Небезопасные переходы: незрячие пешеходы проинспектировали перекрестки Петрозаводска

Рейд по самым популярным маршрутам для незрячих и слабовидящих горожан в карельской столице показал, что переходить дорогу даже на зеленый сигнал светофора сложно и порой даже опасно. Но Петрозаводск благодаря активистам может стать "говорящим городом". Карельские инвалиды по зрению уже подали заявку на грант, чтобы и Петрозаводск стал более комфортным и безопасным. Подробности в нашем материале.

Незрячие пешеходы в Петрозаводске. Фото: "Республика" / Марина Бедорфас

Дорога, светофор, кнопка и звуковой сигнал. Казалось бы, нет ничего проще перейти проезжую часть на регулируемом пешеходном переходе. Но вы закройте глаза и попробуйте это сделать на ощупь в городе, где довольно много машин, и сразу поймете, насколько это непросто и даже страшно.

Татьяна Рямзина. Фото: "Республика" / Марина Бедорфас

Фото: «Республика» / Марина Бедорфас

Выход на «зеленый»

Инвалиды по зрению проинспектировали пешеходные переходы в Петрозаводске. Вместе с журналистом «Республики» они прошли по самым популярным и востребованным маршрутам для незрячих людей и рассказали, почему небезопасно переходить дорогу даже там, где установлен светофор со звуковым сигналом.

Татьяна Рямзина. Фото: "Республика" / Марина Бедорфас

Татьяна Рямзина. Фото: «Республика» / Марина Бедорфас

 

«Вот на этом пешеходном переходе на Лососинском шоссе светофор оборудован кнопкой. Для того чтобы загорелся зеленый сигнал, необходимо нажать на нее. Даже слабовидящему человеку найти эту кнопку очень сложно, я уже не говорю о незрячих людях. Конечно, она должна быть сделана из яркого материала, как направляющие для слабовидящих. Зимой, когда много снега, а его у нас в городе не очень быстро и хорошо убирают, к кнопке просто не подойти. Кроме того, зеленый сигнал горит всего 12 секунд. Перейти за это время проезжую часть зрячему человеку невозможно, надо бежать, а уже про инвалидов и говорить нечего. Мы идем с тростью, проверяем путь перед собой и бежать не можем», — рассказала инвалид по зрению Татьяна Рямзина.

В этом районе города строится много нового жилья, открываются новые офисы, в том числе массажные салоны, где трудоустроены инвалиды по зрению. Для того чтобы подойти к остановке общественного транспорта, незрячим необходимо переходить дорогу именно на этом переходе.

Без бордюров

После ремонта дорог в карельской столице слепые и слабовидящие горожане столкнулись с еще одной проблемой.

Михаил Магумов. Фото: "Республика" / Марина Бедорфас

Михаил Магумов. Фото: «Республика» / Марина Бедорфас

«Недавно я переходил дорогу в этом самом месте, — рассказывает инвалид по зрению Михаил Магумов. — И мог оказаться под колесами автомобиля. Дело в том, что во время ремонта дорожники сравняли проезжую часть и тротуар. Да, это удобно для колясок, но я ориентируюсь с помощью трости и не понимаю в данном случае, где заканчивается тротуар, а где начинается дорога, поэтому просто вышел на проезжую часть. Если уже бордюр снят, то тогда должна быть в местах таких пешеходных переходов тактильная плитка для слепых, чтобы мы могли ориентироваться безопасно».

Дороги Петрозаводска. Фото: "Республика" / Марина Бедорфас

Дороги Петрозаводска. Фото: «Республика» / Марина Бедорфас

Незрячие горожане обратились с этим вопросом к дорожникам и в администрацию города. В качестве общественных контролеров, по словам учредителя Центра реабилитации людей с инвалидностью Олега Черепанова, они обследуют и проверяют пешеходные переходы после ремонта.

