Медвежьегорск: инвестиции, туризм, инфраструктура

Медвежьегорский район будет притягивать больше туристов. Пока туда едут 14% тех, кто путешествует по Карелии. Увеличивать показатели будут с помощью новых проектов, дополнительных мест размещения и развития дорожной инфраструктуры. О туризме, а также о судьбе завода "Карелия ДСП", перспективах месторождения "Братское" и расселении "авариек" говорили на встрече главы с министрами и представителями районной власти.

Мишка встречает въезжающих в Медвежьегорск. Фото: из архива Медвежьегорского районного музея

Мишка встречает въезжающих в Медвежьегорск. Фото: из архива Медвежьегорского районного музея

Хороший показатель

Объем инвестиций в основной капитал Медвежьегорского района за 9 месяцев прошлого года увеличился в 2,5 раза и составил 309,7 млн рублей. За аналогичный период 2019-го сумма вложений составляла около 113,9 млн рублей.

«Вопрос инвестиций — это самое важное. Если растут инвестиции, значит, в перспективе будут расти производство и налоги. 310 миллионов — это достаточно хороший показатель», — отметил Артур Парфенчиков.

Рост произошел в сфере транспортировки и хранения: доля данной отрасли в общем объеме инвестиций района составила более 53%, а сумма вложенных в нее средств увеличилась в четыре раза и составила 166 млн рублей.

В аналогичное количество раз увеличились и вложения в сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство. Доля данной отрасли в общем объеме инвестиций составляет 18%.

Также значительный рост заметен и в сфере госуправления и обеспечения военной безопасности, которая на данный момент составляет 16,5% от общего объема: она показала 13-кратное увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Наибольшая доля инвестиционных вложений пришлась на приобретение нежилых зданий и сооружений, расходы на улучшение земель — 51,1% (158,4 млн рублей), а также на приобретение машин, оборудования, инвентаря и других объектов — 40,5% (125,3 млн рублей).

«Карелия ДСП» и его судьба

Индекс промышленного производства, в отличие от объема инвестиций, снизился. В основном по объективным причинам. Это следствие непростой ситуации, в которой оказалось крупнейшее предприятие лесопромышленного комплекса «Карелия ДСП».

В мае прошлого года завод начал испытывать экономические трудности в связи с введением ограничительных мер и потерей рынка сбыта. По итогам 2020-го там произвели всего 7 тысяч условных кубометров древесно-стружечных плит — это 20% к уровню 2019 года.

В 2018 году новыми собственниками предприятия стали граждане из Азербайджана и России. Основным рынком сбыта продукции тогда являлась Азербайджанская Республика без акцента на российский рынок. С началом в 2020 году пандемии коронавируса и, как следствие, закрытием границ между странами проблемы у предприятия стали объективными. Его руководством было принято решение вывести завод в простой. В полный простой предприятие вышло в начале мая 2020 года. Приостановка работы завода привела к значительному росту долгов. Общая задолженность предприятия в прошлом году, включая заработную плату, составляла порядка 200 млн рублей.

С 1 ноября 2020 года имущество «Карелия ДСП», задействованное в производственном процессе, передано по договору аренды компании «Леспроминвест». Сейчас по договору гражданско-правового характера там трудятся 80 человек. Значительная часть бывших сотрудников «Карелия ДСП» обратилась в Центр занятости населения, уже трудоустроили 54 человека.

«По информации руководства, запланирован перевод работников с «Леспроминвест», которые по договору гражданско-правового характера работают, на трудовые отношения с «ДОК Пиндуши», который находится в стадии создания. Планируется довести численность предприятия до 170 человек», — отметил министр экономического развития региона Олег Ермолаев.

Производственный процесс "Карелия ДСП". Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Производственный процесс «Карелия ДСП». Фото: «Республика»/Сергей Юдин

В прошлом году предприятие погасило значительную сумму долга по заработной плате — это более 10 млн рублей. Тем не менее, по состоянию на конец января, задолженность сохраняется: остается выплатить еще 2 млн. Предприятие находится под постоянным контролем регионального правительства.

«Мы в течение 2020 года работали с налоговой службой и региональной сбытовой компанией, с ними были заключены мировые соглашения, которые позволили подать энергию на предприятие и урегулировать задолженность перед кредиторами», — пояснил Олег Ермолаев.

Артур Парфенчиков поручил включить в ближайший план его поездок встречу с руководством завода, чтобы на месте посмотреть, как организована работа.

