Надежда Сенють: в сельских школах отношения с детьми семейные

Преподаватель иностранного языка из школы села Вешкелица Суоярвского района Карелии Надежда Сенють рассказала о всех прелестях и недостатках работы учителем на селе.

Преподаватель иностранного языка из Вешкелицы рассказала о всех прелестях и недостатках работы учителем в сельской местности.

Надежда работает в вешкельской школе уже шестой год. В село переехала сразу после окончания педагогического колледжа в Петрозаводске.

— Когда я заканчивала отделение иностранных языков педколледжа, узнала, что карельская педакадемия принимала на заочное обучение на факультет иностранных языков. Хотя заочного отделения на инязе обычно не бывает. Обучение финансировалось за счет бюджета района. Главное условие этой программы — учитель должен работать в сельской школе. Мы с мужем остановили свой выбор на Вешкелице, потому что это был самый близкий вариант от Петрозаводска. Когда я приехала, мне предоставили квартиру, оплачивают все коммунальные услуги. За шесть лет мы уже сменили три квартиры, но все они были благоустроенные. Сейчас мы живем в 3-комнатной, — рассказала педагог.

Школа, в которой работает Надежда, малокомплектная. Сейчас в ней обучаются около 60 детей. Учитель говорит, что ребят с каждым годом становится все меньше и меньше. В первый год ее работы было около 80 учеников. Однако условия для их обучения не уступают городским.

— Школа наша живет за счет того, что в поселке находится детский дом, и его воспитанники учатся у нас. Классы небольшие, в этом году самый большой класс — 13 человек. Есть классы, в которых по два человека. С одной стороны это облегчает работу учителя, с другой стороны, у нас репетиторское обучение. К каждому можно найти индивидуальный подход. В городских школах, когда в классах по 30 человек, учитель не может каждому уделять столько внимания.

В сельских школах семейные отношения с детьми, это нравится и мне как учителю, и родителям. В городах такого, конечно, нет. У нас порой приходят сложные дети из неблагополучных семей, мы стараемся к каждому найти подход, чтобы они как-то состоялись в жизни. Вот это, наверное, главное, что есть в сельских школах.

Вешкелица — старинное карельское село. У нас поддерживаются развитие и сохранение национальных традиций. Практически каждый второй говорит на карельском языке. В школе изучается карельский язык, в прошлом году были организованы курсы карельского для взрослых. Поэтому школу поддерживают районные власти, республиканские, также среди спонсоров есть финны. Когда я только приехала в школу, здесь уже было две интерактивные доски, в каждом кабинете по компьютеру, компьютерный класс. Не во всех петрозаводских школах в то время было такое оснащение.

Последние годы стали появляться проблемы. Интерактивная доска есть, но к ней нет специальной программы, чтобы можно было с ней работать. Компьютеры уже стали ломаться, не все из них функционируют. В этом году у нас в школе даже нет краски, чтобы что-то напечатать. Принтер мы покупали в прошлом году сами — скидывались коллективом. После введения подушевого финансирования средств школа стала получать гораздо меньше. То, что мы должны предоставлять детям — учебники, например, мы предоставляем, но не в том объеме, какой был раньше, — говорит педагог.

Коллектив в школе небольшой, преподавательский состав — около 15 человек. По словам Надежды, коллектив молодой, в школе работают только трое пенсионеров. С кадрами проблемы нет, все учителя трудятся только по своей специальности, им не приходится вести «не свои» предметы, как это порой бывает в других школах. Сюда даже часто приезжают на практику студенты из Петрозаводска — и близко, и жилье предоставляется.

— Коллектив очень хороший, общение в школе добродушное, очень лояльное. Мы участвуем во всяческих проектах. На базе нашей школы проходит районный фестиваль «Мы в Карелии живем». Зарплаты нормальные, но они зависят от нагрузки. В городских школах есть фонд стимулирования, и если учитель хочет заработать побольше, то может заниматься дополнительно проектами, исследовательской деятельностью, давать открытые уроки, участвовать в конкурсах — за все это начисляются баллы, и можешь заработать больше. У нас при подушевом финансировании такого нет. Если что-то и начисляют, то очень немного. Нет финансового стимула к творческой деятельности. Также мало платят за классное руководство, а работы разной много: отчеты, журналы, дневники, классные часы, родительские собрания, мероприятия с классом. Сейчас учителя часто отказываются от классного руководства.

Есть такое понятие, как качество обучения, иначе средняя успеваемость учеников. Школа в зависимости от нее получает деньги. У нас в прошлом году этот показатель был поменьше, чем в предыдущем, поэтому нам немного урезали зарплаты. Мы уже даже смеемся: будем ставить одни «пятерки», и будем миллионерами.

Нашу школу перевели на новую котельную, последние два года проблем с теплом не было. В первый год, когда я работала, были проблемы, бесконечные поломки, сидели по несколько дней без тепла, даже школу закрывали. Сейчас такого уже нет. Но отопление подключают с первого октября, а в конце сентября уже холодно — сидим с обогревателями.

С детьми мне очень нравится работать — всегда чувствуешь себя молодой, всегда в хорошем настроении. Многие наши выпускники поступают в высшие учебные заведения. Одна из выпускниц, воспитанница детского дома, учась в университете на психолога, уехала на стажировку в Италию. Успехов много у наших детей, — подытожила Надежда Сенють.