Пешеходный переход на Древлянке. Фото: "Республика" / Марина Бедорфас

Фото: «Республика» / Марина Бедорфас

Степан Дьяконов, председатель Федерации спорта слепых в Карелии, каждый день переходит дорогу на пересечении улиц «Правды» и Лыжной и признается, что ждать приходится иногда очень долго, чтобы найти момент для безопасного перехода.

«На перекрёстке улиц «Правды» и Лыжной самая большая проблема —  это шум. Очень шумно. На этом перекрестке сходится четыре основные транспортные артерии города. Подходишь к перекрестку, и не слышен звуковой сигнал светофора. Приходится ориентироваться на прохожих, но это не всегда правильно и не всегда прохожие есть рядом. Или ориентируешься на движение машин по перекрестку, а это очень опасно. Поэтому приходится стоять на тротуаре несколько циклов работы светофора, пока не убедишься в том, что загорелся зеленый сигнал», — рассказал Степан Дьяконов.

Центральная площадь

Светофор. Фото: "Республика" / Марина Бедорфас

Фото: «Республика» / Марина Бедорфас

Все незрячие и слабовидящие горожане отметили, что звуковой сигнал светофора из-за большого потока транспорта практически не слышно. А вот в центре города на площади Кирова, где установлено сразу несколько светофоров в разных направлениях, звуковой сигнал и вовсе вводит в заблуждение. Незрячие люди могут пойти на красный сигнал, когда звук исходит из рядом стоящего светофора, который регулирует движение по другой «зебре».

Олег Черепанов. Фото: "Республика" / Марина Бедорфас

Олег Черепанов. Фото: «Республика» / Марина Бедорфас

«На этот перекресток мы тоже пришли с вами неслучайно. Здесь, в центре Петрозаводска, расположены Национальный театр, где идут спектакли с тифлокомментированием, Музей изобразительных искусств, где есть тактильные копии картин для незрячих. Кроме того, рядом находится Национальная библиотека, где есть абонемент для инвалидов по зрению. Но переходить дорогу здесь небезопасно. А далеко не у всех есть сопровождающий», — рассказал Олег Черепанов.

Олег Черепанов считает, что Петрозаводск может стать намного безопаснее для незрячих людей. Для этого необходимо получить грант на проект «Говорящий город». Эту систему уже используют инвалиды по зрению в 26 регионах страны. Система связывает светофоры с мобильными телефонами незрячих и слабовидящих людей с помощью специального приложения и позволяет им самим включать зеленый сигнал светофора для перехода проезжей части. А голосовой помощник в телефоне сообщит, что переходить улицу безопасно.

Пешеходный переход. Фото: "Республика" / Марина Бедорфас

Пешеходный переход. Фото: «Республика» / Марина Бедорфас

«И вы знаете, мы можем реально обезопасить тех людей, которые ведут активный образ жизни, гуляют по городу, но у них нет сопровождающего. И даже спасти жизни!» — поделился Олег Черепанов.

Доступная среда

Ирина Хлебаева — тьютор, она обучает детей и взрослых передвигаться по городу с тростью. Ирина рассказала, что для начала она подбирает маршруты для своих подопечных со специальными ориентирами. Звуковой сигнал светофора — это тоже своеобразный ориентир для продолжения движения незрячего пешехода. Но из-за того, что люди с проблемами зрения чувствуют себя небезопасно на дорогах, перекрестках и пешеходах Петрозаводска, многие просто отказываются выходить из дома.

Ирина Хлебаева. Тьютер. Фото: "Республика" / Марина Бедорфас

Ирина Хлебаева. Тьютор. Фото: «Республика» / Марина Бедорфас

«Многие незрячие люди боятся передвигаться по городу самостоятельно. Из-за этого они ограничены в возможностях трудоустройства и редко посещают культурные мероприятия. Именно поэтому проект «Говорящий город» очень нужен для нашего Петрозаводска. Хочется, чтобы жизнь людей, несмотря ни на какие ограничения здоровья, была полноценной», — говорит Ирина Хлебаева.