«Мы были на Сортавальском лесозаводе, в нем никаких сомнений нет: эффективный собственник, есть программа, есть лес, планы расширения производства. Надо признать, что здесь мы таких четких планов не видим. Давайте встречу в ближайшие недели организуем, чтобы понять, какие планы и какой настрой у тех, кто осуществляет управление предприятием», — заявил руководитель региона.

В начале февраля стало известно, что работу завода переориентировали на российский рынок сбыта. Такую информацию предоставили в Минэк Карелии его руководители. Основными рынками сбыта продукции стали Центральный (60%) и Северо-Западный (40%) федеральные округа.

Щебень и рабочие места

В ближайшие несколько лет индекс промышленного производства района может выдать и достаточно хорошие показатели, ведь рядом с поселком Пиндуши появится еще одно крупное предприятие. Компания «Прогресс» планирует реализовать здесь инвестпроект по разработке месторождения «Братское» — это добыча гранита и производство щебня. Стоимость проекта составит около 14,5 млрд рублей.

Почти 2/3 от заявленной суммы — это привлеченные средства. На данный момент компания уже вложила в проект около 0,5 млрд рублей.

«Привлечены крупнейшие в мире организации по профессиональным аудиторским услугам для подготовки пакета документов кредитным организациям. Предприятие планирует в течение 2021 года решить вопрос с финансированием», — пояснил Олег Ермолаев.

«Прогресс» планирует производить до 5,7 млн тонн гранитного щебня в год. На данный момент с Фондом развития моногородов решается вопрос о дороге к объекту. Ожидается, что разработка месторождения позволит создать новые рабочие места для жителей всего района. Планируемые сроки строительства — 2021-2023 годы.

«Прогресс» относится к группе компаний «ВИС» — это один из крупнейших российских девелоперов. Руководство региона подписало с ним соглашение о строительстве карьера во время Петербургского международного экономического форума, который проходил в 2018 году.

Миллиард на дороги

На содержание и развитие дорог Медвежьегорского района в этом году направят более миллиарда рублей. Годом ранее эту сумма составляла 893 миллиона.

В 2020-м была построена линия освещения на участке автодороги Медвежьегорск — Толвуя — Великая Губа протяженностью 3,5 километра. Стоимость работ составила 9,4 млн рублей. За счет субсидии Дорожного фонда Карелии был отремонтирован подъезд к отделению психоневрологического интерната.

В этом году завершится строительство автомобильной дороги Великая Губа — Оятевщина протяженностью 31,3 км. В 2021-м из федерального бюджета на объект выделили более 200 млн, всего же стоимость автодороги составила более 1,5 млрд рублей. По замыслу властей, этот путь позволит туристам посещать Кижи круглогодично, вне зависимости от сезона. Трасса дойдет до берега Онежского озера, расположенного в нескольких сотнях метров от острова.

Строительство автодороги Великая Губа - Оятевщина. 16.09.20. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Строительство автодороги Великая Губа — Оятевщина. 16.09.20. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Также в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2021-м начнется ремонт дороги Медвежьегорск — Толвуя — Великая Губа, общая протяженность которой составляет 107 км. Уже заключен контракт на ремонт участка длиной 77 км, срок выполнение контракта — 2021-2022 годы. Стоимость работ составит более 1,9 млрд рублей. Завершить ремонт всей дороги планируют в 2023 году.

В этом году Упрдор «Кола» планирует завершить работы по ремонту участка автомобильной дороги федерального значения А-119 Вологда — Медвежьегорск между поселками Пяльма и Челмужи, его протяженность составляет 12 километров. Также в 2021 году запланирован ремонт моста на 21-м километре автомобильной дороги Паданы — Совдозеро (через Сельги, Гумарино)». Стоимость работ составит 23,7 млн рублей. Госконтракт планируют заключить в марте текущего года.

Больше туристов

Развитие дорожной инфраструктуры поможет и с развитием туризма. Несмотря на пандемию, в 2020 году Медвежьегорский район посетили 110 тысяч человек, то есть 14% от общего турпотока региона. Артур Парфенчиков обращает внимание районных властей на то, что для такой уникальный территории это низкий показатель.

«Сегодня развитие туризма сдерживается отсутствием мест размещения, я полагаю, что мы первым этапом должны сделать всё, чтобы на Оятевщине, в Заонежье появилось пять сотен мест размещения разного уровня», — подчеркнул глава Карелии.

Сегодня на территории Медвежьегорского района доступно 414 койко-мест, но с завершением строительства дороги на Кижи их количество будет расти.

