Политтехнолог объяснила, почему санкции против России не работают так, как ожидалось

Кристина Потупчик рассказала о правилах и методах информационной войны и о том, сможет ли Запад «отменить» Россию.

Известный политтехнолог и медиаменеджер Кристина Потупчик рассказала о правилах и методах информационной войны и о том, сможет ли Запад «отменить» Россию. В интервью «Комсомольской правде» она отметила, что сегодня против России применяется совершенно новый вид информационного оружия – cognitive warfare – «война умов» или «война в умах» – впервые использованный в таких масштабах.  Еще в январе 2021 года Инновационный центр НАТО (iHub) опубликовал отчёт, в котором говорится, что человеческий разум и его восприятие информации рассматривается военным союзом как новая область ведения боевых действий.

У Америки большой опыт агрессивного координирования информационных потоков, но украинская кампания гораздо дороже, чем все предыдущие.

«То, что мы наблюдаем сегодня в западных СМИ — самая дорогая пиар-кампания в истории. Она имела аналоги, но в меньших масштабах, такого накала ненависти ко всему русскому я не припомню, — говорит Кристина Потупчик. — Затраты на антирусскую кампанию в медиа несопоставимы с платой за газ и товарным оборотом между Россией и Евросоюзом».

Механизмы, которые сейчас используются, были отработаны на BLM и кампании против Трампа. И теперь достаточно задать направление, а дальше информационное оружие начинает работать в автоматическом режиме.

«Пропаганда берёт на день одну-две магистральных темы и начинает заливать этими информационными поводами все свои каналы коммуникации — от крупнейших СМИ до микроблогеров с условно 28 подписчиками, — поясняет Кристина Потупчик. – Безусловно существует и какой-то медиаплан чуть ли не на каждый день, универсальный темник с несколькими магистральными линиями, которые нужно протягивать в СМИ и у блогеров».

Например, чтобы создать у российской аудитории впечатление, что множество авторитетных медийных персон не одобряют спецоперацию, активно распространяются критические высказывания какого-нибудь лидера общественного мнения из России. Или муссируется тема с западными компаниями, которые покидают Россию, чтобы продемонстрировать изоляцию нашей страны.

«Цель, на самом деле, очень простая. Русский человек должен почувствовать, что он — ложка дёгтя в западной цивилизации. Что Запад может отказаться от романов Толстого, музыки Чайковского, а самих граждан России перевести в людей второго сорта через лишение их права разделять гедонистические ценности. Предполагается, что для этого надо отобрать у нас «Макдональдс», «Луи Виттон» и «Мерседес». <…> Нас лишают не услуг, а признаков цивилизационного статуса, – объясняет политтехнолог. – Они всерьёз считают, что гедонистические ценности – это некое ядро «западной» идентичности. Но лишив нас их, Запад приводит нас к самим себе. Механизмы внушения отключаются и тем самым сокращают возможность влиять на граждан России».

По словам Кристины Потупчик, такая тактика позволяет Западу выиграть лишь в краткосрочной перспективе. Россия пока отвечает на нее лишь разоблачением самых громких фейков. Но первый цикл неизбежно завершится. И когда выяснится, что за американоцентричную политику своих властей европейцы платят из собственного кармана, а те, кто веками твердил о неприкосновенности частной собственности, в рамках санкций забирают то, что принадлежит гражданам России по закону, у аудитории начнут возникать вопросы.

«А кого следующим захотят «отменить», чтобы разграбить имущество: ирландцев, басков, венгров, поляков, евреев? Что это, если не попытка реанимировать идеи нацизма? Концепция американоцентричного мира, «града на холме», разрушается на наших глазах, споткнувшись об Россию. Старый свет еще никогда не был таким старым, как сейчас», — считает Кристина Потупчик.

В результате неизбежно возникнет запрос на правду и информацию, которая отражает реальность, а не фантазии пропагандистов. И тогда свое слово скажет Россия.