Группа депутатов Петросовета собирает подписи коллег за созыв внеочередной сессии, чтобы оперативно решить проблему с субсидированием проездных на троллейбусы для студентов и школьников.
В повестке сессии горсовета, которая состоялась 23 апреля, вопроса о выделении субсидий ПМУП «Городской транспорт» на дальнейшую продажу предприятием льготных проездных для студентов и школьников не оказалось. Как пояснил депутат Павел Сандберг, внесение этого вопроса на рассмотрение народных избранников – компетенция администрации Петрозаводска. Но по непонятной причине мэрия этого не сделала.
«Складывается ощущение, что администрация Петрозаводска и руководство подведомственного ей муниципального предприятия просто забыли об учащейся молодежи, поскольку были на тот момент озабочены совсем иной темой», — говорит Павел Сандберг.
Что это за тема, очевидно, считает депутат. Инициированный мэрией эксперимент с 10-рублевой ценой за проезд в троллейбусах при себестоимости поездки более 27 рублей уже повлек за собой серьезные проблемы. Дело в том, что на дотирование разницы между социальной и экономически обоснованной стоимостью проезда в троллейбусах в городской казне заложено 119 миллионов рублей – эта сумма была утверждена Петросоветом в прошлом году исходя из того, что «Городской транспорт» возил пассажиров за 17 рублей. Таким образом, сумма дотаций устанавливалась исходя из того, что для покрытия разницы по каждому проданному билету из бюджета потребуется 10 рублей.
Однако в январе с подачи мэрии «Городской транспорт» в одностороннем порядке без всякого обсуждения с депутатами снизил стоимость поездки до 10 рублей. Соответственно, на дотирование каждого проданного билета из казны потребовалось уже 17 рублей. «Городской транспорт» бодро рапортовал об увеличении пассажиропотока, что, конечно, было бы только плюсом, если бы предприятие жило и работало самостоятельно, без помощи из городской казны. В условиях же глубокой дотационности это автоматически ведет к тому, что месяц за месяцем сумма, которая требовалась на покрытие разницы между установленной «Городским транспортом» стоимостью поездки и ее себестоимостью, увеличивается. Еще на предыдущей сессии Петросовета депутаты предупреждали: такими темпами заложенные на дотации средства закончатся уже к сентябрю.
Где мэрия будет тогда искать недостающие средства, учитывая крайне тяжелую ситуацию с наполнением доходной части казны, в городской администрации так и не пояснили. Ситуация осложняется тем, что «Городской транспорт» находится в процедуре банкротства: на предприятии введено внешнее наблюдение. Отчет временного управляющего будет рассмотрен в Арбитражном суде 6 мая. По словам Павла Сандберга, он разделяет ранее высказанное мнение ряда своих коллег-депутатов о том, что необходимо дождаться этого отчета, прежде чем принимать какие-либо решения о выделении дальнейших дотаций «Городскому транспорту» на покрытие разницы между стоимостью и себестоимостью перевозок. Депутат уверен, что это логичная и ответственная позиция: необходимо четко представлять финансово-экономические показатели и перспективы ПМУП, чтобы бюджетные деньги вновь не улетели в трубу, как случалось уже не раз, когда троллейбусное предприятие, несмотря на всю бюджетную поддержку, с завидной регулярностью банкротилось.
Именно поэтому на сессии 23 апреля большинство депутатов, согласившись с этой позицией, проголосовали против немедленного выделения новых дотаций «Городскому транспорту». Это решение, безусловно, было крайне неприятно для мэрии, которая не хочет брать на себя ответственность за последствия непродуманных экспериментов с муниципальным предприятием, находящимся в процедуре банкротства.
«В отместку с подачи мэрии «Городской транспорт» заявил об отмене проездных для студентов и школьников и повышении цены на проезд до 27 рублей. Такие действия – это просто шантаж, попытка таким образом решить проблемы руководства предприятия, о которых депутаты уже не раз предупреждали и «Городской транспорт», и администрацию Петрозаводска», — говорит депутат.
Павел Сандберг подчеркивает: во-первых, повышать стоимость проезда до 27 рублей «Городской транспорт» не имеет никакого права, и прекрасно об этом знает. Предельный тариф, согласованный с Петросоветом, 17 рублей.
Во-вторых, что касается субсидий на проездные для студентов и школьников, то, это вообще отдельная бюджетная статья. И она не имеет никакого отношения к дотациям на разовую поездку на троллейбусе для всех прочих категорий граждан.
«Этот вопрос должен был быть отдельно внесен в повестку дня администрацией города. И мы, конечно, за него проголосовали бы. Мы всегда последовательно выступали и выступаем за поддержку учащейся молодежи. Поддержали требования студентов, которые долго добивались снижения цены на проездные билеты. Но, еще раз повторюсь, именно «Городской транспорт» и мэрия должны были, готовясь к сессии, вынести этот вопрос с проведенными обоснованными расчетами», — отмечает Павел Сандберг.
По его словам, «забывшая» об этом администрация города теперь пытается свалить вину на депутатов. Между тем, если бы в мэрии действительно были озабочены проблемой проездных для школьников и студентов, то городским чиновникам следовало бы оперативно попросить депутатский корпус собрать внеочередную сессию для обсуждения этого вопроса. Таким образом городская администрация только бы исправила собственную оплошность.
«Но от администрации города не последовало никаких действий. Мэр Галина Ширшина, видимо, все еще на больничном. Ее заместители также молчат по этому поводу. Поэтому мы решили сами инициировать внеочередную сессию Петросовета», — рассказал Павел Сандберг.
Для этого необходимо набрать не менее 10 подписей депутатов. Павел Сандберг пояснил, что за созыв выступает депутатское объединение «За Петрозаводск», в которое он входит, а также выразил уверенность, что инициативу поддержат и коллеги из других фракций.
Депутаты намерены предложить провести внеочередную сессию после майских праздников. На период до нее, по словам Павла Сандберга, удалось договориться о поддержке, которую школьникам и студентам окажут частные перевозчики. Как уже сообщала «Республика», продажа проездных откроется в ближайшее время.
«Мы благодарны перевозчикам за то, что они пошли навстречу нашей просьбе. Но, подчеркну еще раз, решением этой проблемы должна была озаботиться администрация города. Именно она должна была искать пути исправить свою оплошность с невнесением вопроса в повестку дня сессии, а не перекладывать ответственность на других», — подчеркнул Павел Сандберг.