«Мы уже сегодня видим интерес бизнеса к созданию туробъектов на территории Заонежья, понятно, что их планируется привязать к острову Кижи, поэтому тут Минприроды, Минимущества и администрации района должны работать в максимально сжатых сроках», — считает Артур Парфенчиков.

Отражение кижского ансамбля в окнах дома Ошевнева на острове Кижи. Фото: Илья Тимин

Отражение кижского ансамбля в окнах дома Ошевнева на острове Кижи. Фото: Илья Тимин

Один из перспективных проектов в сфере туризма — это «Открытые Кижи». Его инициатором является одноименная организация, а учредителем выступает группа компаний «Трансбалт» из Санкт-Петербурга.

Инвестор планирует построить туристический комплекс на противоположном берегу от острова-заповедника в районе деревни Оятевщина. Объем инвестиций составит около 466 млн рублей. Срок реализации проекта — 2021-2025 годы.

Сейчас вместе с «Трансбалтом» прорабатывается вопрос о строительстве новой автозаправочной станции на дороге в сторону Оятевщины.

Не только Кижи

Территории оборонительных сооружений Медвежьегорска времен Великой Отечественной войны могут внести в официальную экспозицию Музея Карельского фронта. Предложение внес Артур Парфенчиков. Такие меры помогут привести объект в порядок, сохранить его и развить туристический потенциал района. Фортификационные сооружения стали бы частью возможного маршрута по истории боевых действий в Карелии в годы войны.

«Его можно закольцевать с линией обороны Петрозаводска и Медгоры, Беломорска и сделать интересный маршрут, учитывая что у нас Высота [168,5] под Петрозаводском. Если всё это объединить, то получится интересный закольцованный маршрут, посвященный Великой Отечественной войне. Мы уже этот проект рассматриваем», — отметила вице-премьер по социальным вопросам Лариса Подсадник.

Также руководитель региона подчеркнул, что для объекта необходимо найти ответственного хозяина. «Когда мы работаем с общественниками, есть возможность получить гранты, но на гранты мы не можем содержать объект. Если это всё будет в рамках регионального музея, то мы можем гарантировать содержание и продолжение работы. Это историческое достояние и надо работать в системе, где-то не жалеть госсредств, они там не такие большие нужны», — отметил Артур Парфенчиков.

Больше молока

Каждый десятый литр карельского молока производят в Медвежьегорском районе — это продукция совхоза «Толвуйский». В 2020 году предприятие увеличило объем производства молока на 21% и мяса крупного рогатого скота — на 35% по сравнению с 2019-м.

В прошлом году совхозу оказали господдержку на пополнение производственных фондов, приобретение новой техники и поддержку собственного производства молока. Сумма составила около 57 миллионов рублей, большая часть — республиканские средства.

В 2020-м Медвежьегорский молокозавод начал производить сливки 15% жирности и пастеризованное молоко 3,2% жирности. В планах запуск производства сметаны 20% жирности и сливочного масла 82,5% жирности.

В рамках заключенных договоров предприятие поставляет продукцию в федеральные и локальные торговые сети, частным предпринимателям, через дистрибьютеров — в образовательные, социальные учреждения и учреждения здравоохранения, напрямую — в дошкольные образовательные учреждения Костомукши, Медвежьегорска и Пряжи.

Медвежьегорский молокозавод. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Медвежьегорский молокозавод. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Расселение аварийного жилья

Министр строительства Карелии рекомендовал администрации Медвежьегорского района активнее взаимодействовать с собственниками аварийного жилья и предлагать им компенсацию на покупку квартиры. По словам Виктора Россыпнова, почти половина жилых помещений в Медвежьегорске, подлежащих расселению до 2023 года, находится в собственности.

Всего аварийными признанно 338 многоквартирных домов района. В действующую региональную адресную программу по переселению граждан включено 69 из них. На данный момент осталось расселить 234 квартиры, сделать это планируется до 2023 года.

Виктор Россыпнов отметил, что в будущем общее число домов, признанных аварийными, может измениться. «Эта цифра не окончательна. У меня на контроле ряд домов, которые не были признаны аварийными, но находятся в том же состоянии, что и аварийные дома по соседству. Однако в рамках предыдущей программы они были пропущены», — пояснил Виктор Викторович.

