Помощь по адресу

Как повысятся пособия для семей с детьми и выплаты для людей, работающих на селе, что такое социальный контракт и на какие цели можно потратить его средства – об изменениях в системе соцподдержки «Республика» поговорила с замминистра социальной защиты Карелии Алексеем Детковым.

На состоявшейся 20 июня прямой линии Владимира Путина очень много вопросов, которые поступили от жителей страны главе государства, касались социальной сферы. Президент заявил о важных изменениях – например, уже в следующем году будет значительно (в 200 раз!) повышено пособие для семей с детьми в возрасте от полутора до трех лет. При этом Путин подчеркнул необходимость адресности такой помощи, чтобы ее получали действительно нуждающиеся в поддержке государства граждане.

По словам заместителя министра социальной защиты Карелии Алексея Деткова, принцип адресности уже не первый год применятся и в нашей республике, и в стране в целом. И все изменения законодательства, как уже состоявшиеся, так и те, что планируются, направлены на то, чтобы сделать систему социальной помощи как можно более действенной и справедливой.

Алексей Детков. Фото: "Республика"/Любовь Козлова

Алексей Детков. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

— Сегодня существуют два подхода к предоставлению мер социальной поддержки. Первый – соцподдержка оказывается определенным категориям граждан (ветеранам труда, инвалидам, ветеранам боевых действий, семьям с детьми до 18 лет и т. д.) независимо от уровня доходов конкретного получателя социальной помощи. Этот категориальный подход действует и сохраняется.

Но одновременно уже около десяти лет всё более активно применяется и другой подход: это предоставление мер социальной поддержки с учетом критериев адресности и нуждаемости. Один из самых ярких примеров – это социальный контракт. Карелия стала применять его еще в 2011 году, мы были своего рода пионерами среди регионов России в этой работе.

Что такое социальный контракт? Это договор, в рамках которого государство обязуется предоставить ту или иную поддержку нуждающемуся гражданину или семье. В свою очередь получатели соцподдержки также принимают на себя ряд обязательств. Цель – помочь малоимущим гражданам найти выход из сложного материального положения и сделать так, чтобы впоследствии такие люди смогли повысить свои доходы, обеспечивать себя самостоятельно.

Так, средства социального контракта предоставляются на оплату за присмотр и уход за ребенком в дошкольном образовательном учреждении. Также средства можно использовать, например, для помощи гражданину в трудоустройстве. Как это действует? Скажем, человек живет в поселке, где по его специальности работы для него нет. Но есть возможность трудоустроиться в ином, соседнем, населенном пункте. Если у человека нет автомобиля, то использование общественного транспорта «съест» значительную часть заработка. И государство в рамках социального контракта помогает такому гражданину оплачивать проезд к месту работы, чтобы он смог стать на ноги, начать зарабатывать, получать стабильный доход.

Еще одно очень востребованное направление социального контракта – это помощь для развития личного подсобного хозяйства.

Сейчас суммы, которые можно получить для создания своего личного подсобного хозяйства, значительно увеличились. Это так?

— Да, действительно. Ранее в рамках социального контракта по этому направлению гражданин мог получить единовременную безвозмездную выплату в сумме 75 тысяч рублей. Ее можно было направить, в частности, на приобретение поросенка или домашней птицы. Затем уже в 2019 году сумма была увеличена до 80 тысяч рублей.

Но на покупку крупного рогатого скота таких денег уже не хватит. Поэтому по инициативе главы Карелии для малообеспеченных многодетных семей теперь предусмотрена помощь в размере до 200 тысяч рублей. На эти средства семья может приобрести корову айрширской породы. Корова для многодетной сельской семьи – это большое подспорье, свое молоко и молочные продукты, возможность продать их излишки.

Глава семьи Иевлевых рядом с коровой, полученной в рамках социального контракта. Фото: Минсоцзащиты Карелии

Глава семьи Иевлевых рядом с коровой, полученной в рамках социального контракта. Фото: Минсоцзащиты Карелии

Эта новая мера поддержки появилась осенью прошлого года, и до конца 2018-го ею уже воспользовались пять семей из разных районов Карелии. Сейчас мы эту схему уже апробировали, видим, что количество семей, заинтересованных в заключении такого социального контракта, растет, и продолжаем эту работу.

В то же время, как вы знаете, глава Карелии Артур Олегович Парфенчиков активно напрямую общается с жителями республики в социальных сетях. И руководителю региона стали поступать просьбы о том, чтобы дать возможность в рамках социального контракта приобретать также коз молочных пород. Было дано соответствующее поручение, и начиная с этого года многодетные семьи могут получить до 120 тысяч рублей на приобретение коз. То есть в основе всех этих изменений – пожелания самих граждан, которые руководство республики слышит и учитывает.

