По желанию родителей: школы в Амбарном и Плотине не закроют

«Единая Россия» в Карелии встала на сторону родителей учеников в поселках Амбарный и Плотина Лоухского района. Местные жители были обеспокоены тем, что школы могут закрыть. Решение нашли, дети будут учиться в родных поселках. При этом надо расширить возможности для социализации и развития детей.

 

Школа в поселке Плотина. Фото: «Республика» / Наталья Овсянникова

Школа в поселке Плотина была построена в 70-х годах прошлого столетия. По проекту она была рассчитана на 300 учеников. Сейчас здесь учатся семь детей разного возраста, а в следующем году останется пятеро. Это едва ли не самая малочисленная школа во всей Карелии.

В Амбарнской школе ситуация тоже непростая. Здесь 11 учеников, в следующем году, по прогнозам, останется 10 человек. В обеих образовательных организациях есть кадровые проблемы. Например, в школе в Амбарном 9 предметов ведет один-единственный учитель: окружающий мир, физику, биологию, химию, географию, технологию, предмет «Моя Карелия», ИЗО и ОБЖ. Математику и информатику для учеников 7-го, 8-го и 9-го классов дистанционно ведет учитель из соседнего района. В Плотинской школе большинство предметов преподают учителя начальных классов — математику, информатику, физику, биологию, химию и т. д.

Недавно в соцсетях и СМИ появилась информация, что школы в Плотине и Амбарном могут закрыть, плотинским школьникам предложат учиться в соседней Чупе, амбарнским — в поселке Энгозеро. Родители сильно забеспокоились: они хотят, чтобы их дети продолжали учиться в родных поселках. Ситуацию взяла под контроль «Единая Россия» в Карелии. Секретарь регионального отделения Элиссан Шандалович поручил создать партийную комиссию и безотлагательно выехать в Амбарный и Плотину, чтобы разобраться на месте — поговорить с учителями и родителями, увидеть условия обучения.

27 марта такая рабочая поездка состоялась. С педагогами и родителями учеников встретились министр образования и спорта Роман Голубев и председатель комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике Заксобрания Галина Гореликова.

Личный прием

Роман Голубев и Галина Гореликова провели личные приемы в обеих школах и поговорили с каждым родителем или семьей. Такое общение с глазу на глаз было необходимо, поскольку в семьях разные жизненные ситуации. И не все родители готовы их подробно обсуждать на общем собрании.

«Наша задача была вникнуть в каждую ситуацию, дать возможность людям рассказать о ней откровенно. Поэтому начали с того, что провели индивидуальные встречи с каждой семьей», — пояснил Роман Голубев.

А вот возможные решения обсудили уже все вместе: с коллективами школ и родительской общественностью.

Внимание каждому ребенку

Сейчас в школах каникулы, но теплая и даже домашняя атмосфера здесь чувствуется. Хотя, конечно, сами здания старые, проблемы есть не только с педагогическими кадрами, но и с материально-техническим обеспечением. Тем не менее родители опасаются, что их детям будет тяжело привыкать к учебе в больших коллективах.

Но ведь рано или поздно дети покинут стены школы и вступят во взрослую жизнь, отметил в беседе с родителями Роман Голубев.

«Важно помочь ребятам социализироваться сейчас, на этапе взросления. Чем меньше школа, тем больше надо давать детям возможностей выезжать, общаться со сверстниками из других поселков, участвовать в районных и республиканских мероприятиях. Это возможно, если объединить усилия образовательных организаций, расположенных поблизости друг от друга», — отметил Роман Голубев.

Обновленная школа в Чупе

Школа в Чупе. Фото: «Республика» / Наталья Овсянникова

Пока же родителей учеников Плотинской школы, например, пригласили приехать на экскурсию в школу в Чупе. Сейчас тут завершается капитальный ремонт. Уже через неделю больше 200 учеников придут, по сути, в новую школу.

Здесь все выполнили по самым современным требованиям. Отремонтировали фасады и кровлю, заменили системы отопления, водоснабжения, канализации, электрики. Классы, холлы, спортивный и актовый залы — светлые и просторные, столовая — уютная и красивая. В созданном тут образовательном центре «Точка роста» — цифровое оборудование для уроков информатики, технологии и ОБЖ. Дети смогут в том числе заниматься робототехникой и ЗD-моделированием.

«Хотелось бы, чтобы мамы и папы, бабушки и дедушки ребят из Плотинской школы своими глазами увидели, какие условия созданы в соседней Чупе. Если семьи захотят, чтобы их дети там учились, такая возможность должна быть обеспечена. Но решение, подчеркиваю, остается за родителями», — сказала Галина Гореликова.

Совместными усилиями

Но даже если родители выберут учебу в школе в Плотине, не использовать возможности современной школы в Чупе для развития детей было бы неправильно. Ребятам как минимум надо дать возможность приезжать в Чупинскую школу на культурные и спортивные мероприятия. Для этого с Минтрансом Карелии проработают вопрос о состоянии дороги.

Проблема с транспортной доступностью есть и в Амбарном, дорогу до Энгозера тоже надо приводить в нормативное состояние. И этот вопрос также будут решать.

Есть и еще одна очень важная тема. Среди учеников и в Плотине, и в Амбарном есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Им нужно сопровождение психолога, логопеда, дефектолога, но в поселках таких специалистов нет. И эту проблему тоже предстоит решать. Например, в Чупинской школе работает логопед, и еще одного педагога руководство готово переобучить по специальности «дефектолог». С директором школы обсудят, как можно было бы организовать сопровождение таким специалистом детей из Плотины. В Амбарнской школе тоже требуется усилить коррекционную работу: сейчас сюда приезжает специалист из Лоухи, но этого недостаточно.

 

Какое приняли решение?

Все эти вопросы обсудили на встречах с родителями. Их желание, чтобы дети оставались учиться в родных поселках, услышано. Но возможности для социализации и развития детей надо расширять. Кадровой проблемой тоже будут заниматься. Созданная администрацией Лоухского района комиссия проработает все необходимые вопросы, оценит имеющиеся потребности и ресурсы.

Предлагается такой вариант: школы в Амбарном и Плотине работать будут, но юридически станут филиалами школ в Энгозеро и Чупе соответственно. Дети продолжат учиться, а педагоги — трудиться в родных стенах. Руководители Плотинской и Амбарнской школ по-прежнему смогут решать текущие вопросы. Но их, во-первых, избавят, от огромной отчетности, обилия бумаг, чтобы была возможность сосредоточиться на преподавательской деятельности. Во-вторых, объединив усилия с «головными» школами, можно будет решать и задачи по развитию: например, по созданию кружков, организации досуга детей и так далее.

Родители против такого варианта на встречах не возражали. И в целом общение прошло в спокойной обстановке: люди убедились, что их не только слушают и слышат, но и вместе с ними ищут решения. По словам Галины Гореликовой, это не последняя рабочая поездка в район. Парламентарий планирует провести встречи и по вопросам занятости молодежи. Ведь школы в таких небольших поселках будут жить, если отсюда не будут уезжать молодые семьи. На такие встречи председатель парламентского комитета пригласит представителей регионального управления труда и занятости, чтобы они проконсультировали жителей по мерам государственной поддержки в этой сфере.