В районе планируют построить три многоквартирных дома для переселенцев. Один из них расположится в Пиндушах, где находятся около сотни квартир в муниципальной собственности. Проект по нему уже рассчитывает одна из крупных строительных компаний. Два других построят в Медвежьегорске. Также Виктор Россыпнов подчеркнул, что уже готов проект для новой школы, которую планируют возвести в райцентре. «На ближайшую сессию ЗС мы направляем бюджетную заявку, чтобы в этом году строительство школы начать», — пояснил руководитель Минстроя.

Больше кадров в медицину

Одна из главных проблем в сфере здравоохранения — нехватка кадров. Медвежьегорская ЦРБ укомплектована врачами меньше чем наполовину, а средним медицинским персоналом — лишь на 65%.

Собственный медперсонал имеют шесть районных фельдшерско-акушерских пункта, в остальных применяются выездные формы работы. Ожидается, что в 2024 году в ФАП в деревне Великая Нива придет специалист, который обучается по целевому договору.

На данный момент по целевым договорам с больницей обучаются 35 студентов, из них 18 человек — на уровне специалиста, 3 человека — ординаторы, 6 человек — на уровне среднего медицинского образования, 8 человек — по очно-заочной форме на базе центральной районной больницы в Петрозаводском базовом медицинском колледже.

Медвежьегорская ЦРБ. Фото: Алексей Рыбаков

Медвежьегорская ЦРБ. Фото: Алексей Рыбаков

Ожидается, что в этом году трудоустроят трех целевиков по специальностям «анестезиология и реаниматология» и «лечебное дело».

Продолжится модернизация первичного звена здравоохранения: в ближайшие годы капитально отремонтируют поликлиники в Медвежьегорске и Пиндушах, главный корпус ЦРБ, ФАПы в Сергиево, Ахвенламби, Ламбасручье, Шалговаарах, Сосновке, врачебные амбулатории в Челмужах и Шуньге, планируется построить новые ФАПы в Спасской Губе и Маслозере, врачебные амбулатории в Повенце и Великой Губе. Будет закуплено 19 специализированных автомобилей.

Закончить ФОК

На строительство нового физкультурно-оздоровительного комплекса в Медвежьегорске требуется еще 50 млн рублей. На данный момент спортивный объект готов на 63%. Он находится под охраной. Договор с новым подрядчиком планируют заключить в момент, когда будет известен источник финансирования.

Артур Парфенчиков подчеркнул, что 50 млн — это значимая сумма. «Надо средства искать, объект достраивать, держать его под охраной нерационально», — заявил он.

С прошлым подрядчиком договор расторгли по соглашению сторон. Выделенные ему бюджетные средства были либо отработаны, либо возвращены. Также организация выплатила штрафные санкции, а местным жителям, которые участвовали в строительстве, выплатили недостающую зарплату.

ФОК в Медгоре. Фото со страницы Артура Парфенчикова в социальной сети "ВКонтакте"

ФОК в Медгоре. Фото со страницы Артура Парфенчикова в социальной сети «ВКонтакте»

«Мудрое решение — не уйти в суды, а выплатить зарплаты, вернуть деньги и выполнить работы, которые профинансированы, хоть результат нас и не удовлетворяет. ФОК не достроен. Объект оказался сложным в плане реализации. Местных компаний не нашлось, приходится работать с предприятиями из других регионов. Давайте задачу поставим на этот год — мы должны этот объект достроить», — подчеркнул Артур Парфенчиков.

К слову, это уже второй подрядчик, с которым расторгли договор при строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса. Первая организация неоднократно срывала сроки сдачи объекта, вторая не справилась с поставленной задачей из-за пандемии.

Спорт в Пиндушах

В поселке Пиндуши планируют отремонтировать спортивный стадион. «Необходимость в ремонте есть. Мы живем уже другими стандартами, и стадион должен быть качественный, красивый и современный. Главное, что территория есть в центре поселка, где можно строиться», — подчеркнул руководитель региона.

По словам вице-премьера по социальным вопросам Ларисы Подсадник, провести работы можно в рамках федеральной программы по реконструкции спортзалов и плоскостных сооружений, которая действует в поселках городского типа и малых городах.

«Мы будем ждать от районов сметных расчетов и готовы в эту программу с Минобром заявляться на следующий год. Там неплохие деньги, достаточно много проектов реализуем именно через эту программу», — пояснила вице-премьер.

Артур Парфенчиков поручил местной администрации и Министерству образования подготовить заявку в программу на лето 2022 года, но подчеркнул, что главная задача для района в сфере спорта на данный момент — достроить физкультурно-оздоровительный комплекс в Медвежьегорске.