Добавлю, что президентом России поставлена задача – к 2024 году в два раза снизить уровень бедности в стране. И Минтруд РФ рассматривает развитие социального контракта как одно из важных направлений для достижения этой цели, поскольку, еще раз повторюсь, цель социального контракта – дать возможность семьям повысить свой доход, чтобы в итоге вырваться из категории малоимущих.

Алексей Детков. Фото: "Республика"/Любовь Козлова

Алексей Детков. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

— Владимир Путин на днях заявил и о серьезных изменениях, которые планируются в системе детских пособий. Можете ли вы прокомментировать, о чем именно идет речь?

— Напомню, что система поддержки семей с детьми совершенствуется планомерно. Так, несколько лет назад указом президента были установлены выплаты при рождении третьего и последующих детей. В этом случае семья ежемесячно получает выплату в размере прожиточного минимума, установленного в конкретном регионе, до достижения ребенком возраста трех лет. Отмечу, что здесь работает именно адресный подход: выплаты назначаются семьям, где среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, то есть нуждающимся в поддержке.

Эта выплата, еще раз отмечу, действует уже несколько лет и положительно сказалась на демографической ситуации: рождаемость третьих и последующих детей, в том числе у нас в Карелии, увеличилась. Но в то же время стала снижаться рождаемость первых детей. Поэтому с 1 января 2018 года была установлена и аналогичная ежемесячная выплата при рождении первого и второго ребенка до достижения ими возраста 1,5 года (выплата на второго ребенка происходит за счет средств маткапитала — прим.ред.). В Карелии эта выплата в среднем составляет 12 тысяч рублей ежемесячно на одного ребенка. При этом получают ее семьи, где среднедушевой доход ниже полутора прожиточных минимумов, то есть уже более широкий круг граждан.

В ходе прямой линии глава государства также заявил о том, что, во-первых, с 2020 года группа получателей такой меры поддержки будет еще более расширена: пособия будут назначать семьям, чей среднедушевой доход составляет два прожиточных минимума.

Во-вторых, и это самое важное, пособия смогут получать семьи с детьми от полутора до трех лет. Сегодня, напомню, такие семьи получают 50 рублей в месяц — сумма, конечно, мизерная, даже с учетом районных коэффициентов, которые выплачиваются у нас в республике. Когда решение об изменениях в системе детских пособий будет принято, сумма возрастет до прожиточного минимума, то есть почти в 200 раз.

Алексей Детков. Фото: "Республика"/Любовь Козлова

Алексей Детков. Фото: «Республика»/Любовь Козлова

— Но опять же получать такие пособия будут не все семьи?

— Не все, но большинство. Да, будет применяться принцип адресности: среднедушевой доход в семье должен быть не ниже двух прожиточных минимумов. Но давайте посмотрим на конкретные цифры. В Карелии, в частности, два прожиточных минимума – это около 25 тысяч рублей. Таким образом, если мы возьмем среднестатистическую семью из трех человек, где мама находится в отпуске по уходу за ребенком и работает только папа, то для получения пособия доход (фактически зарплата отца) должен составлять не более 75 тысячи рублей. Таким образом, большинство семей попадают в категорию получателей пособия.

— Но ведь есть еще дети-сироты, есть семьи, которые попадают в экстренную, очень тяжелую ситуацию. Предусматривается ли для них возможность дополнительной помощи?

— Конечно, есть немало ситуаций, когда граждане нуждаются в особом внимании и поддержке государства. Мы стараемся предусматривать дополнительные меры поддержки в рамках возможностей регионального бюджета. Так, в этом году на срочную помощь семьям, которые оказались в сложной жизненной ситуации, но не могут воспользоваться правом на меры поддержки, предусмотренные законодательством, в региональном бюджете предусмотрено 20 млн рублей. Отделения Центра социальной работы республики уже с 17 июня готовы принимать от таких семей заявления и документы.

Разумеется, есть направления, по которым также необходимо усиливать социальную поддержку. Например, содержание детей-сирот в приемных семьях, пособия и вознаграждение приемным родителям: объем средств на эти цели, конечно, надо увеличивать. И в связи с этим сегодня мы внимательно анализируем, как в целом расходуются средства, предусмотренные в республиканском бюджете на предоставление гражданам мер социальной поддержки. В этом году это около 4,5 млрд рублей. И большая часть этих средств, почти 3 млрд рублей, расходуется именно по категориальному принципу, о котором я говорил в начале нашей беседы. То есть критерии нуждаемости и адресности не учитываются. И, не скрою, возникают ситуации, когда социальную поддержку получают граждане, которых никак нельзя отнести к малоимущим. И, наоборот, те, кто очень нуждается в помощи, не могут ее получить в том объеме, в котором она необходима.

