Сорок лет назад, в июле 1961 года, Петрозаводская пристань получила статус порта. А в 1964 с введением в эксплуатацию Волго-Балтийского водного пути Петрозаводск стал портом пяти морей.
С самого основания Петровской слободы с городом была единственная связь — водная, по системе Онежского озера, Свири, Ладожского озера и Невы.
— Первый порт с заводской пристанью и причалами в Петровской слободе появился в 1704 году. В строящийся Петербург нужно было отправлять артиллерийские стволы и грузы. Регулярных пассажирских перевозок не было, — рассказывает историк, журналист и преподаватель ПетрГУ Николай Кутьков.
По его словам, первым пароходчиком в России был инженер Чарльз Берд, который приехал в Россию вместе с Карлом Гаскойном в 1786 году для усовершенствования Александровского пушечно-литейного завода.
— Потом Берд выгодно женился и уехал в Петербург, где вскоре стал владельцем меделитейного завода. В архиве я видел записку Чарьза Берда с предложением правительству использовать в литейном производстве паровые машины. Именно Берд поставил потом паровую машину на доску, снабдил устройство колесами и, по сути, построил первый пароход в стране. Он запатентовал изобретение и получил привилегию на устройство пароходного сообщения в Российской империи.
13 июля 1864 года, 150 лет назад, было открыто регулярное почтовое сообщение между Петрозаводском и Санкт-Петербургом. С этого момента губернский город стал получать «казенную и частную корреспонденцию» посредством самого удобного в то время водного пути. Начало регулярному сообщению положил рейс парохода с одноименным названием — «Петрозаводск».
— Первые торговые пароходы появились на Онежском озере в 1860 году. Наряду с грузовыми купеческими, которые доставляли и забирали груз для торговых нужд города, на линии выходят пассажирские судна, соединяющие рейсами Петрозаводск со столицей, Повенцом и Вознесеньем. За полвека, вплоть до установления советской власти, воды озера бороздили более 30 судов, принадлежавших различным пароходствам: «Царь», «Царица», «Нева». Названия пароходов отражали и местный колорит: «Кивач», «Свирь», «Вознесенье». Пассажирское сообщение между Санкт-Петербургом и Петрозаводском предоставляло неспешный по нынешним меркам, но комфортабельный способ путешествия. Пароходы отправлялись с пристани у Воскресенской набережной в Санкт-Петербурге 3-4 раза в неделю, и спустя двое суток достигали Петрозаводска. В распоряжении пассажиров были каюты 1-го и 2-го классов, уютные, с хорошей отделкой. Публика 3-го класса располагалась на палубе под открытым небом, — рассказывает Екатерина Логвиненко, научный сотрудник Национального музея.
Современные пароходы, красивые и прекрасно оснащенные, появились в Петрозаводске в 1906 году. Они назывались «Апостол Петр» и «Апостол Павел».
— Наши купцы — пайщики Онежского пароходного общества во главе с председателем Лысановым в Англии заказали два грузоподъемных парохода. Приобретение стоило 150 тысяч рублей. Пароходы работали на линии Санкт-Петербург-Петрозаводск на Онежском озере, реке Свирь, Ладожском озере и реке Неве. Суда располагали прогулочными палубами, залами, каютами 1 и 2 классов, — рассказывает Николай Кутьков.
Связь озера с городом стала менее тесной после того, как была построена железная дорога. Но значение водного пути в Петрозаводске сохраняется и сейчас. А теперь, когда в карельской столице возобновил работу Онежский судостроительный завод, для «порта пяти морей» открываются новые перспективы развития.