоты. Ты пишешь не просто мостик, но такой мостик, что самому хочется нырнуть с него в воду. И если ты можешь передать хоть толику своих ощущений в работе, это удача для тебя как для художника, — рассказал Георгий Иванов.

Чтобы стало понятнее, что он имеет в виду, можно разыскать на выставке небольшую его работу под названием «Непогода».

Георгий Иванов. Непогода. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин

— Я считаю, это лучшая моя работа из всех выставленных. Это то, что внутри у меня. Все, что собиралось по крупицам, выразилось в этой работе. Другим может показаться, что чего-то не хватает. На самом деле, если углубляться, — здесь самый высший пилотаж, и мне хотелось бы и в других работах это делать, — поясняет художник.

Для художника Валентина Чекмасова каждый выезд на пленэр – расслабление. Он говорит, что свободы в пейзаже больше, чем в портрете, которым он занимается большую часть времени.

Валентин Чекмасов. Валаам. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин

Практически все участники выставки – члены Союза художников. Председатель правления карельского СХ Владимир Зорин охарактеризовал экспозицию как групповой документ людей, близких по духу.

Работа Владимира Копнина. Фото: «Республика»/Михаил Никитин

— Это их свидетельство, что природа Карелии прекрасна. Прохожий, постой, посмотри, как красиво. Красоту можно увидеть даже в оттенках серого карельского цвета. Люди в Карелии, мне кажется, различают больше всех других эти оттенки серого цвета, — предполагает Владимир Зорин.

Авторы «Жемчужного ожерелья Севера» работали в разных техниках.

— Здесь есть и живопись маслом, и живопись темперой, и карандашный рисунок, редкий гость на выставках сегодня. И пастельные рисунки, и смешанные техники, — и все это о нашей Карелии. Выставка, действительно, вдохновлена любовью к странствиям, духом путешествий и любовью к северу, — сказала Мария Юфа в завершение презентации выставки.

Составить свое мнение о работах художников можно будет до 26 августа.