Министерство социальной защиты Карелии. Фото: "Республика"/Любовь Козлова

Министерство социальной защиты Карелии. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

— Будет ли что-то меняться?

— Правительством республики подготовлен законопроект, который предлагает ряд мер по совершенствованию системы соцподдержки. В частности, предлагается предусмотреть новый подход при назначении выплат и льгот ветеранам труда и ветеранам труда Республики Карелия.

Поясню, что имеется в виду. Сегодня эта категория граждан получает ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) в размере 700 рублей. Она очень давно не индексировалась, и предлагается ее увеличить до 750 рублей. Кроме того, ветераны труда также получают 50-процентную льготу по оплате жилья и коммунальных услуг. Эти меры соцподдержки назначаются всем, независимо от уровня дохода получателя.

Но ведь на деле уровень доходов очень разный.

Например, среди пенсионеров есть люди, много лет проработавшие во власти, на руководящих постах, и пенсии у них достаточно высокие. Кто-то из них и сейчас еще трудится, получая с учетом своего опыта также довольно неплохие доходы. То есть этих людей абсолютно нельзя назвать малообеспеченными. Но при этом они получают все предусмотренные сегодня законодательством меры социальной поддержки наряду с пенсионерами, у которых доходы более чем скромные.

И такая ситуация действительно, во-первых, вызывает недовольство в обществе, во-вторых, расходуются бюджетные средства, которые можно направить на реальную помощь тем, кто в ней нуждается.

Поэтому предлагается ввести критерий нуждаемости, чтобы меры социальной поддержки предоставлялись гражданам из категории ветеранов труда в том случае, если они не работают и если их ежемесячный доход не превышает двух прожиточных минимумов. В большинстве регионов такой подход действует. В некоторых субъектах Федерации оцениваются не только доходы, но и имущественное положение получателя – наличие автомобиля или площадь жилой недвижимости в собственности. В Карелии имущественный критерий применять не планируется.

— Когда изменения могут вступить в силу и кого именно они все-таки коснуться, а кого нет, можно ли рассказать подробнее?

— Если законопроект будет принят, он вступит в силу с 1 января следующего года. Нововведение никак не коснется тех ветеранов труда, которые сейчас получают меры социальной поддержки. Для них пересматриваться ничего не будет. Критерий адресности будет применяться только к новым получателям.

Не коснутся изменения также таких категорий граждан, как труженики тыла, реабилитированные лица, работники социальной сферы, культуры, образования, здравоохранения, которые трудятся на селе (а также пенсионеров, много лет проработавших в этих отраслях в сельской местности). Мы понимаем, что одна из главных задач сегодня – привлекать и сохранять на селе квалифицированные кадры, поэтому в данном случае все меры соцподдержки сохраняются в полном объеме.

Более того, для жителей села законопроект предусматривает существенные улучшения. Поясню также на примере. Скажем, пенсионер, ветеран труда проживает в Петрозаводске в благоустроенном жилье. Кроме ежемесячной денежной выплаты, он получает 50-процентную льготу практически на всё: содержание, текущий ремонт жилья, горячее и холодное водоснабжение, электроэнергию, вывоз мусора и так далее. И ветеран труда, также заслуживший в полной мере это звание, проживающий на селе, он по факту получает льготу только на ограниченный набор услуг — на электроэнергию, вывоз мусора. Просто потому, что у него нет ни централизованного водоснабжения, ни теплоснабжения. И ему самому надо печку растопить, и воду принести. И это никак не учитывается при предоставлении социальной поддержки.

Министерство социальной защиты Карелии. Фото: "Республика"/Любовь Козлова

Министерство социальной защиты Карелии. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

На мой взгляд, такая ситуация по отношению к жителям села несправедлива. Поэтому предлагается заменить 50-процентную льготу по оплате жилья и коммунальных услуг единой фиксированной выплатой. Исходя из проведенных расчетов, она с учетом проиндексированной ЕДВ для ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц она составит более 1 700 рублей в месяц. Для педагогических работников на селе – 3 378 рублей, для сельских педагогов иных учреждений, кроме образовательных, 3 147 рублей (это же касается сельских пенсионеров, проработавших в данных отраслях).

Сразу отмечу, что экономии средств республиканского бюджета этот подход не даст – но такая задача и не ставится. Цель – во-первых, все-таки поднять ежемесячную выплату, чтобы она была более весомой для получателей, во-вторых, сделать сам механизм предоставления этих мер социальной поддержки более понятным и прозрачным. Именно адресность социальной поддержки в итоге обеспечивает и ее действенность, и справедливость.