На заводе «Петрозаводскмаш» завершились испытания нового контейнера для транспортировки отходов ядерного топлива ТУК-146.
Эту 137-тонную капсулу, которая напоминает деталь космического корабля, изрядно встряхнули, а потом накачали азотом и гелием, чтобы проверить на микротрещины. Затем контейнер подняли и бросили с высоты в девять метров. Потом уронили еще раз — уже на острый штырь.
Хотя внешняя защитная оболочка была сильно повреждена, содержимое осталось целым и невредимым. Кассеты для ядерного топлива испытатели легко извлекли из специальной решетки, а это значило, что конструкция не деформировалась ни на микрон. Контейнер готов к серийному производству.
Чтобы разработать эту конструкцию, инженерам и ученым корпорации «Росатом», производственной площадкой которой является «Петрозаводскмаш», понадобилось четыре года. В ходе работы по проекту было получено до десяти патентов на изобретения, в том числе на уникальный сплав чугуна с шаровидным графитом. При этом конструкция получилась не слишком металлоемкой, а значит, не энергоемкой в производстве и вполне приемлемой по стоимости.
Вместимость хранилища в полтора раза больше, чем у существующих ныне аналогов. Но главное его достоинство в том, что это единственный контейнер, который сможет обслуживать не только традиционные станции, но и АЭС на быстрых нейтронах. Такие станции существуют пока только в России, однако вопрос об их мировом внедрении уже решен. Специалисты убеждены, что за ними будущее: запасы ядерного топлива в мире сокращаются, а на таких станциях его можно использовать повторно. Для транспортировки вторсырья как раз и потребуются контейнеры типа ТУК-146 производства петрозаводского завода.